Сохраним Тибет > В Дели Далай-лама продолжил даровать учения для буддистов из Монголии
В Дели Далай-лама продолжил даровать учения для буддистов из Монголии6 декабря 2013. Разместил: savetibet |
Его Святейшество Далай-лама выполняет подготовительные риту- алы перед началом второго дня учений для буддистов из Монго- лии. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ) Возобновив учения по буддийским текстам, Его Святейшество обратился ко второму сочинению Чже Цонкапы, «Трем основам пути». Он пояснил, что в первых же строфах наряду с объяснением цели создания этого труда излагаются все три основы пути: отречение, или решимость достичь освобождения, бодхичитта и мудрость, обретение истинного воззрения. Его Святейшество отметил, что каждая из трех основ пути излагается в соответствии со следующим планом: для чего необходимо взращивать то или иное духовное качество; как нужно практиковать, чтобы взрастить его; и, наконец, как оценивать результаты практики. Далай-лама пояснил, что отречение, или решимость достичь освобождения, основывается на на чувстве неудовлетворенности тем, что обычно влечет нас в мирской жизни. Если мы спросим, как взращивать отречение, необходимо задуматься о том, почему мы так цепляемся за эту жизнь, почему так жадно хватаемся за ее удовольствия. Ответом будет то, что мы склонны видеть нечистое чистым. Мы находимся в плену восьми мирских забот и нами движут четыре ложных воззрения: непостоянное мы считаем постоянным; то, что приносит страдания, кажется нам удовольствием; нечистое мы видим чистым; и то, что лишено самобытия, представляется нам самосущим. Согласно Нагарджуне, учение Будды показывает, что страдания происходят из причин и условий, но, встречаясь с противодействующей силой, они прекращаются. Например, когда условия для жизни прекращаются, наступает смерть. Все, что рождено из причин и условий, будет разрушено. На более тонком уровне происходят мгновенные изменения, и ученые наблюдают эти процессы на микроскопическом уровне. Сама причина существования явления, служит причиной и его разрушения, поэтому вещи непостоянны и разрушаются в каждый момент времени. Второй день учений Его Святейшества Далай-ламы дня учений для буддистов из Монголии. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Далее в сочинении Цонкапы говорится о зарождении бодхичитты, ведь одна только мудрость, без бодхичитты, не приведет нас к пробуждению. Взращивание душевной теплоты помогает обрести друзей, тогда как чрезмерное сосредоточение на себе никогда не приносит радости. «Позади меня находятся изображения семнадцати пандит Наланды. Они были величайшими учеными, которые максимально полно использовали свой человеческий разум. Они исследовали природу вещей и тоже пришли к заключению, что бодхичита – наиболее эффективный способ принести пользу себе и другим. Они подчеркивали важность выполнения обширных деяний бодхисаттв и глубокой мудрости. Шантидева описывает бодхичитту как сокровище, исполняющее желания живых существ; эликсир, исцеляющий болезни и избавляющий от усталости». Что касается мудрости, третьей основы пути, Чже Цонкапа замечает, что все вещи не более чем обозначения. Когда мы говорим о взаимозависимом возникновении, то не впадаем в крайности нигилизма и абсолютизма. Ничто не существует объективно, все вещи – лишь обозначения. Они не являются цельными и четко очерченными, какими кажутся нам. Его Святейшество добавил с теплотой: «Своим интересом к изучению пустоты я во многом обязан монгольскому ученому, геше Нгодрупу Цокньи, который был одним из моих партнеров по монастырским диспутам. Мы договорились побеседовать о сочинении Чже Ринпоче “Сущность красноречия” после того, как я сдам экзамены на звание геше; однако обстоятельства помешали нам осуществить это намерение». Когда мы говорим о взаимозависимом возникновении, то можно сказать, что соприкосновение, сопряженность и зависимость – синонимы. Когда заканчивается причина, появляется следствие. Существует соприкосновение между прекращающейся причиной и возникающим следствием. Существует сопряженность между целым и его частями. Как было сказано выше, существование всех вещей зависит от других факторов, вещи – только лишь обозначения, которые не существуют объективно. Некоторые из участников учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов из Монголии. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество рассказал о спорах, которые велись в прошлом и продолжаются сегодня, о том, является ли махаяна (санскритский канон) и в особенности ваджраяна истинным учением Будды. Нагарджуна, как и другие учителя Наланды, отстаивали истинность этих учений. Это нам необходимо понимать. Его Святейшество объяснил, что Будда даровал учение о Четырех благородных истинах, третья из которых говорит о прекращении страданий. В махаяне эта тема подробно прорабатывается с точки зрения пустоты. Во время так называемого первого поворота колеса Дхармы были дарованы учения, относящиеся к Четырем благородным истинам; при втором повороте колеса были дарованы сутры о совершенной мудрости; при третьем повороте говорилось о том, какие учения могут быть восприняты буквально, а какие нуждаются в толковании, а также о таком понятии, как природа Будды. Палийский канон охватывает учение, относящиеся к первому повороту колеса, тогда как санскритский канон, или махаяна и ваджраяна, излагают учения, относящиеся ко второму и третьему поворотам. Еще одна спорная тема, которую упомянул Его Святейшество, прекращает ли Будда свое существование после достижения пробуждения. В его традиционном жизнеописании говорится, что он родился царевичем, затем отрекся от престола, практиковал аскезу и достиг пробуждения под деревом Бодхи. Считается, что с того момента, когда он впервые зародил в себе бодхичитту, он занимался практиками на протяжении трех безграничных кальп. Он достиг пробуждения в возрасте 35 лет, после чего даровал учения и служил Дхарме еще сорок шесть лет. Учителя, такие как Нагарджуна, убеждены, что не может быть, чтобы такие колоссальные усилия привели к столь незначительному результату. Гораздо логичнее в этом контексте представляется объяснение с точки зрения четырех тел Будды: рупакая, дхармакая, самбхогакая и нирманакая. После обеда Его Святейшество начал подготовительные церемонии для предварительного посвящения Ваджрабхайравы. Он сказал: «Как вы знаете, врата в махаяну – это зарождение бодхичитты; а врата в ваджраяну – это посвящение». Вид на сцену конференц-зала гостиницы "Кемпински", в которой проводились учения Его Святейшества Далай-ламы для буддистов из Монголии. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Чтобы получить полное посвящение, ученик должен принять не только обеты личного освобождения, но также и обеты бодхисаттвы. Принятие обета бодхисаттвы будет частью основной церемонии посвящения завтра, а обеты мирян Его Святейшество дарует сегодня. Он особенно подчеркнул, что подобные обеты даруются и принимаются с опорой на обретение прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе. Его Святейшество сказал, что посвящение Ваджрабхайравы было первым посвящением высшей йога-тантры, которое он получил; ему тогда было 7 или 8 лет. Последнее посвящение Ваджрабхайравы он получил от Линга Ринпоче в Бодхгае за год до смерти Ринпоче. Как часть подготовительной церемонии ученикам дали освященный защитный шнурок, а также длинный и короткий стебли травы куша, которые надо положить ночью под матрас, чтобы прояснить ночные сны, на которые Его Святейшество посоветовал обратить особое внимание. Основную церемонию посвящения Ваджрабхайравы Его Святейшество проведет завтра. Перевод: Ольга Селезнева |