Сохраним Тибет > Китай стремится скрыть реальную ситуацию с правами человека внутри Тибета

Китай стремится скрыть реальную ситуацию с правами человека внутри Тибета


2 ноября 2013. Разместил: Ing
Китай стремится скрыть реальную ситуацию с правами человека внутри Тибета, не допуская в регион независимых исследователей, правозащитников и спецдокладчиков ООН. Но в то же время рассчитывает войти в состав Совета по правам человека ООН, чтобы с достойным видом оправдывать диктаторов и наследных правителей, поддерживающих его однопартийный режим.

Китай стремится скрыть реальную ситуацию с правами человека внутри Тибета
Баннер, вывешенный "Студентами за свободный Тибет"
на стене Дворца наций перед отчетом китайской
делегации. Женева, 22 октября 2013
В 2008 году совет ввел в действие механизм универсального периодического обзора (UPR), в рамках которого государства раз в четыре года отчитываются о соблюдении обязательств, принятых при вступлении в ООН. Рабочая группа при совете "анализирует достижения и неудачи страны в правозащитной сфере и выносит свои рекомендации на этот счет". Совет, базирующийся в Женеве, не может принимать решений, требующих немедленного исполнения, но заслушивает рекомендации дипломатов, а также изучает доклады правозащитных организаций.

На днях Китай второй раз отчитался по UPR, позабыв ответить на международную критику в свой адрес, звучавшую на фоне крупных тибетских волнений в 2009 году. Достаточно просмотреть сообщения Синьхуа, чтобы убедиться в том, что политика Пекина по-прежнему направлена на подавление религиозных свобод и сокрытие репрессий.

16 октября завершил трехдневную поездку в Тибетский автономный район министр общественной безопасности Го Шэнкунь, который, как положено по должности, инспектировал отделения милиции, проверяя патрулирование, реакцию на заявления криминального и некриминального характера, дежурство пожарных и работу с общественностью.

Помимо этого, член центрального правительства посетил храм Джоканг и монастырь Чжайбун (Дрепунг; заметим, что для Лхасы используются китайские названия), но он не задавал никаких вопросов. Го Шэнкунь "потребовал от служащих милиции обеспечивать законные права буддийских монахов и монахинь, религиозных верующих, туристов из Китая и из-за рубежа", подчеркнув, что без этого не получится "обеспечить долгосрочную стабильность как гарантию скачкообразного экономического развития".

15 октября на сайте пекинской Global Times появилась короткая заметка о том, что с 27 августа в регионе находился 23-летний тибетский юноша, которого пекинская пропаганда называет "11-й панчен-лама Байньцэнь Эрдни Цойгьиджабу", а тибетцы нередко титулуют "лже-панченом". Никаких подробностей о религиозных мероприятиях с его участием из недр правительства ТАР не исходит; сообщается только, что с 12 сентября по 7 октября он жил в изоляции в ламаистской обители Чжаси Лхунбо (Ташилунпо), в округе Шигацзе.

Зато английская служба Синьхуа еще раз напоминает, что он родился в феврале 1990-го в северном Тибете, а в ноябре 1995-го был выбран реинкарнацией Панчен-ламы Х из трех кандидатов после церемонии извлечения жребия в монастыре Джоканг в Лхасе. Собственно, к этой церемонии, сопровождающейся одобрением чиновников госуправления по делам религий, и сводятся теперь "законные права" тибетских монахов и монахинь. Тогда как главной задачей агентов внутренней госбезопасности, обычные милиционеров, пожарных и солдат остается борьба с "раскольнической" деятельностью, в частности, распространением фотографий и записей Далай-ламы и информации о самосожжениях.

Немногим позже, 19 октября, пекинская China Daily изложила высказывания второго по рангу чиновника отдела единого фронта компартии во время визита в Бельгию и другие страны Евросоюза. Выступая 15 октября перед журналистами в Брюсселе, Чжу Вэйцюнь, глава комиссии по этническим и религиозным делам в совещательном органе власти, отверг продолжение переговоров с представителями тибетской администрации в изгнании.

Чжу Вэйцюнь специально отметил, что отказывается обсуждать тему "высокой степени автономии", которую Далай-лама считает вполне реалистичной целью. "Так называемая высокая степень автономии, предложенная кликой далай-ламы, в действительности является стремлением к независимости Тибета за два шага, вначале – ‘автономия’, затем – ‘независимость’; такая ‘автономия’ очевидно противоречит закону КНР о национальной районной автономии и интересам народа всей страны, она совершенно неприемлема", - цитирует русская служба Синьхуа слова ведущего единофронтовца, отвечавшего, между прочим, за предшествующие переговоры.

Подчеркнув незыблемость системы национальной районной автономии, которая была разработана по приказу Мао Цзэдуна, Чжу Вэйцюнь в очередной раз превознес экономические успехи, достигнутые после "мирного освобождения Тибета". Валовой внутренний продукт в 2012-м увеличился на 13 процентов, чистый доход населения Тибета возрос на 17 процентов, выложил он цифры статистики, которые, как известно, значительно “улучшаются”, проходя вверх по ступеням партийной пирамиды.

Те же невероятные достижения по сравнению с 1949 годом были выделены в очередной "белой книге" по Тибету, вышедшей в свет в Пекине 22 октября.

"Тибет за 60 с лишним лет прошел путь, который человеческому обществу обычно нужно преодолевать за сотни или тысячу лет. В сегодняшнем Тибете наблюдается экономическое развитие, политический прогресс, культурное процветание, социальная гармония, благоприятная экологическая среда и счастливая и благополучная жизнь населения", цитирует русский сайт Синьхуа обширный сборник под названием "Развитие и прогресс в Тибете", подготовленный пресс-канцелярией госсовета КНР.

21 октября в Женеве, куда из Пекина прибыла большая делегация “по проверке ситуации с правами человека”, открылась фотовыставка с говорящим названием "Успехи Китая в правах человека". Китай, подчеркнул на открытии выставки во Дворце наций специальный посланник министерства иностранных дел У Хайлун, "намерен ... одновременно с развитием китайских прав человека содействовать и развитию прав человека в международной сфере". На фотографиях красовались восторженные люди в национальных нарядах, которых на закрытых совещаниях партаппарата назначили "народными представителями".

На следующий день, 22 октября, зарубежная пресса публиковала другие фотографии: на стене Дворца наций активисты организации "Студенты за свободный Тибет" (SFT) вывесили большой баннер со словами "China human rights -UN stand up for Tibet". "Только в этом месяце китайские войска, как сообщалось, застрелили четверых участников тибетского протеста в Дриру и ранили еще несколько десятков – и это лишь самый последний пример жестокого правления китайского правительства в Тибете, - подчеркнула заместитель директора SFT Пема Йоко (Pema Yoko). – Кризис в сфере прав человека в Тибете требует действий международного сообщества и должен стоять в центре сегодняшнего обзора".

"Мое правительство обеспечивает, чтобы группы этнических меньшинств Китая располагали широкими правами человека. Они участвуют в управлении государственными и местными делами на равных с ханьской этнической группой", - заявил У Хайлун, представляя отчет по UPR. "Их свобода религиозных убеждений и право на употребление и развитие своих разговорных и письменных языков в полной мере уважаются и гарантируются. Государственные инвестиции в районы этнических меньшинств постоянно расширяются".

"Китайское правительство дает искреннее обещание, что когда обзор будет проходить в следующий раз, мир увидит Китай с еще более процветающей экономикой, улучшившейся демократией и верховенством закона, более гармоничным обществом и народами, живущими в великом счастье", - повествовал он. Напомнив, что в 2009 году Совет по правам человека ООН призвал Китай приложить большие усилия в таких областях, как сокращение бедности, судебная реформа и права этнических меньшинств, У Хайлун заключил: "Минуло четыре года, и я хочу сказать вам, что вышеуказанные рекомендации либо уже проведены в жизнь, либо выполняются, и наши обязательства в основном соблюдены".

Представители государств-членов ООН указывали на ущемление религиозных свобод в Тибете, нарушения в отношении этнических меньшинств и другие проблемы. Новая Зеландия призвала возобновить переговоры со стороной Далай-ламы, что отвечало бы интересам всех общин Тибета; Исландия рекомендовала обеспечить доступ в регион для специальных докладчиков ООН.

Китайская делегация согласилась с кое-какими замечаниями, дожидаясь, пока 25 октября не было объявлено, что второй ее доклад принят. "Основная тональность этого доклада позитивная", он "отражает объективный и сбалансированный обзор", подвела итог 28 октября в Пекине официальный представитель министерства иностранных дел Хуа Чуньин.

12 ноября Китай рассчитывает снова избраться в состав Совета по правам человека, но китайские и международные правозащитные организации надеются, что этого не произойдет.

Валерий Никольский