Сохраним Тибет > Далай-лама даровал монгольским буддистам посвящение Ваджрабхайравы
Далай-лама даровал монгольским буддистам посвящение Ваджрабхайравы8 декабря 2013. Разместил: savetibet |
В последний день учений для буддистов из Монголии для Его Святейшества Далай-ламы выступили монгольские артисты. Дели, Индия. 4 декабря 2013 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Как только Его Святейшество занял место на троне, монгольские буддисты вознесли молитвы о его долголетии. Эти молитвы из гуру-пуджи (тиб. лама чопа) они читали на тибетском языке. Когда церемония завершилась, Далай-лама сказал: «Прежде всего, большое вам спасибо за подношение пуджи долгой жизни. Я заметил, что в части, относящейся к восхвалению и призыванию, вы изложили историю отношений между монголами и Далай-ламами. Когда третий Далай-лама, всеведующий Сонам Гьяцо, уезжал в Монголию, его служитель, держась за поводья его лошади, прочел такую молитву: “О светоч учения Чже Ринпоче, да рассеешь ты тьму, в которую погружены живые существа”. Третий Далай-лама заложил в Монголии прочную основу Дхармы и, особенно, традиции школы гелуг». «Когда я впервые приехал в вашу страну в 1979 году, в мою честь также провели молебен о моем долголетии, во время которого многие молящиеся плакали, и я сам не смог сдержать слез. Однако, человек, который совершал подношение цога, попытался надеть шапку, которая была слишком мала для него, поэтому он просто положил эту шапку себе на голову, и я помню, что это меня развеселило. С тех пор я побывал в Монголии несколько раз, хотя для некоторых мой приезд вспоминается лишь в связи с запретом пить водку. Тем не менее, в будущем мы будем встречаться снова и снова». Буддисты из Монголии совершают подношения Его Святейшеству Далай-ламе во время пуджи долгой жизни в последний день учений. Дели, Индия. 4 декабря 2013 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) В прошлом монголы, обучавшиеся в монастырях Тибета, прилежно изучали философию. Сегодня в учебных заведениях тибетского сообщества в эмиграции снова много монгольских студентов. Его Святейшество сказал, что возлагает на них большие надежды. Вернувшись к посвящению Ваджрабхайравы, которое он начал в предыдущий день, Его Святейшество напомнил, что просил учеников обратить внимание на свои сны. Он привел слова Арьядевы, который писал, что те, в чьем теле проявлен элемент земли, склонны видеть очень ясные сны. Затем Его Святейшество продолжил объяснения по «Основе всех благих достоинств», прочитав строфу из этого сочинения: Основа обретения двух достижений ‒ Поддерживаемые в чистоте обеты и самаи. Благослови, чтобы, удостоверившись в этом, Я берег эти обеты и обязательства, как собственную жизнь. Завершив чтение, Его Святейшество заметил, что обучение не должно быть прерогативой только монахов, миряне также должны использовать любую возможность для того, чтобы учиться. Снова вернувшись к посвящению, Его Святейшество сказал, что посвящение призвано помочь нам преодолеть обыденное восприятие. Он процитировал строфу из главы 22 сочинения Нагарджуны «Муламадхьямака-карика»: Татхагата не является скандхами И не отличен от них. В нем нет скандх, и он отсутствует в них. Он не владеет скандхами. Что же тогда Татхагата? «Такой же анализ мы можем провести и в отношении себя. Если мы начинаем искать [где же ‘я’], то не находим ничего. Но это не означает, что мы не существуем, это лишь показывает, что человек – это обозначение, наложенное на основу, представляющую собой совокупность различных факторов». Во время посвящения Ваджрабхайравы в завершающий день учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов из Монголии. Дели, Индия. 4 декабря 2013 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Дневную сессию Его Святейшество начал с замечания, что бодхичитта – это состояние ума, находясь в котором, вы сначала думаете о других, а потом о себе. Бодхичитта необходима для обретения всеведения. Он снова привел слова из «Муламадхьямака-карики» Нагарджуны: Все взаимозависимо возникающее Именуется пустотой, Зависит от обозначения, ‒ Это и есть Срединный путь. (Гл. 24, ст. 18) Для практики тантры необходимы как бодхичитта, так и понимание пустоты, подобно тому, как для того, чтобы уравновесить чаши весов, нужны два груза. Перед тем, как завершить посвящение, Его Святейшество прочел сочинение Второго Далай-ламы, Гендуна Гьятцо «Две йогические ступени тантры Ямантаки» и дал краткие объяснения по нему. Когда посвящение было завершено, Его Святейшество заметил, что преданные практикующие обращаются к различным частям посвящения, когда это необходимо. По просьбе учеников Его Святейшество дал устную передачу молитвы о скорейшем перерождении Халха Джецун Дампы, ушедшего из жизни в Монголии около двух лет тому назад. Учения были завершены подношением цога, и Его Святейшество на прощание дал совет: «Мы закончили учения по Дхарме для монгольских буддистов. И теперь самое важное прилагать все усилия, чтобы взрастить бодхичитту и постижение пустоты». Перевод: Ольга Селезнева Фоторепортаж о заключительном дне ученийФоторепортаж о двух заключительных днях трехдневных учений Его Святейшества Далай-ламы для монгольских буддистов в Нью-Дели, Индия, 3-4 декабря 2013 г. |