Сохраним Тибет > Геше Лхакдор: "Никто не хочет страдать"
Геше Лхакдор: "Никто не хочет страдать"10 ноября 2013. Разместил: savetibet |
Осенью в Туве с очередным визитом побывал директор Библиотеки тибетских трудов и архивов геше Лхакдор. К нам он приезжает не первый раз, и каждый приезд – событие не только для буддистов республики, но для всех, кто интересуется проблемами духовного образования, духовно-нравственного воспитания, а также вопросами буддийской философии и ее влияния на мировую научную мысль. Этим темам было посвящено интервью с ним.
— Досточтимый геше, какие вы видите перемены и есть ли они по сравнению с вашим прошлым приездом в Туву осенью 2012 года? — Сразу трудно сказать, но я вижу, как растет интерес к буддизму. Дети, с которыми я встречался в этот приезд, делают свои первые шаги в освоении буддизма. К сожалению, не все школьники знают основы буддийского Учения. Даже на базовый вопрос, который я задавал многим ребятам — о десяти благих и неблагих деяниях, — они не знают ответа. Но дети очень умные, поэтому у них большие перспективы. — Какие темы вы обсуждали в этот приезд на своих лекциях, на чем делали акцент? — Главный пункт — все хотят счастья, никто не желает страдать. Страдание формируется из отрицательных эмоций. Счастье же берет начало в положительных эмоциях, их немного, мы к ним не привыкли. Т.е. основное послание — очень простое: мы хотим счастья, не хотим страдать, причина счастья — положительные эмоции, и они нам необходимы. Сначала нужно понять, что вызывает в нас положительные эмоции. Например, зачем мы устраиваемся на работу? Одна из причин — деньги. Зачем нам деньги? Мы можем купить одежду, продукты питания и т.д. Так, размышляя, мы выстраиваем логическую цепочку, исследуя и положительные, и отрицательные эмоции. Очень важно проследить логику возникновения в нас отрицательных эмоций. В действительности все, что я сказал, все это — из раздела здравого смысла. Гнев вреден для всех. Учение Будды опирается на здравый смысл. Геше Лхакдор в одной из школ Кызыла. — В буддизме очень важное значение имеет медитация, достаточно вспомнить, что именно Будда медитировал под деревом бодхи более двух с половиной тысяч лет назад. Для современного буддиста очень важно знать, по-моему,отличительные черты именно медитации, отличие ее от, например, молитвы? — Молитва и медитация — у них есть и сходство, и различие. Медитация — это своего рода приучение себя к положительным эмоциям, создание новых привычек. Медитировать — это не значит тихо сидеть в темноте. Это активная работа со своими эмоциями. Молитва же — это выражение пожелания, а желания есть у всех людей. Так что все люди молятся, даже атеисты. Медитация в буддизме (и не только) — это, прежде всего, сосредоточение. Есть два вида сосредоточения: однонаправленная медитация и аналитическая. Занимаясь первым видом медитации, мы однонаправленно удерживаем внимание на избранном объекте, а занимаясь вторым — анализируем предмет своего исследования, задаемся вопросом — чем он полезен, каковы его качества, могу ли я их перенять? Эти размышления очень полезны. При этом элементы однонаправленного сосредоточения присутствуют и в повседневной жизни. Но мы не используем их по назначению. Мы направляем сосредоточение на разные цели (в религиозной практике — на духовные, в обычной жизни — на мирские), но речь идет об одном и том же процессе. Медитация — это техника, которую можно применять в разных областях жизни. — Современная молодежь все же больше увлечена компьютерами, а не духовными практиками. Не станет ли увлечение компьютерными играми, «стрелялками», просмотром кинофильмов и мультиков, где нет ни глубокого содержания, ни доброты, пагубной и опасной привычкой для подрастающего поколения? Не заменят ли электронные версии (часто сокращенные) старую книгу? — Я не вижу большой проблемы в том, если электронные книги заменят бумажные, в этом даже есть свои преимущества. Важно — как ты используешь технические новинки. Мобильный телефон, электронная связь — все это облегчает нашу жизнь. Но если ты только и делаешь, что звонишь по мобильному телефону или сидишь в социальных сетях — то новые технологии сослужат тебе дурную службу. Нужна золотая середина. Надо больше говорить об этом, заставлять молодежь думать. Только в процессе анализа можно постичь истину. — То есть в любом случае необходимо больше говорить о духовном, о том, что может составить важный стержень всей жизни для молодого человека. Как же заинтересовать молодежь буддийскими принципами, чтобы им это было действительно интересно? — Как правило, молодые люди поначалу не проявляют интереса к буддизму, но если семечко засеяно, то рано или поздно прорастет. Посмотрите, какими методами пользовались коммунисты, пропагандируя и навязывая свою доктрину. Метод многократного повторения действительно приносит свои плоды. Или возьмите меня, я долго работал переводчиком, в такой работе ты то и дело повторяешь одни и те же слова и понятия. И они не исчезают из памяти, они оседают, и затем ты можешь ими воспользоваться. Если все время повторять одно и то же, то кто-то из студентов непременно усвоит урок. Если учитель похвалит ученика, скажет про него: «Он знает буддизм», то это принесет ему огромную радость. Кроме того, у молодежи есть склонность к подражанию. Один начал — другой следом. Если один начнет изучать буддизм, другому тоже захочется, поскольку у его товарища найдутся ответы на многие вопросы. Надо чтобы среди молодежи сформировалось мнение: «Быть буддистом — круто!» Если мы хотим привить молодым людям интерес к буддизму, мы должны работать во всех направлениях, мы должны сами стать примером для подражания. Иначе молодежь скажет: «Зачем нам этот буддизм?» Ведь если человек называет себя буддистом, а при этом он коррупционер, то разве он буддист? Он думает лишь о том, чтобы наполнить свой карман, и когда молодежь видит таких «буддистов», то может перейти в другую веру. — Как вы считаете, какие проблемы сейчас стоят перед человечеством? — Проблем предостаточно: во-первых, мы должны осознать, что у природных ресурсов есть свои пределы. Мы не можем бесконечно эксплуатировать природные ресурсы. Последние новости вселяют ужас. Хотя ученые и похваляются тем, что могут вырастить большой урожай на крохотном участке земли. Но все, что они выращивают, — искусственное. Во-вторых, ядерная гонка — это реальная опасность. Если не уничтожить ядерное оружие, то может случиться, что оно когда-нибудь попадет в руки диктатора. Это будет настоящим безумием. Каждая страна участвует в этой гонке. В разных странах есть отделы по безопасности, министерства обороны, но почему-то нет министерства мира. В-третьих, загрязнение окружающей среды, в-четвертых, перенаселение городов, в-пятых, чрезмерная алчность и то, как бизнесмены воплощают свои желания. Все хотят что-то продать, мы живем в таком мире, где все выставлено на продажу. — Геше, во время вашей лекции в Тувинском государственном университете в числе слушателей был и глава республики Шолбан Валерьевич Кара-оол, а потом вы читали лекцию и для министров и руководителей высшего звена республики. Как тут не вспомнить легендарного царя Ашоку, для которого Дхарма (т.е. Учение буддизма) было высшим руководством для государственного чиновника. Он прямо заявлял: «Поскольку я убежден, что благосостояние и счастье людей достижимо только с помощью Дхармы, я думаю о том, как принести счастье людям ...и тем, кто далеко от меня. Я действую одинаково по отношению ко всем». Как вы считаете, сегодняшнее увлечение буддизмом среди государственных служащих — это некая мода на подобные вещи или все же реальное понимание того, что знание основ буддийской философии будет полезно не только простым мирянам, но и государственным служащим — чиновникам разного уровня? — Мне показалось, что Шолбан Валерьевич проявляет искренний интерес к буддизму, буддийской культуре, вот почему он попросил меня выступить перед руководителями региона, а судя по тем вопросам, которые мы с ним обсуждали после лекции, я понял, что он беспокоится о будущем Тувы, о духовно-нравственном воспитании молодежи. Я думаю, что именно поэтому Глава Правительства и предложил мне прочитать лекцию для работников правительства республики, министров. Я убежден, что им очень нужно буддийское Учение, во-первых, потому что многие из них — буддисты, а во-вторых, буддийское Учение поможет им сформировать правильную мотивацию в своей деятельности, воспитать в себе такие качества, как честность, ответственность. Но даже если они не буддисты, то все равно им очень важно знать Учение Будды, поскольку такие понятия, как ответственность, честность, порядочность и т. д., встречаются во всех религиях. Независимо от того, буддист ты или христианин, в твоих действиях не должно быть места коррупции и другим отрицательным проявлениям, и даже если ты атеист — этому тоже не должно быть места, ведь если ты совершил неблаговидный поступок, это вредит твоей репутации. Я всегда говорил, что буддизм — это духовность, включающая в себя анализ, размышления и логику. Учение Будды предназначено для всех живых существ — и буддистов, и не буддистов, и атеистов. Важность Учения признают и современные ученые, которые умеют непредвзято подходить к изучению природы бытия. — И традиционный вопрос: что вы пожелаете жителям Тувы? — Я бы сказал, что настоящий прочный мир наступит, если мы будем трудиться, получать образование, станем ответственными, будем проявлять заботу о других. Главное, чтобы молодые люди были счастливы, чтобы в учебе им сопутствовало радостное состояние ума. Чтобы они одновременно получали и традиционное, и современное образование. Традиционное образование — в изучении буддизма. Ольга Хомушку, доктор философских наук Справка: Геше (доктор буддийской философии) Лхакдор высшее философское образование получил в Институте буддийской философии и диалектики в Дхарамсале, где расположена резиденция Его Святейшества Далай-ламы. В августе 1989 года геше Лхакдор поступил на работу в Канцелярию Его Святейшества Далай-ламы в качестве советника по религиозным вопросам и личного переводчика духовного лидера буддистов. Он работал на этом посту в течение 16 лет, сопровождая Далай-ламу в его поездках в более чем тридцати странах Южной и Северной Америки, Европы, Австралии, Африки и Азии. В составе делегации Его Святейшества Далай-ламы он посещал Россию в 90-х годах и в 2004 году — во время краткого визита духовного лидера в Калмыкию. С 2005 года геше Лхакдор возглавляет Библиотеку тибетских трудов и архивов — крупнейший научный и исследовательский центр по сохранению буддийского наследия Тибета в Дхарамсале (Индия). Тувинская правда Видео по теме:28 августа 2013 г. Перевод: Юлия Жиронкина Видео: Игорь Янчеглов savetibet.ru Открытая лекция директора Библиотеки тибетских трудов и архивов геше Лхакдора «Введение в мудрость постижения пустоты». Лекция предваряет начало очередного модуля международной учебной программы «Открытие буддизма», посвященного мудрости постижения пустоты. Программу проводит московский буддийский центр «Ганден Тендар Линг» (ФПМТ). |