Сохраним Тибет > Далай-лама прочел публичную лекцию о светской этике и продолжил учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы»

Далай-лама прочел публичную лекцию о светской этике и продолжил учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы»


16 октября 2013. Разместил: Ing
Мехико, Мексика, 13 октября 2013 года – Сегодня утром сразу после прибытия в комплекс «Арена Сьюдад де Мехико» Его Святейшество Далай-лама встретился с представителями двух местных буддийских групп. Он объяснил им, что, безусловно, выполнение церемоний и чтение молитв необходимо до определенной степени, но в XXI веке бесконечно важно также понимать суть буддизма, а для этого нужно учиться. Тибетский духовный лидер добавил, что многие люди, в том числе ученые, проявляют искренний интерес к тому, что буддизм говорит об уме. В настоящее время ведется работа над проектом по составлению многотомника, в котором труды, сотавляющие Кангьюр и Тенгьюр, будут распределены по соответствующим разделам в зависимости от того, относится ли оно к буддийской науке, философии или религии, что облегчит академическое изучение буддизма. Его Святейшество также призвал проводить подобное изучение в центрах Дхармы.

Далай-лама прочел публичную лекцию о светской этике и продолжил учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы»
Его Святейшество Далай-лама приветствует 15-тысячную
аудиторию в зале "Арена Сьюдад де Мехико". 13 октября 2013 г.
Фото: Оскар Фернандес
Начиная публичную беседу на стадионе, на котором собралось около 15 тысяч человек, Его Святейшество сказал: «Братья и сестры, я бесконечно рад быть сегодня здесь и видеть всех вас. Пользуясь случаем, я бы хотел поблагодарить каждого, кто усердно трудился, чтобы организовать эту встречу. Я также хочу поблагодарить моего давнего друга Ричарда Гира, который только что объяснял нам основы практики тонглен, что в переводе с тибетского «давать и получать». Сегодня я говорю о светской этике, а он – наш духовный учитель!».

«Когда бы я ни встречался с другими людьми, такими как вы, я рассматриваю себя просто как еще одного человека, одного из семи миллиардов людей на планете. Ментально, физически и эмоционально мы одинаковы. Мы все склонны к добру и злу, и всех нас иногда одолевают разрушительные эмоции, такие как гнев, страх, ненависть, подозрительность и алчность. Эти эмоции способны натворить много бед. С другой стороны, если мы взращиваем любовь и доброту, сострадание и заботу о других, в наших сердцах не останется места для гнева, ненависти и ревности».

Его Святейшество также подчеркнул, что если бы он обращал внимание на то, что его отличает от других, например на то, что он тибетец, буддийский монах, и, наконец, Его Святейшество Четырнадцатый Далай-лама, такое отношение изолировало и отдаляло бы его от других. Это бесполезно и только создает лишнюю напряженность.

«Каждый хочет прожить счастливую жизнь и никто не хочет проблем, – сказал Его Святейшество, – и у каждого человека есть полное право на счастливую жизнь. В современном обществе господствует представление о том, что счастье приносят материальные ценности. Но если бы это было правдой, все мои состоятельные друзья были бы счастливыми, а ведь многие из них несчастны. А те, кто небогат, не могли бы обладать внутренней силой, уверенностью в себе и быть счастливыми. Но ведь и это тоже неправда».

Вдруг, пристально посмотрев в зал, Его Святейшество рассмеялся и сказал, что три уровня сидений напомнили ему о трех мирах: мире форм, мире желаний и мире без форм. Существа, населяющие эти миры, хотят счастливой жизни и имеют на нее полное право.

Далай-лама прочел публичную лекцию о светской этике и продолжил учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы»
Его Святейшество Далай-лама дарует учения в зале "Арена Сьюдад
де Мехико". 13 октября 2013 г. Фото: Оскар Фернандес
Его Святейшество сказал, что мы переживаем боль и удовольствие на двух уровнях: физическом и ментальном. У нас есть сознание, связанное с органами чувств – зрением, слухом, органами вкуса. Если мы переживаем приятные ощущения на чувственном уровне, то получаем временное удовольствие. На ментальном уровне мы можем переживать гораздо более длительное удовольствие, без участия органов чувств. Примером этого является покой ума, который рождается из однонаправленной веры или практики любви и сострадания. Бывает, что мы можем не замечать физической боли, если испытываем ментальное удовлетворение, но тревоги на ментальном уровне никогда не облегчаются физическим комфортом.

В прежние времена в Европе нравственные ценности были прерогативой церкви, но влияние церкви неумолимо падает, поэтому сегодня образовательные учреждения должны взять на себя ответственность за их поддержание. Необходимо, чтобы современная система образования стала более целостной, и в дополнение к знаниям, оттачивающим способности ума, поощряла также развитие душевной теплоты.

«Мы столкнулись с кризисом на глобальном уровне. Как нам с ним справиться? Через образование. Точно так же, как мы соблюдаем правила физической гигиены, чтобы поддерживать хорошее самочувствие, нам необходимо понять и принять необходимость гигиены ума и эмоций. Это и есть самая суть светской этики. Единственным эффективным путем по продвижению общечеловеческих ценностей, светской этики является образование, и нам нужно искать пути по внедрению этих ценностей в современную систему образования, чтобы просвещать детей всех возрастов, начиная с детского сада и заканчивая университетом».

«Каждый из нас потенциально способен проявлять хорошие человеческие качества в повседневной жизни. Мы сами можем воспитать в себе душевную теплоту, передать ее своим детям и взращивать ее в наших семьях. Мы можем распространять доброту и заботу на семьи наших друзей, и тогда она будет расходиться как круги по воде».

«Если мои слова не заинтересовали вас, пожалуйста, просто забудьте о них. Но если они показались вам заслуживающими внимания, поразмышляйте над ними, поговорите об этом с друзьями, поделитесь с другими. Спасибо. На этом моя лекция завершена, а теперь я готов ответить на ваши вопросы».

Один из вопросов касался того, как унять насилие в обществе, и Его Святейшество ответил, что зачастую те, кого в детстве обделили любовью и нежностью, став взрослыми, чувствуют постоянную незащищенность и страх. Душевная теплота – самый существенный фактор, позволяющий жить в мире и вести счастливую жизнь. На вопрос, как преодолеть чувство вины, Далай-лама ответил, что буддисты верят, что какой бы серьезной ни была совершенная ошибка, всегда возможно очиститься и преодолеть последствия; у нас всегда есть возможность измениться. Один из слушателей спросил, как контролировать свой гнев. Его Святейшество сказал, что иногда лучше дать выход гневу, но так, как делают это дети. У них вспышка гнева проходит быстро и бесследно. Некоторые взрослые, прикрывшись лицемерной улыбкой, склонны пестовать тлеющий в них огонек гнева, ожидая подходящего момента, чтобы отомстить. Это очень большая ошибка.

Напоследок спросили, осталась ли у нашего мира надежда на лучшее, и Его Святейшество ответил «да». Он рассказал о своей встрече с английской королевой-матерью в 1996 году, а так как она ровесница XX века, он спросил ее, изменился ли мир к лучшему или худшему за прошедший век. Она без промедления ответила, что мир стал лучше: во времена ее молодости никто не говорил о правах человека или праве на самоопределение – идеях, которые сегодня общеприняты. Подобным образом, в начале XX века никто не задумывался над проблемами экологии, которые стали главной заботой сегодняшнего мира; так же мало уделялось внимания разрыву между бедными и богатыми или использованию природных ресурсов. Только представляя себе, что каждый человек хочет иметь собственную машину, мы начинаем осознавать, что наша экономическая система неустойчива и наносит вред окружающей среде. Вслед за этими словами раздались дружные аплодисменты слушателей.

Далай-лама прочел публичную лекцию о светской этике и продолжил учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы»
Лазаро Риос Кавасос берет интервью
у Его Святейшества Далай-ламы для газеты "Реформа".
13 октября 2013 г. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Тони Каран тепло поблагодарил Его Святейшество за визит в Мехико и за его бесценные беседы с обычными людьми. Он спросил, приедет ли Его Святейшество снова, и тот ответил: «Ваши сегодняшние улыбки и теплое отношение уже стали для меня приглашением приехать еще раз».

Во время перерыва на обед, Его Святейшество дал интервью журналисту самой крупной газеты Мексики «Реформа» Лазаро Риосу Кавасосу. Один из вопросов был о том, улучшились ли отношения с китайским правительством с тех пор, как они разговаривали два года назад. Его Святейшество ответил, что пока улучшения не произошло, но появилась надежда, что новое руководство страны будет придерживаться более реалистичного подхода.

После обеденного перерыва Его Святейшество продолжил учения по поэме Шантидевы «Путь Бодхисаттвы», заметив, что нет разницы между пустотой ума живых существ и пустотой ума Будды. Обратившись к четвертой главе, он сказал, что необходимо всегда помнить о бесценности человеческой жизни и неизбежности смерти. Мы знаем, что мы все умрем, хотя момент смерти нам неизвестен. Единственное, в чем можно быть уверенным, это то, что в момент смерти ничто не поможет нам, кроме силы нашей духовной практики.

В этом контексте разрушительные эмоции, такие как гнев и привязанность, не являются внешними врагами, которые нападают открыто; они вводят в заблуждение и нападают исподтишка. Обычные внешние враги могут в какой-то момент стать нашими друзьями, но разрушительные эмоции не станут друзьями ни при каких обстоятельствах. Наш истинный враг – это разрушительные эмоции. Что же мы можем им противопоставить?

«Когда вы злитесь и полны ненависти к кому-то, размышления о любви и сострадании помогут вынуть ядовитое жало. Однако окончательно устранить разрушительные эмоции может только мудрость постижения пустоты».

Далай-лама прочел публичную лекцию о светской этике и продолжил учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы»
Его Святейшество Далай-лама перед началом учений в зале "Арена
Сьюдад де Мехико". 13 октября 2013 г.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
В пятой главе говорится о том, как важно внимательно следить за своим умом. В ней дается совет оберегать свой ум подобно тому, как мы укрывали бы рану в гуще толпы людей. Обретшему власть над умом, автор советует всегда улыбаться, преодолеть недовольство и стать другом для всего мира. Нет ничего, что не должен познать сын Победителя. Для хорошего человека, ведущего себя подобным образом, нет ничего, что не пошло бы ему на пользу.

Обратившись к шестой главе и практике терпения, Его Святейшество заметил, что нам нужно размышлять о том, как развивать терпение. Не следует думать, что нам помогут развить терпение Будды, когда-то и они были обычными людьми. Они показали нам путь, за это мы должны быть им благодарны. Существенным моментом для развития терпения является осознание того, как много оно приносит нам пользы, и сколько мы теряем, когда отдаемся на волю гнева. Причинять другим вред просто глупо, но обращать свой гнев на них это все равно, что злиться на огонь за то, что он горит.

Поскольку те, кого мы считаем недругами, помогают нам следовать по пути бодхисаттвы, мы должны относиться к ним, как к сокровищу, которое мы нашли в собственном доме и обрели даром. Если же нам возразят, что у недругов нет намерения помогать нам, поэтому почему мы должны относиться к ним с таким уважением, ответом будет, что учение Будды тоже не ставит себе целью помочь нам, однако мы относимся к нему с большим уважением.

Его Святейшество завершил сегодняшние учения, дойдя до конца шестой главы. Завтра состоится последний день учений по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы».

Перевод: Ольга Селезнева
dalailama.ru