Сохраним Тибет > Далай-лама провел беседу о светской этике и даровал учения группе вьетнамских буддистов

Далай-лама провел беседу о светской этике и даровал учения группе вьетнамских буддистов


8 ноября 2013. Разместил: savetibet
Текчен Чолинг, Дхарамсала, Индия, 7 ноября 2013 года – Сегодня Его Святейшество Далай-лама встретился с группой вьетнамцев, состоящей из семидесяти одного человека. Среди пришедших на встречу в резиденцию Его Святейшества были руководители компаний, художники и представители разных профессий, большинство из них женщины. Тибетский духовный лидер начал беседу столь привычными в его устах словами, подчеркнув, что и они, и он сам, в первую очередь просто люди.

Далай-лама провел беседу о светской этике и даровал учения группе вьетнамских буддистов
Его Святейшество Далай-лама на встрече с вьетнамскими
буддистами. Фото: Dang Tran Dung
«Как люди мы все одинаковы. Любой невролог подтвердит, что мозг вьетнамца не отличается от мозга тибетца, мы испытываем одни и те же эмоции, обладаем сходными интеллектуальными способностями. Поэтому у нас у всех есть потенциальная возможность глубже проанализировать жизненную ситуацию, в которой мы оказались».

Его Святейшество заметил, что мы живем в обществе, придающем огромное значение материальному развитию, и наша система образования сильно смещена в сторону материальных ценностей. В результате, миру не хватает нравственных принципов. Расспросив своих гостей, Его Святейшество узнал, что вьетнамская экономика пережила колоссальный подъем за последние 30-40 лет, около 95% жителей Вьетнама грамотны, и что в стране вероятно есть всего два миллиардера.

Его Святейшество заметил, что коррупция, подобно раковым клеткам, разъедает многие страны мира, а в результате, как правило, страдает бедная часть населения. Коррупция и глобальное изменение климата стали важнейшими проблемами современного мира, и они требуют решения. Коррупция процветает из-за всеобщей нехватки этических принципов. Его Святейшество добавил, что необходимо найти способы привить молодому поколению такие основополагающие человеческие ценности, как честность; если этого не делать, яд коррупции будет распространяться все дальше. Вот почему он сам твердо убежден в необходимости внедрения в современную систему образования светской этики. Это позволит разрешить большинство наших сегодняшних проблем, многие из которых творения рук человеческих.

Затем Его Святейшество выразил готовность ответить на вопросы участников встречи. Одна из слушательниц сказала, что она буддистка, и это приносит ей счастье. Ее друзья часто ищут ее совета и помощи, а она направляет их за советами к монахам. Однако друзей больше всего интересует именно ее мнение. Что же ей делать в такой ситуации? Его Святейшество ответил, что в современном мире мы все больше зависим друг от друга, и пришло время развивать чувство всеобщей ответственности за происходящее в мире, помогать друг другу в развитии общечеловеческих ценностей.

Далай-лама провел беседу о светской этике и даровал учения группе вьетнамских буддистов
Участники встречи задают Его Святейшеству Далай-ламе вопросы.
Фото: Dang Tran Dung
Другая слушательница сказала, что все больше людей жалуются на то, что молитвы и религиозные ритуалы им не помогают, что делать таким людям? Его Святейшество ответил: «Если бы простого повторения мантр было достаточно, чтобы преодолеть страдания, бодхисаттвы давно уже справились бы с этим; но одних молитв недостаточно. Будды открывают нам истину о реальности, указывают путь, но идти по нему должны мы сами».

Опираясь на высказывание одного суфийского учителя на межконфессиональной встрече в Индии, о том, что все религии обращаются к трем главным вопросам: что такое «я», есть ли у «я» начало и есть ли у «я» конец? Его Святейшество предложил взглянуть на буддийские учения в контексте общих представлений других мировых религий. Он объяснил, что только буддизм учит тому, что «я» не является неким плотным, независимым образованием, оно лишь обозначение, наложенное на основу тела и ума, подобно тому, как колесница – это лишь ярлык, наименование совокупности ее составных частей.

Обратившись к Четырем благородным истинам, Его Святейшество подчеркнул два аспекта закона причинно-следственных связей: страдания и их причина описываются первыми двумя истинами, а прекращение и путь, ведущий к прекращению страданий, изложены в третьей и четвертой Благородных истинах. Он еще раз отметил, что прекращение страданий возможно только благодаря практике пути, а путь состоит из трех высших тренировок в сосредоточении и мудрости с опорой на нравственность.

Продолжение беседы с группой вьетнамских буддистов состоится завтра.


Перевод: Ольга Селезнева