Сохраним Тибет > Далай-лама даровал учения по сочинению Чже Цонкапы «Три основы пути» и благословение Белой Тары

Далай-лама даровал учения по сочинению Чже Цонкапы «Три основы пути» и благословение Белой Тары


12 ноября 2013. Разместил: savetibet
Текчен Чолинг, Дхарамсала, Индия, 11 ноября 2013 года – Его Святейшество Далай-лама провел незапланированные публичные учения по просьбе группы буддистов из Малайзии. Весть о нежданном событии разнеслась по городу, и рано утром множество жителей Дхарамсалы собралось в храме Цуглакхан. Перед началом учений Его Святейшество провел подготовительные церемонии для посвящения Белой Тары, дарованного по завершении учений.

Далай-лама даровал учения по сочинению Чже Цонкапы «Три основы пути» и благословение Белой Тары
Его Святейшество Далай-лама дарует учения для буддистов
из Малайзии. 11 ноября 2013 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Невозможно достичь своих целей, только лишь повторяя мантры, – сказал Его Святейшество. – Лишь открывая ученикам природу реальности, Будды указывают им путь к освобождению. Собрание Кангьюра насчитывает свыше ста томов; свыше ста двадцати томов составляют собрание Тенгьюра; эти сочинения необходимо изучать. Цель обучения наше внутреннее преобразование. Для этого следует усердно учиться и задействовать свои умственные способности в полной мере».

Затем Его Святейшество объяснил значение строф, в которых говорится об обретении прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе и о зарождении бодхичитты. Субъектом этих действий служит «я», и Его Святейшество заметил, что нужно поразмышлять, а что же такое это «я», которое в итоге становится Буддой. Нагарджуна говорил: «Татхагата не является скандхами и не отличен от них. В нем нет скандх, и он отсутствует в них. Он не владеет скандхами. Что же тогда Татхагата?». Такой же анализ применим и к «я».

Упомянув четыре школы буддийской мысли, Его Святейшество сказал, что бессамостность наиболее полно объясняется в трудах Нагарджуны. Что касается прихода буддизма в Тибет, Далай-лама отметил, что тибетский правитель Сонгцен Гампо женился на китайской и непальской принцессах, и обе привезли с собой почитаемые ими буддийские образы. Отец правителя Трисонга Децена был тибетцем, а его мать была китаянкой. Тем не менее, несмотря на столь тесные связи с Китаем, он решил обратиться к Индии как к источнику буддийского учения. Он пригласил в Тибет Шантаракшиту и Падмасамбхаву, и, благодаря усилиям всех троих, буддизм прочно утвердился в Стране снегов.

«Мы следуем традиции монастыря-университета Наланды, которая требует от нас запоминания и тщательного изучения сочинений учителей Наланды. Это дает нам широкий и неограниченный взгляд на буддийский путь. Буддизм не просто древняя традиция; он весьма актуален в современном мире. Это учение, которое нужно исследовать, узнавать и понимать. Классические буддийские сочинения, составленные учителями Наланды, полны великой мудрости».

Далай-лама даровал учения по сочинению Чже Цонкапы «Три основы пути» и благословение Белой Тары
Во время учений Его Святейшества Далай-ламы дарует учения для
буддистов из Малайзии. 11 ноября 2013 г. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
Его Святейшество сказал, что традиционно три учителя Тибета считаются эманациями Манджушри: Сакья Пандита, Лонгчен Рабджампа и Чже Цонкапа. Что касается бесценных сочинений Чже Ринпоче, Его Святейшество предложил поговорить о сочинении «Три основы пути», которое великий учитель Наланды написал в ответ на просьбу одного из своих восьми учеников, Цако Нгаванга Дракпы. Другие работы, написанные для Цако Нгаванга Дракпы, включают повествование о Вечноплачущем бодхисаттве Садапраудите и садхану тринадцати божеств Ямантаки.

Затем Его Святейшество кратко пояснил, как укрепиться в решимости достичь освобождения, воспитывая в себе отречение от влечения к этой и следующим жизням; взращивать бодхичитту с помощью практики замены себя на других и обретать истинную мудрость, которая поможет преодолеть неведение через понимание взаимозависимого возникновения. Его Святейшество закончил словами из наставления Чже Цонкапы к своему ученику Нгавангу Дракпе:

Сын мой, отправляйся в уединение, породи радостное усердие
И быстро приди к высшей духовной цели


Благословение Белой Тары, которое Его Святейшество даровал в самом конце встречи, восходит к откровениям чистого видения Пятого Далай-ламы; передачу на него Его Святейшество получил в Тибете от Тагдрага Ринпоче.

В заключение он дал слушателям совет: «Цель учений — практика. Практика подразумевает проведение анализа; так практикую и я сам. Прослушав или прочитав учения, размышляйте о том, что вы узнали, медитируйте об этом. Послезавтра я уезжаю в Дели. Затем отправляюсь в Южную Индию, чтобы завершить учения по коренным текстам и комментариям традиции Ламрим. Меня не будет в Дхарамсале в течение двух месяцев. С теми из вас, кто живет в Дахарамсале, мы увидимся снова, когда я вернусь».

Перевод: Ольга Селезнева
dalailama.ru