Сохраним Тибет > Его Святейшество Далай-лама даровал учения по коренному тексту по махамудре Первого Панчен-ламы Лосанга Чокьи Гьялцена
Его Святейшество Далай-лама даровал учения по коренному тексту по махамудре Первого Панчен-ламы Лосанга Чокьи Гьялцена12 октября 2013. Разместил: Ing |
Атланта, штат Джорджия, США, 10 октября 2013 года - По просьбе монахов из монастыря Дрепунг Лоcелинг, расположенного в Антланте, в четверг Его Святейшество Далай-лама даровал учения по коренному тексту по махамудре Первого Панчен-ламы Лосанга Чокьи Гьялцена. Утром, прибыв в аудиторию «Глен Мемориал» университета Эмори, Его Святейшество сразу же приступил к учениям по тексту. Он пояснил, что не будет следовать традиционной процедуре, которая требует предварительного чтения молитв и повторяющихся толкований, но перейдет прямо к делу и будет разъяснять значение строф.
Во время учений Его Святейшества Далай-ламы в аудитории "Глен Мемориал" в университете Эмори. Атланта, штат Джорджия, США. 10 октября 2013 г. Фото: Сонам Зоксанг Его Святейшество сказал: «Как правило мы думаем о “я” как о хозяине нашего тела и ума. Но если мы начнем исследовать эти вопросы глубже, то не сможем найти никакого “я” которое существовало бы отдельно от тела и ума. Это подводит нас к пониманию, что “я” – это просто обозначение, ярлык; оно иллюзорно. Оно кажется плотным и настоящим, но исследуя, мы понимаем, что нет отдельно существующего “я”». Его Святейшество объяснил, что Будда преподал множество различных подходов к Учению, в том числе Колесницу шравак и Колесницу бодхисаттв. В этом контексте, в Тибете существовало учение о десяти божественных заповедях и шестнадцати людских заповедях. Десять состоят из практик нравственности, ведущих к благоприятному перерождению, тогда как шестнадцать в основном касаются правил человеческого общежития. Десять заповедей относятся к религиозной практике, и их разделяют все основные религиозные традиции мира, возможно, за исключением заповеди об «ошибочных воззрениях». Шраваки и пратьекабудды в первую очередь устремляются к достижению освобождения и сосредотачиваются на Четырех благородных истинах и упражняются, например в тридцати семи аспектах пути к пробуждению и двенадцати звеньях цепи взаимозависимого возникновения. Но для находящихся в Колеснице бодхисаттв основной целью является не собственное освобождение, но облегчение страданий всех живых существ. Упор делается на Трех высших практиках (нравственность, сосредоточение и мудрость) и достижении состояния Будды. Если касаться практик ваджраяны, то дзогчен говорит о девяти янах (колесницах), тогда как в школах поздних переводов говорится о четырех классах тантры. Между этими учениями можно увидеть взаимосвязь. Во всех этих практиках основной упор делается на понимании природы ума. «Подходы у них разные, но все они направлены на одну и ту же цель. Я не считаю себя опытным йогином, – сказал Его Святейшество, – но, получив большое количество учений, я заключил, что все эти учения стремятся к одной и той же цели. Это согласуется с мнением Чже Цонкапы, который был сторонником более широкого, непредвзятого взгляда на учения». Во время учений Его Святейшества Далай-ламы в аудитории "Глен Мемориал" в университете Эмори. Атланта, штат Джорджия, США. 10 октября 2013 г. Фото: Сонам Зоксанг Во время чтения строф Его Святейшество заметил, что ум в каком-то смысле является создателем нашей личной вселенной, поэтому чрезвычайно важно выбирать ум в качестве объекта для медитации о пустоте. Что касается понимания пустоты, то на помощь приходят два основных источника: сочинение Нагарджуны «Муламадхьямака-карика (Коренные строфы о срединности)» и сутры о совершенстве мудрости, к которым относится и «Сутра сердца». Очень важна 24 глава «Муламадхьямака-карики», а в ней особое внимание нужно обратить на следующие две строфы: 18. Все взаимозависимо возникающее Именуется пустотой. Будучи зависимым обозначением, Она и есть Срединный путь. 19. Нет ничего, что Не возникало бы взаимозависимо. А значит, нет ничего, Что не было бы пустым. Подобным образом очень важными являются следующие строки из «Сутры сердца»: Форма есть пустота, пустота есть форма. Форма не отлична от пустоты, пустота не отлична от формы. Точно так же эмоции, понятия, кармические образования, сознание все пусты. Его Святейшество порекомендовал размышлять над этими строфами каждый день, и тогда со временем мы получим некоторое представление, ощутим вкус пустоты. Когда рассмотрели все строфы о махамудре до конца, Его Святейшество сказал: «Учения по махамудре завершены; сложно было объяснить все тонкости этих строф, ведь у нас было так мало времени. Однако в них говорится о том, как преобразовать свой ум. Пользуясь разумом, мы можем преобразовать наши эмоции. Думайте об этих вещах так же регулярно, как вы принимаете пищу. Вы же не говорите: вчера я отлично пообедал, поэтому сегодня мне есть не нужно. Подобным образом не думайте: я поразмышлял о пустоте вчера, поэтому сегодня отдохну. Этот университет выбрал меня почетным профессором; на сегодня работа профессора окончена». Его Святейшество Далай-лама беседует со студентами университета Эмори. Атланта, штат Джорджия, США. 10 октября 2013 г. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ) Во второй половине дня Его Святейшество побывал на двух семинарах в университете. Первое занятие было посвящено бизнесу, и Его Святейшество сказал студентам: «Я знаю, что бизнес и деньги очень важны, но о том как зарабатывать деньги, я не имею ни малейшего представления. Однако в любой профессии важна мотивация, она делает труд человека созидательным. Важна прозрачность, которая рождает доверие, а доверие бесконечно важно для сотрудничества». Его Святейшество добавил, что конкуренция может быть двух видов. Один из них негативный, когда мы стремимся помешать своим соперникам и подавить их. Другой вид соперничества, который рождает энергию, позитивную для всех сторон, напротив, благотворен. На втором семинаре, который посетил Его Святейшество, студенты изучали его книги по светской этике. Один из молодых людей попросил совета, что делать человеку, которого интересуют духовные материи, но ни одна из существующих религий не кажется привлекательной, и Его Святейшество ответил: «Здесь как раз может помочь светская этика. Как вы знаете, она не отделена от остальных духовных традиций. Но если вы захотите продвинуться глубже, будет необходимо начать практику медитации: аналитической, которая напоминает обсуждения, которые вы проводите в аудиториях, и однонаправленной, которая оттачивает вашу осознанность. Каждое утро можно посвящать некоторое время практике йоги, а затем выполнять однонаправленную медитацию. Это может быть очень полезным». В завершение Его Святейшество спросили, как, по его мнению, к светской этике относится Римская католическая церковь. Далай-лама сказал, что Папа Иоанн Павел Второй был чудесным человеком, великим духовным лидером. Однажды он спросил его, обязана ли нравственность опираться на религию. Папа Иоанн Павел промолчал, но один из его кардиналов ответил «да». С другой стороны, Папа Бенедикт сказал: «... вера и разум должны идти рука об руку». Что касается Папы Франциска, Его Святейшество заметил, что он кажется ему очень разумным человеком, который смотрит на вещи реалистично, однако лично они еще не встречались; Его Святейшество надеется, что встреча состоится в следующем году. На этом завершилась официальная часть визита в Атланту. Завтра Его Святейшество улетает в Мексику, где он проведет шесть дней. Перевод: Ольга Селезнева dalailama.ru |