Сохраним Тибет > Художник из Бурятии Николай Дудко познакомился с буддизмом Калмыкии
Художник из Бурятии Николай Дудко познакомился с буддизмом Калмыкии13 ноября 2013. Разместил: savetibet |
Известный художник Николай Дудко вернулся домой, в Бурятию, после двухнедельного путешествия по Калмыкии. Теперь там о творчестве талантливого художника знают не понаслышке. Своими впечатлениями от поездки Николай поделился с корреспондентом «АиФ».
Николай Дудуко (в центре) с художниками и искусствоведами Калмыкии, участниками заседания клуба "Манджушри". - Николай, расскажите, с чем связан был Ваш вояж? - Несколько лет тому назад, на учениях Его Святейшества Далай ламы в Индии я познакомился с Верховным ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. При знакомстве он сказал мне, что знаком с моим творчеством и поэтому хотел бы пригласить к себе в Калмыкию. И все эти годы мы переговаривались и переписывались очень интенсивно. Он очень занятый человек, да и мне периодически бывает некогда. И вот, наконец, обстоятельства сложились благоприятно, и по его приглашению я поехал в Калмыкию. С 6 по 20 октября мы с женой там представляли выставку, принимали участие в мастер-классах, посещали учения, участвовали в различных встречах и, разумеется, познавали Калмыкию как центр буддийской культуры. - Не секрет, что в Бурятии многие не знают, что такое танка, а как в Калмыкии восприняли Ваше творчество? - Я был потрясён тем, насколько в Калмыкии люди сведущи в буддийском искусстве. Даже те, кто не имеет ничего общего с живописью, знали, что такое танка. Более того, показывали свои знания. Они знали, какое божество изображено на том или ином полотне. За всё время пребывания я знакомился со многими людьми, и в такси, и в магазине, и на улице, и никто у меня не спросил, что такое танка? Это удивительно, но с малых лет их учат основам буддизма. На мастер-классах дети сразу же включались и начинали рисовать по всем правилам, к примеру, голову Будды. А когда я рассказывал молодёжи о буддийском искусстве танка, мне задавали множество вопросов, кстати, половина из присутствующих - это русские и кавказцы, т. е. там буддийским искусством интересуются очень и очень многие. Стоит отметить, что в Калмыкии ни у кого не возникло вопроса, почему я, человек европейской внешности, занимаюсь буддийским искусством. Там это в порядке вещей. - Что ещё поразило Вас в Калмыкии? - Меня поразила красота Центрального хурула, это "Золотая Обитель Будды Шакъямуни". Это совершенно новое строение, построенное в тибетском стиле, огромный дацан в центре самой Элисты. Помимо этого, удивили люди, они очень добрые, открытые, доброжелательные, очень уважительно относятся друг к другу. И находясь там некоторое время, я сделал вывод, что всё это благодаря вере. Буддизм для них, это не только какие-то ритуальные действия, не просто умозрительные представления, это реальные представления о том, что нужно быть сострадательным, полезным другим людям. В обычной жизни все постулаты буддизма в Калмыкии выполняются четко. Я был потрясён тем, что в центральном хуруле огромное количество тибетцев, тибетских лам, среди которых немало духовных лиц высокого ранга. Постоянно проводятся большие хуралы, молебны, на которых присутствуют тысячи и тысячи людей. Калмыцкие же ламы великолепно знают не только свой родной язык, но и тибетский, английский, великолепно разбираются во всех тонкостях буддизма. Стоит отметить, что в центре Элисты стоит хурул, и совершенно неподалеку стоит Нигмапинский монастырь, а это другая традиция, но там также чисто и благопристойно. Есть также храм, который строит Оле Нидал, т. е много религиозных общин мирно соседствуют рядом, и, главное, центральное духовенство не видит в них конкурентов. Если они учат доброте, то значит, тоже приносят пользу, и, как говорил Будда, - мир тем и интересен, что он разнообразен. - А что Вы можете сказать про буддизм в Бурятии? - По восточного пониманию, у всего есть карма. Ещё Будда говорил, что карма – это связь причины и следствия. Наверное, такое возрождение буддизма в Калмыкии произошло благодаря, наверное, их карме. Многострадальный калмыцкий народ был репрессирован в 1943 году, полностью вся нация была изгнана со своих территорий, и теперь им страдание возвращается духовной благодатью. Что же касается нашей кармы, то мы имеем то, что на данный момент имеем. Я не хочу говорить, плохо это или хорошо. Николай Дудко передает танку Манджушри заведующей библиотекой центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Надежде Бакараевой в дар клубу Манджушри. - Известно, что в Калмыкии постоянно проводятся различные учения, приезжают известные буддологи, тибетологи. Ощущается ли польза от подобных мероприятий? - Действительно, в Калмыкию приглашается огромное количество гостей, причём высочайшего мирового уровня. К примеру, через несколько дней после нашего отъезда в Элисту должен был приехать американский учёный Роберт Турман, он - величайший буддолог и тибетолог. Барри Керзин - известный американский монах. Приезжают и светские люди, имеющие отношение к буддизму. Они выступают в хуруле, читают лекции и в городе, их приглашают на телевидение. Всё это происходит в рамках развития буддийской культуры. Кстати говоря, по этому поводу и мы ездили. Польза от этого огромная, ведь буддизм – это доброта и гармония со всем миром. Именно этому учат и приглашённые гости, и сами ламы в Калмыкии. Отрадно, что хурул и лично Тэло Тулку Ринпоче исполняют не только религиозную функцию, но и просветительскую. На территории центрального хурула находится потрясающий музей по истории и развитию буддизма ещё со времен Будды Шакъямуни по современное время. Там есть огромные стенды о Далай-ламе, где отражены все его приезды и начертаны мудрые изречения. Представляете, несмотря на запрет, калмыки умудрились хоть на короткое время, но привезти Далай-ламу. Кстати, это было в 2004 году. В клубе Манджушри собираются буддологи, тибетологи, просто верующие люди. Мы, художники, там обсуждали танка. Туда приходят люди послушать, обсудить интересующие вещи, просто обогатить свой внутренний мир. И, что немаловажно, всюду вход свободный. На телевидении много просветительско-религиозных передач, где выступает и сам Тэло Тулку Ринпоче. Ведется большая просветительская работа. Я сделал вывод, что хурул - это и религиозный, и образовательный центр, добродетельные лучи которого распространяются на всю Калмыкию. - А почему в Бурятии этому нигде не учат, чего же нам не хватает? - Многие знают лишь внешнюю форму буддизма – ритуальную сторону, т.е. прийти в дацан, поклониться и уйти, а внутреннее содержание, к сожалению, знают немногие. На самом деле, драгоценность учения Будды очень проста – доброе отношение к друг другу. Одно из его изречений – относись так к другому, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Это ведь очень просто и легко понять, но чтобы это учение укрепилось в сознании, нужны подобные встречи и мероприятия. Нам не хватает свежего ветра извне, нужно Бурятии стать немного открытее. Нужно поднимать духовную культуру, это очень важно. Если не будет культуры, то чем мы будем отличаться от животных? На сегодня мы, наверное, хуже животных. Человек убивает другого без особой причины, животные так не поступают. Естественно, нужен свежий воздух, нужно открыть Бурятию для познающих смысл жизни людей, не нужно их бояться. Они делятся знаниями, которые столетиями развивались и распространялись. Мы, жители Бурятии, только обогатимся этим. - И в завершение беседы, поделитесь своими планами на будущее? - Буду сидеть в мастерской безвылазно, рисовать и рисовать, две недели как никак потеряно, а для художника, это очень большой срок. Конечно, я не жалею об этом. Хочется теперь делать еще тоньше танка, еще глубже проникать в это искусство, для того чтобы показывать людям суть буддийской культуры, увлечь их ей. В этой поездке я понял, то, что я делаю, совершенно не напрасно. Танка - это то зеркало, в которое люди смотрятся и видят свое духовное отражение. Для меня это очень приятное открытие. Мы подарили несколько танка хурулу, а также настоятелю, и клубу Манджушри. Все были в восторге, и я тоже рад, что частица моего творчества останется там. Теперь у нас с Калмыкией возникла кармическая связь. Дарима Жамбалова АиФ в Бурятии. ДОСЬЕ: Николай Дудко родился в 1962 г. в немецком городе Дессау. С 1979 г. обучался европейской школе живописи на художественно-графическом отделении педучилища г. Улан-Удэ. С 1983- 1985 гг. – служба в армии. 1985 г. – поступление в Киевский Художественный институт им. Т. Г. Шевченко. 1995-1997 гг. – обучение у личного художника Далай-ламы Ген Сангей Еше. Видео по теме:У жителей Калмыкии появилась возможность прикоснуться к древней тайне буддийского искусства. В Элисту по приглашению Тэло Тулку Ринпоче из Бурятии приехал известный танкописец Николай Дудко. Выставка художника развернулась в центральном хуруле. Живописные сюжеты включают образы Будд, сцены из жизни святых и великих Учителей. |