Сохраним Тибет > Хамбын-обо в Монголии – место массовых казней буддийских монахов красными революционерами

Хамбын-обо в Монголии – место массовых казней буддийских монахов красными революционерами


1 сентября 2013. Разместил: Ing
Хамбын-обо в Монголии – место массовых казней буддийских монахов красными революционерами
Мемориал на Хамбын-обо (фото: С.Л. Кузьмин).

В ХХ в. тибетский буддизм был почти полностью уничтожен коммунистами в КНР, СССР и МНР. Коммунистическая партия Китая до сих пор скрывает свои преступления. Но в России и Монголии достоянием гласности становятся все новые находки, проливающие свет на то, как уничтожали религию. Правда, в последнее время и здесь появилась тенденция к замалчиванию преступлений коммунизма и к его героизации. Впрочем, история неизбежно расставит все по своим местам.

Общеизвестно, что коммунистические идеи были экспортированы в Монголию большевиками. В отличие от "царизма", они обусловили свою помощь этой стране безропотным принятием своей идеологии и методов ее внедрения. Этим занималась Монгольская Народная партия (МНП, позже переименованная в Монгольскую Народно-Революционную партию – МНРП).

В результате в Монголии были репрессированы ок. 37 тыс. человек, из них 27720 расстреляно. В общей сложности репрессиям подверглось 5% населения страны, или 10,9% мужской части населения. В частности, было репрессировано 17 тыс. буддийских монахов, из них 14 тыс. расстреляно (1). Ничего подобного не было в период абсолютной теократической монархии в Монголии во главе с Богдо-гэгэном Джебцзундамба-хутухтой VIII, у которого красные отобрали власть в 1921 г.

Большинство захоронений жертв репрессий остаются неизвестными. Но иногда на них натыкаются при земляных работах. Первая такая находка была сделана вскоре после краха социализма – в 1990-х гг. в Хубсугульском аймаке на севере страны.

В 2000-х гг. было вскрыто массовое захоронение казненных буддийских монахов у горы Хамбын-обо (монг.: Хамбын овоо) недалеко от проспекта Мира (Энх Тайвны өргөн чөлөө), у микрорайона 1 района Сонгинохайрхан города Улан-Батор. К тому времени это была уже третья находка подобного рода в Монголии, причем вначале компетентные органы на сообщения о находках человеческих костей отвечали, что в данном месте казней не было зарегистрировано, и сваливали вину на китайских оккупантов или барона Унгерна (2). Однако потом пришлось признать правду: людей убивали красные в конце 1930-х гг., когда Монголия переживала период "больших репрессий", импортированных из СССР по прямым указаниям И.В. Сталина. За период с 1932 по 1940 г. было арестовано 28451 человек, из них 20822 расстреляно (1).

Захоронение у Хамбын-обо нашли случайно. В 2000 г. на севере 1-го микрорайона недалеко от места, где была свалка, началось строительство в связи с расширением города. В земле стали находить человеческие кости – чем дальше, тем больше. Г. Пурэвбату, главе школы буддийской иконописи при главном монастыре Монголии – Гандантэгченлин, поручили ознакомиться с ситуацией. В апреле 2003 г. под его руководством начались большие раскопки.

Итоги своей работы он опубликовал в сборнике, посвященном изучению репрессий в отношении буддийского духовенства в Монголии (3). Он сообщил, что была найдена братская могила, состоявшая из девяти частей. Из них собрали два полных самосвала человеческих костей, в том числе 380 черепов. По предположению Пурэвбата, судя по составу фрагментов, это были останки в общей сложности 575 человек. Предполагается, что убитых было больше – с учетом того, что кости там находили уже три года, и не все они сохранились.

Пурэвбат писал, что среди костей были многочисленные обрывки одежды, религиозные предметы, желтые шапки и остатки монгольских халатов (дээл) желтого или красного цветов (которые носили ламы), кушаки, желтые шелковые рубашки, деревянные чашки, многочисленные голенища традиционных монгольских сапог. Некоторые рубашки были с вышивкой золотыми нитками – то есть принадлежали не простым людям. Помимо этих одежд был найден один солдатский китель. Встречались фарфоровые и фаянсовые чашки, на дне которых стояли советские клейма, а также эмалированные тазы с серпом и молотом на дне, изготовленные примерно в 1930-е гг.

По оценкам судебных медиков, убитые были люди примерно от 30 лет до беззубых стариков. Медики установили, что большинство черепов имели пулевые отверстия диаметром 0,5 – 0,8 мм от выстрелов из двух видов оружия. В большинстве случаев стреляли в затылок, но встречались разбитые черепа; некоторые берцовые кости были сломаны (3). Мы можем добавить, что, судя по черепам в Мемориальном музее политических репрессий в Улан-Баторе, пулевые отверстия имеются также в теменной и лобной частях. Кроме того, некоторые черепа вместо пулевых отверстий или наряду с ними имеют проломы, нанесенные тяжелыми предметами. Значит, часть людей убивали (или добивали) ударами по голове.

По-видимому, людей увозили на казнь за город (в то время это был пригород Улан-Батора) среди сопок в стороне от жилья, где можно было незаметно для посторонних глаз проводить убийства и погребения. Их привозили с их пожитками, которые после казни зарывали вместе с трупами.

После того, как кости были выкопаны, монахи провели необходимые ритуалы. Для дальнейшего изучения и хранения 130 черепов, часть костей и некоторые вещи передали в Музей репрессий, три государственных учреждения и монастырь Улзий-Бадрулагч. Все остальные кости кремировали, из них изготовили ца-ца (религиозные статуэтки в форме ступы), и заложили в субурган (ступу) высотой 9 м, который построили на Хамбын-обо (3).

Как сообщала газета "Зууний мэдээ", 3 июня 2003 г. на Хамбын-обо прошел большой молебен, в котором участвовали представители всех буддийских организаций Монголии и который возглавили Хамбо-лама монастыря Гандантэгченлин Д. Чойжамц и Хамбо-лама монастыря Дашчойлин Ч. Дамбажав. Во время церемонии зажгли 108 масляных ламп; 45 специально подготовленных студентов и преподавателей из монастыря Гандантэгченлин в течение пяти суток проводили необходимые религиозные ритуалы. Почти все останки сожгли. Из праха изготовили 6 тыс. ца-ца. Позже на сопке возвели большой субурган. Расходы оплатили жена премьер-министра Монголии О. Цолмон и администрация Улан-Батора (4).

Об этом был снят документальный фильм. Сейчас он доступен в Интернете на монгольском языке (5). В нем кратко сообщается предыстория находок на Хамбын-обо. Дается интервью с Г. Пурэвбатом (содержание в основном то же, что выше). Ученый и журналист Г. Аким в своем интервью говорит, что эти кости – лам и хувараков, убитых в 1938 г., которых ставили на колени и убивали выстрелом в голову; важно, чтобы в Монголии такое больше не повторялось. Далее в фильме идут кадры хроники под краткие сведения о репрессиях в Монголии и роли Сталина в них. О находках у Хамбын-обо издана книга (6).

На этом месте регулярно проходят религиозные и мемориальные мероприятия. Люди молятся за убитых, повязывают церемониальные шарфы (хадаки) на субурган и обо. На том месте, где были вскрыты захоронения, остаются ямы, строительство не ведется. Кроме Хамбын-обо, к настоящему времени в районе Улан-Батора выявлено еще два массовых захоронения жертв красных репрессий. По-видимому, есть и другие, которые пока не найдены.

Мемориал на Хамбын-обо (фото: С.Л. Кузьмин).Мемориал на Хамбын-обо (фото: С.Л. Кузьмин).Вид со стороны мемориала на места захоронений (фото: С.Л. Кузьмин).Вид со стороны мемориала на места захоронений (фото: С.Л. Кузьмин).Черепа казненных. Мемориальный музей жертв политических репрессий, г. Улан-Батор (фото: С.Л. Кузьмин).Черепа казненных. Мемориальный музей жертв политических репрессий, г. Улан-Батор (фото: С.Л. Кузьмин).

Кости казненных (фото в Мемориальном музее жертв политических репрессий, г. Улан-Батор).Кости казненных (фото в Мемориальном музее жертв политических репрессий, г. Улан-Батор).Кости казненных (фото в Мемориальном музее жертв политических репрессий, г. Улан-Батор).Кости казненных (фото в Мемориальном музее жертв политических репрессий, г. Улан-Батор).Фрагменты одежды и кости казненных (фото в Мемориальном музее жертв политических репрессий, г. Улан-Батор).Фрагменты одежды и кости казненных (фото в Мемориальном музее жертв политических репрессий, г. Улан-Батор).

Личные предметы на месте казней (фото в Мемориальном музее жертв политических репрессий, г. Улан-Батор).Личные предметы на месте казней (фото в Мемориальном музее жертв политических репрессий, г. Улан-Батор).Фрагмент одежды казненного монаха (фото в Мемориальном музее жертв политических репрессий, г. Улан-Батор).Фрагмент одежды казненного монаха (фото в Мемориальном музее жертв политических репрессий, г. Улан-Батор).Религиозные предметы и чашки казненных. Мемориальный музей жертв политических репрессий, г. Улан-Батор (фото: С.Л. Кузьмин).Религиозные предметы и чашки казненных. Мемориальный музей жертв политических репрессий, г. Улан-Батор (фото: С.Л. Кузьмин).

Список источников:
1. Энхжаргал П. Хэлмэгдүүлэлтийн үнэн түүх [Правдивая история репрессий]. – Нийслэл таймс, 16.03.2010.
2. Sanders A. Digging up Mongolia's past. – Inner Asia, vol. 9, 2007, p. 105
3. Пурэвбат Г. 2008. Yгүйсгэж болохгүй, мартаж болохгүй үнэн [Правда, которую нельзя отрицать и забывать]. – Лам нар, сүм хийдийн хэлмэгдэл цагаатгал. Улан-Батор, с. 101-104.
4. Political victims' remains cremated. – http://groups.yahoo.com/group/estudios-orientales/message/746
5. Баримтат кино – Хамбын овоо. – http://www.medeelel.com/videos/channels/video/1128
6. Аким Х. 2004. Хамбын овооны яс юу өгүүлнэ вэ [О чем свидетельствуют кости, выкопанные из Хамбын-обо]. Улан-Батор: Ган принт, 32 с. (текст на монгольском и английском)


С.Л. Кузьмин, Ж. Оюунчимэг