Сохраним Тибет > Барри Керзин: Верный путь к счастью
Барри Керзин: Верный путь к счастью27 октября 2013. Разместил: savetibet |
Попробуйте проанализировать, что вы чувствуете, когда делаете что-то для других. Как правило, вы чувствуете удовлетворение. Я называю это беспроигрышной ситуацией, в которой обе стороны в выигрыше.
Другой человек чувствует себя хорошо, вы чувствуете себя хорошо – обе стороны становятся счастливее. Конечно, от того, какими средствами мы располагаем, зависит, сколько мы можем отдать другим. Но все же здесь важнее привычка к щедрости, привычка делиться. Совсем не обязательно думать, что прежде мне надо накопить столько-то денег, и только после этого я смогу что-то отдавать. Просто делитесь всякий раз, когда это возможно. И, кстати, делиться можно не только деньгами. Щедрость также проявляется в доброте, в умении выслушать без осуждения. Например, ваша подруга только что рассталась со своим приятелем и просит вас поговорить с ней. Вы встречаетесь в кафе и разговариваете, вы просто слушаете ее. Это очень важно. Есть очень много видов даяния, которые вовсе не требуют материальных ресурсов. Помощь другим – это верный путь к счастью, это и есть смысл жизни. У счастья есть разные уровни. Чувственные удовольствия – лишь один, наиболее ограниченный уровень счастья. В таком счастье нет ничего плохого. Но оно не принесет нам более глубокого удовлетворения. Если в поисках счастья мы обратимся к собственному уму, то именно там мы найдем то, что ищем. Речь идет о количестве и качестве счастья. Переживания счастья, связанные с органами чувств, более ограничены и недолговечны. Переживания счастья, связанные с умом, обретают все большую полноту, становятся глубже по мере того, как мы совершенствуемся в медитации, в практике любви и сострадания. Они более долговечны, чем чувственные удовольствия. И гораздо дешевле обходятся! Есть медитация, в которой мы учимся распознавать доброту, присущую другим людям. У человека, который регулярно выполняет такую медитацию, открывается сердце, он начинает испытывать чувство близости к другим, которого не было прежде, начинает больше улыбаться искренней, непритворной улыбкой и в целом чувствует себя счастливее. В этой медитации мы делим всех людей на три группы. Первая – это наши близкие, те, кого мы любим (наша семья, друзья). Вторая группа – это чужие для нас люди, с которыми мы не знакомы. А третья группа – это люди, рядом с которыми мы чувствуем себя неуютно, те, кого мы даже могли бы назвать «врагами». Увидеть доброту в людях из первой группы несложно. Собственно, их доброта по отношению к нам и есть тот признак, в силу которого мы отнесли их к группе близких нам людей. В случае с людьми из второй группы нам необходимо понять, что все, чем мы пользуемся в жизни, мы получили благодаря доброте других. Например, мы сидим в мягком кресле, перед нами стол, нам светит лампа, у нас есть iPhone, здание, в котором мы находимся, защищает нас от непогоды, возможно, недавно мы вкусно пообедали. Если задуматься, становится понятно, что каждая из этих вещей – результат труда огромного количества людей, а иногда и животных. Даже чашка чая, которую мы выпиваем по утрам. Размышляя подобным образом о так называемых чужих, незнакомых нам людях, мы постепенно изменяем свое отношение к ним, начинаем видеть в них тех, кто помогает нам существовать и наслаждаться вещами, которые нам нравятся. Без их труда мы бы не выжили и, уж конечно, не могли бы делать то, что мы делаем. Итак, это была медитация, в которой мы распознавали доброту в чужих нам людях. А затем мы переходим к третьей группе, так называемых врагов. Когда во время своих лекций я спрашиваю слушателей, кто из них хоть раз в жизни гневался, почти все поднимают руки. И тогда я задаю следующий вопрос, а нравится ли вам гневаться? Может, два или три человека поднимают руки. Никому не нравится гневаться. Так как же нам избавиться от этого чувства? Можно послушать лекцию или прочитать книгу о том, как бороться с гневом. Это будет полезно, но не ослабит ваш гнев. Чтобы работать с гневом, нужна ситуация, когда прямо перед вами человек, который провоцирует вас, выводит вас из себя, как говорят японцы – «дергает за нос». Именно в этот момент вам представляется возможность практиковать терпение, любовь и сострадание. И если вы посмотрите на так называемого врага как на того, кто помогает вам совершенствоваться в практике терпения, то постепенно начнете относиться к нему как к учителю. Могут ли гнев и эгоизм быть полезны? Конечно, да. Если человек гневается в стремлении навредить, то это плохо. В краткосрочной перспективе может показаться, что такое действие принесло результат, мы проявили силу, добились превосходства. Но только в краткосрочной перспективе. Есть и другой тип гнева, когда внешне человек выглядит разгневанным, воинственным, но внутренне он стремится принести благо. Иногда мирные средства просто не работают, и приходится проявлять силу. Внутренняя мотивация при этом заключается в стремлении помочь другим. Например, это родители, которые исчерпали все мирные средства и вынуждены прибегнуть к более жестким методам. Они как бы надевают на себя гневную маску, внутренне испытывая любовь к ребенку. Так они поступают, потому что знают, что действуют на благо ребенка. Вот такой «гнев», движимый положительной мотивацией, иногда может быть очень даже полезным. С эгоизмом происходит то же самое. То, что внешне выглядит как проявление эгоизма, стремление добиться чего-то для себя, может на деле оказаться стремлением достичь в более отдаленной перспективе результата, который принесет пользу всем. То есть это не эгоизм в чистом виде, скорее, это выглядит как эгоизм. Здесь очень большую роль играет мотивация. И еще один важный момент о сострадании и любви. Часто люди воспринимают эти качества как проявления слабости. Но это не так. Если вы посмотрите на мать Терезу, то увидите твердость в этой маленькой албанской женщине, наполненной любовью и состраданием. Или Махатма Ганди, который положил конец трехсотлетнему господству британцев в Индии, потому что обладал невероятной силой сострадания. Его Святейшество Далай-лама – иногда в нем видна невероятная сила, которая происходит из чувства уверенности, которое, в свою очередь, коренится в любви и сострадании. Именно сострадание дает нам чувство уверенности в своих силах и помогает бороться за справедливость не с оружием в руках, но словом. Не испытывая гнева, не унижая других, но находя очень сильные слова в поддержку тех, кто несправедливо унижен и оскорблен. Это очень важный аспект сострадания, о котором часто забывают. Его Святейшество Далай-лама говорит, что куда бы он ни поехал, каждый, кого он встречает, это друг. И здесь нет лукавства, это действительно так. Просто он обладает удивительной способностью в каждом видеть близкого человека, обладающего ценностью и достойного любви. Этот взгляд помогает нам почувствовать себя счастливее. Барри Керзин – буддийский монах, философ, личный врач Далай-ламы. В сентябре 2013 года Барри Керзин находился с визитом в России по приглашению верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и фонда «Сохраним Тибет». Взгляд |