Сохраним Тибет > Лама Еше. Для чего обращаются за прибежищем?
Лама Еше. Для чего обращаются за прибежищем?8 октября 2013. Разместил: savetibet |
Этим учением лама Еше поделился во время церемонии дарования прибежища в январе 1983 года в Мадриде, Испания. Впервые оно было опубликовано в журнале «Виздом» в мае 1983 года. Не думайте, что сегодня вы примите прибежище и тем самым совершите какой-то необычный, новый для себя поступок. На протяжении жизни мы то и дело принимаем прибежище в еде, тепле, доме, одежде или, к примеру, в шоколаде. Мы поступаем так, потому что стремимся к счастью. Итак, для чего мы принимаем прибежище сегодня, сейчас? Что же в этом прибежище такого особенного? Поймите, что прибежище в шоколаде или мороженном преходяще и повлечет за собой лишь мимолетное удовлетворение. Прибежище, способное принести непреходящее счастье, – это наш внутренний опыт, постижение и твердая вера в буддийскую Дхарму. Принять прибежище в Дхарме, значит, постичь общую для всех нас природу, свою собственную и всех существ. Вот единственный способ стать неуязвимым для любых невзгод, подняться над ними. Лишь благодаря такому постижению исчезнут все несчастья, а также страстное желание насладиться мороженым, согласны? Вы же знаете, что для счастья недостаточно купить это лакомство и съесть его. Поразмыслите о своем опыте, в чем именно вы находите прибежище, когда чувствуете себя несчастным. Когда вы несчастны, вы совершаете странные поступки. Вы спешите в кинотеатр или ночной клуб – готовы бежать куда угодно, лишь бы забыться. Но рано или поздно придется признать, что ни один объект, в котором вы стремились обрести прибежище, не решил ваших проблем. С этого дня, с этой минуты поймите, что мороженое и танцы – это всего лишь поверхностное, мимолетное прибежище, а с практикой Дхармы вы обретете постоянное прибежище, которое приведет к непреходящему счастью. Дхарма – это путь, Будда – проводник, Сангха – добрые друзья, которые заботятся о вас, вдохновляют своим нравственным поведением и помогают обрести ясное понимание. Все иные попытки обрести прибежище, любой самсарическиий образ действий не вырвет проблему с корнем, а лишь усугубит ее. Позднее проблемы проявятся вновь, просто в иной форме. Прибежище в буддийской Дхарме устойчиво, оно гораздо надежнее, нежели все временные объекты прибежища. Чтобы принять прибежище, необязательно находиться рядом со статуей Будды, идти в храм или молельный дом. Поскольку прибежище – это состояние ума, его можно принимать где угодно – в ванной комнате, машине, постели, самолете. Очень просто и практично. Не надо делать ничего сверхъестественного, нет необходимости брать какие-то обеты. Прибежище можно принять мгновенно. Вот так! Принять прибежище ‒ значит «вверить себя». Мы вверяем себя Будде, Дхарме и Сангхе, они – спасители и освободители. Мы полагаемся не на образ, а на природу Будды. Вы раскрываете в своем сердце ее сущность и так сами становитесь Буддой, Дхармой и Сангой. Нам кажется, что достаточно вверить себя Будде и Дхарме. Так для чего же нужна Сангха? Без друзей, настоящих друзей нам приходится трудно, не так ли? Плохие друзья оказывают дурное влияние и могут привести нас в ад. Мы знаем, что есть люди с умом, как у курицы или свиньи, обезьяны или змеи. Нам это известно, а значит нужно делать выбор, проводить различие. Можно общаться с другом, но в какой-то момент придется сказать: «Послушай, мы зашли слишком уж далеко. Мне с тобой не по пути». Понимаете? С кармической точки зрения в таком поступке нет ничего плохого. Безусловно, важно поддерживать добрые отношения, но если любимые друзья ведут в неверном направлении, надо уметь сказать: «Дружище, я люблю тебя, но не могу поступать неправильно. Я не обязан, будто подневольный, следовать за тобой и делать все, что делаешь ты». Ваша собственная различающая мудрость подскажет, как правильно поступить, поэтому расстаньтесь, разорвите отношения с таким человеком. Это очень важный шаг. Наш современный мир – нечто немыслимое, скажу я вам! Здесь можно легко потеряться. Уверен, вы знаете об этом лучше меня. Поэтому так важно иметь друга по Дхарме, чьи поступки нравственны, кто обладает верным видением и способен защитить вас от опасности. Конечно, когда мы обретем способности Миларепы, необходимость опираться на Сангху отпадет, поскольку мы станем совершенно самодостаточными. Поэтому сегодня постарайтесь проникнуться пониманием того, что все временные виды прибежища поверхностны и не способны разрешить ваших проблем. Также осознайте, что единственный способ положить конец всем проблемам – разрушить свое эго до самого основания, уничтожить свои желания, вытекающие из неведения, и постичь природу своего существа, общую для всех нас. В этом нам поможет практика Дхармы. С этой минуты и до последнего вздоха направляйте все усилия на практику Дхармы и продолжайте поступать так из жизни в жизнь. Но помните, что прибежище принимают не для «галочки» и не вслед за какими-то смутными мистическими переживаниями. Важно принять прибежище, понимая суть Учения Будды, опираясь на мудрость, искренне и с распахнутым сердцем. Ощутите связь между собою и Буддой. Он обладает безграничной любовью, состраданием и полным пониманием реальности. У вас тоже есть сострадание и любовь, а также мудрость: до определенных пределов вы понимаете свою природу, просто пока вас эти качества ограниченны. Вы искренне желаете стать лучше, развить свое понимание. Вы хотите, чтобы вездесущие сострадание и любовь Будды и присущие вам сострадание и любовь вступили в диалог, соединились, слились воедино, и чтобы в этом соединении не было изъянов. Не думайте: «Увы, я напрочь лишен этих качеств». Вам присущи мудрость, умение любить и сострадать. В буддизме всегда подчеркивается, что человек, то есть вы, столь же ценен, как и Будда. Поверьте, что вашу все еще ограниченную мудрость, хрупкую любовь и неустойчивое сострадание можно развивать бесконечно. Их эволюцию невозможно остановить. У материи есть пределы, а энергию мудрости ума может развивать беспредельно. Для развития любви нет пределов, нет пределов для развития сострадания. Помните об этом. Это так прекрасно, правда? У подобной энергии, у человеческого ума нет никаких ограничений. Поэтому породите твердое намерение и непоколебимую веру. Порою кажется, что по отношению к некоторым людям мы исчерпали все свои запасы любви и сострадания, но это всего лишь поверхностные чувства. Постарайтесь изменить свой угол зрения: «Я могу отдавать, я могу любить». Сегодня взгляните на своего врага как на объект сострадания. Вам под силу это сделать. Перевод Дели Лиджи-Гаряевой |