Сохраним Тибет > Видео. Далай-лама. Диалог с врачами о сострадании в медицине

Видео. Далай-лама. Диалог с врачами о сострадании в медицине


17 декабря 2013. Разместил: savetibet


Видео: Офис ЕСДЛ
Перевод: Ольга Селезнева
Озвучивание: Игорь Янчеглов
Техническая поддержка: Максим Брежестовский
dalailama.ru

11 октября 2012 г. Его Святейшество Далай-лама принял участие в обсуждении вопросов, связанных с милосердием и состраданием в медицине XXI века. Встреча состоялась в Шарлотсвилле, штат Виргиния, во время визита духовного лидера в США. Ведущие специалисты в области здравоохранения представили Его Святейшеству Далай-ламе короткие сообщения о программе повышения внимательности и осознанности для студентов медицинских факультетов; о необходимости изменения отношения врачей к смерти тяжелых больных; о проблемах, связанных с компьютеризацией современной медицины; о необходимости признания взаимозависимости всех людей и всех форм жизни. Его Святейшество Далай-лама поделился своими мыслями по обсуждаемому кругу вопросов.

Расшифровка видео:


Ведущий: Доброе утро. Доброе утро, Ваше Святейшество. Я здесь (смех). Меня зовут Дэвид Браун, и для меня огромная радость приветствовать вас всех здесь в этот особенный день. Сегодня Его Святейшество Далай-лама примет участие в обсуждении вопросов сострадания и осознанности с нашими пятью ведущими специалистами в области здравоохранения и поделится своей мудростью и прозрениями со всеми нами. Мне очень приятно поприветствовать тех, кто путешествует вместе с Его Святейшеством. Сегодня состоится медицинское экспертное обсуждение сострадания в Шарлотсвилле, время для этого пришло. Тибетское сообщество – заметная и важная часть нашего города. Шарлотсвилль принимает беженцев не только из Тибета, но также из Бирмы, Афганистана, Сомали и многих других стран. И благодаря университету Виргинии в нашем городе основаны такие центры, как Тибетский учебный центр, центр осознанности, центр изучения нетрадиционной медицины, инициатива «Милосердная помощь», и я хочу поблагодарить Туси Клуги и покойного Джона Клуги за их щедрость; у нас также открыт фантастический новый центр созерцательных наук, спасибо Соне и Полу Джонсам. Есть еще множество людей, которые сделали наш город чудесным местом для проведения этой встречи, многие из них сегодня здесь. Спасибо вам. И, конечно, я хочу поблагодарить спонсоров, фонд «Голоса американского наследия», Тибетскую ассоциацию Шарлотсвилля, Центр тибетологии «Ума» и мэрию Шарлотсвилля. Театр «Парамаунт» ‒ замечательное место для проведения нашей встречи, сегодня отсюда также будет вестись трансляция лекции Далай-ламы, которая начнется в 1:30. В заключение я хочу поблагодарить двух людей, без устали работавших для организации этого экспертного обсуждения, это Бобби Грант Двелен и Джанстин младший.

Мы знаем много выдающихся примеров сострадания в местном врачебном сообществе. И я бы хотел начать сегодняшнюю беседу, отметив заслуги человека, который отдал много сил и времени заботе о коренного населения Виргинии. Доктор Нариндер Арора, со-основатель и медицинский директор клиники «Исцеляющий орел», обслуживающей 450 пациентов в западной Виргинии. Вождь Вебстер Касталоу по прозвищу Ястребиный орел назвал доктора Арору «исцеляющим орлом». Доктор Арора воплощает в жизнь слова Томаса Джефферсона: «Пусть я никогда не буду настолько занят собственными делами, чтобы оставить без ответа нуждающихся в доброте и сострадании». Пожалуйста, приветствуйте, доктор Нариндер Арора (аплодисменты).

Доктор Арора: Доброе утро. Доктор Браун, спасибо за добрые слова. Для меня огромное удовольствие участвовать в беседе с выдающимися специалистами в области здравоохранения и Его Святейшеством Далай-ламой, и с вами, дамы и господа. Я глубоко тронут и это большая честь для меня. Практикуя медицину, очень важно помнить, что суть врачевания ‒ это сострадание. Его Святейшество Далай-лама часто упоминает, что сострадание ‒ это не религиозное понятие, это общечеловеческое понятие. Это не роскошь, а необходимость для сохранения покоя и устойчивости ума; сострадание также необходимо для выживания человеческой расы. Для меня, как и для большинства из нас, нелегко практиковать сострадание в повседневной жизни. И мой путь к пониманию ценности сострадания не был ни прямым, ни быстрым.

Я начал врачебную карьеру в 1964 году в Индии, располагая крайне малыми средствами. Затем я переехал в Англию в 1967 году, оттачивая свои навыки в практике клинической медицины, но вместе с тем приобрел и бытующие в профессии не самые достойные привычки. Я также стал членом королевской коллегии терапевтов (Membership of the Royal Colleges of Physicians (MRCP)). В 1974 году я стал преподавать на медицинском факультете университета Виргинии (UVA), а в 1984 начал частную практику. Лишь в конце девяностых годов я начал осознавать, что целью моей жизни не может быть только академическая карьера и материальный достаток, у меня появилось желание поехать в отдаленные регионы Индии и жить среди бедняков, облегчать их боль, помогать тем, у кого нет средств и доступа к самой необходимой медицинской помощи. В тот период ко мне на прием пришла пациентка с поразительными чертами лица, я не мог определить ее национальности. Она рассказала, что была приемной дочерью вождя Вебстера Касталоу по прозвищу Ястребиный орел, и она многое рассказала мне о жизни в индейской резервации Маттапони (Mattaponi Indian Reservation). Я осознал, что могу приносить пользу не за тысячи миль от дома, а прямо здесь, рядом, практически на заднем дворе своего дома. Через шесть месяцев вождь и глава резервации согласились со мной встретиться. С тех пор прошло уже 15 лет, и сейчас мы дважды в месяц открываем медпункт и принимаем в среднем около 40 пациентов из нескольких племен Виргинии и близлежащих штатов. Это было бы невозможно без содействия многочисленных добровольцев, разделяющих нашу идею о бесплатной медицине. И самое главное, я хочу поблагодарить наших пациентов, которые учат нас смирению в истинном смысле этого слова. В каждом из нас заложен потенциал сострадания, и не нужно далеко отходить от собственного дома, чтобы найти тех, кому нужна помощь. Сострадание к себе и другим ‒ основа исцеления. Спасибо, что уделили мне свое внимание (аплодисменты, обмениваются шарфами)

Далай-лама: Вы поведали чудесную историю. Спасибо.

Ведущий: Сегодня утром мы проведем экспертное обсуждение системы здравоохранения. Наши доктора и декан отделения медсестер сделают короткие доклады, и затем мы выслушаем комментарии и мысли Его Святейшества. Но сначала позвольте представить членов экспертной комиссии. Слева от меня доктор Ричард Гуран (Dr. Richard Guerran), основатель и директор Центра глобального здоровья Виргинского универститета, лауреат медали Уолтера Рида и премии Томаса Джефферсона, член института медицины национальной академии наук. За ним сидит доктор Лесли Блэкхол. Лесли ‒ профессор общей медицины Виргинского университета и директор программы паллиативной помощи. Она также профессор южно-азиатских исследований и тибетологии. Слева от Его Святейшества сидит доктор Натаро, педиатр, главный врач детской больницы университета Виргинии. Доктор Натаро отстаивает интересы не только проживающих на территории университета детей, но и всех детей в округе. За ним сидит декан Дори Фоунтайн. Она декан и профессор Отделения медсестер Виргинского университета. Дори ‒ убежденный сторонник преподавания студентам нравственных ценностей и основала программу «Милосердная помощь и чуткое руководство» в нашем университете. И наконец, Ваше Святейшество, доктор Джордж Бейлор. Доктор Бейлор ‒ профессор кардиологии в университете Виргинии. Он 28 лет заведует кафедрой кардиологии основал первую программу по реабилитации сердечных больных в Виргинии. И, конечно, с нами сегодня, в этот особенный день, духовный лидер Тибета, лауреат Нобелевской премии мира, Его Святейшество Четырнадцатый Далай-лама (аплодисменты).

Я бы хотел начать беседу с вопроса доктору Натаро. Джим, можете в двух словах объяснить, что такое осознанность? И затем, давайте поговорим, почему важно развивать осознанность в детях и в обществе, которое этому сопротивляется?

Доктор Натаро: Спасибо. Я бы хотел лично выразить благодарность Его Святейшеству за визит и за послание мира, которое он нам несет. Буддизм призывает нас осознавать свое поведение и его причины, всегда находиться в настоящем моменте и контролировать свои желании и стремления; буддизм учит, что эти практики помогают обрести истинное счастье. В Центре осознанности в Виргинском университете мы используем термин “осознанность”, чтобы осуществить на практике эту красивую философию и определяем термин как безоценочную осознанность текущего момента. Однако (перевод для Далай-ламы) очень сложно практиковать эту философию в нашем западном обществе, которое стремится прямо к противоположному. Мы стараемся убить все свое время и удовлетворить все свои желания. Как педиатр я особенно озабочен тем, что наши дети растут в окружении, не знающем тишины, покоя и мира. Меня тревожит, что современные взрослые сами недостаточно подготовлены и не могут научить детей жить по-другому. Как же нам помочь себе и детям, как привнести в свою жизнь чуть больше мира и мудрости?

Переводчик: Это был вопрос Его Святейшеству?

Доктор: Да (смех)

Далай-лама: Уважаемые братья и сестры, братья и сестры в аудитории для меня большая радость и честь быть здесь. В то же время темой нашего обсуждения служит медицина, а я не врач и ничего не смыслю в медицине (смех), умею только таблетки принимать (смех). Я хочу рассказать вам один случай. Много лет назад в Англии мы были в Альберт-холле, королевском зале искусств и наук. Я читал там лекцию, и в самом начале заметил, что некоторые из присутствующих, наверное, пришли просто из любопытства, послушать, что я скажу, это очень хорошо, замечательно; другие, наверное, полагают, что Далай-лама обладает чудодейственными силами, но это чепуха; а кто-то, может быть, верит, что у Далай-ламы есть дар исцеления (смех), это ошибка. Во-первых, я сам очень скептически отношусь к так называемому дару исцеления. Если есть такой человек, действительно обладающий даром исцеления, сказал я, то я бы с удовольствием позвал такого целителя к себе и пожаловался бы ему на свою шею (смех). На следующий день мне передали мазь ‒ вот это было настоящее благословение, настоящее исцеление. (смех). Отсюда вытекает, что лекарства имеют большое значение, они очень важны.

Пожалуй, я добавлю вот еще что: мы все бывали на приеме у врачей, в больницах. Если врачи и медсестры, которые вами занимаются, проявляют человеческое тепло и настоящую любовь, искреннюю заботу о здоровье пациента, тогда вы чувствуете себя уверенно; знаете, что попали в надежные руки. Порой же врачи, медсестры встречают вас без улыбки на лице, выполняют свои обязанности механически и относятся к вам как к машине, которой нужен ремонт (смех). И тогда вы начинаете чувствовать некоторое беспокойство: а вдруг эти люди будут на мне экспериментировать? Подобные мысли могут прийти иногда в голову. Поэтому лекарства, медикаментозное лечение само по себе играет важную роль, необходимо, нужно, чтобы доктор обладал квалификацией, знал свое дело, но в то же самое время мы ‒ живые существа, у нас есть чувства, мы благодарны за проявления любви и нежности. Если вам предоставляют лечение с любовью, проявляя искреннюю заботу о вас, то такое лечение принесет больше пользы. Так я считаю.

Мои старые друзья, еще в Тибете, рассказывали: такой-то доктор, знания у него превосходные, а вот лекарства не очень помогают, потому что сердце у него недоброе, он не слишком сострадает больным. А вот у другой врач ‒ знания не такие уж большие, но человек теплый и отзывчивый, а потому выписанные им его лекарства приносят гораздо больше пользы. Это пример того, что профессиональные знания и искренняя мотивация, сострадание должны дополнять друг друга. Это то, о чем вы упоминали: вы много учились и практиковали, но очень важной для вас оказалась та встреча с девушкой из индейского племени.

Если врач руководствуется состраданием и не просто тепло относится к пациентам на внешнем уровне, но искренне в душе сострадает больным, то он ощущает, что в его работе, в его жизни есть смысл. Если думать только о зарплате, то порой можно почувствовать усталость, разочарование. Нужно на самом деле желать помочь пациентам, служить им... Вы ведь знаете, никто не приходит в больницу для развлечения, как на пикник (смех), а только если что-то случилось, в надежде избавиться от своей болезни. Люди приходят, когда им на самом деле требуется медицинская помощь. Замечательно, если врач это понимает и полон решимости оказать помощь, защитить пациента…

Вы упоминали буддизм, но все основные религии мира учат любви, нежности, умению прощать, терпению, все мировые религии несут одно и то же послание, предлагают одни и те же практики. Профессия медицинского работника ‒ это на самом деле, сострадание в действии, и это замечательно. Теперь что касается вашего вопроса. Как он звучал? (говорят по-тибетски)

Ответ на ваш вопрос, мне кажется, вы знаете лучше меня. У меня не очень большой опыт общения с детьми, с малышами; я не знаю. Но одно из моих фундаментальных убеждений состоит в том, что нет разницы между Востоком и Западом, мы все люди, у нас у всех одинаковые способности, одинаковый потенциал. Образ жизни, окружающая среда, конечно, сказываются, но все же их влияние ограничено. Если человек обладает определенными знаниями и внутренним опытом, тогда внешнее окружение не сможет на него сильно повлиять.

На физическое здоровье очень сильно влияет здоровье ума. Здоровый ум ‒ это спокойный ум. Оптимистичный, положительный настрой ума очень важен для профилактики болезней, а если вы уже заболели, то он помогает намного быстрее поправиться. Я думаю, современной медицине нужен более целостный подход: следует заботиться не только о физическом теле, но также и об эмоциях. На мой взгляд, это важно. Так я считаю.

Вы правы, нужно с малых лет просвещать детей о той важной роли, которую играет ум. В современном обществе, не только в Америке или в Европе ‒ на Западе, ‒ но также и в Азии люди с самого детства захвачены идеей материального развития. Они верят, что материальные ценности ‒ это самое важное в жизни, ставят деньги во главу угла и подчас начинают пренебрегать своими внутренними ресурсами, способностями. Вот почему, я глубоко убежден, ‒ и не только я, мы проводили множество обсуждений с учеными, работниками сферы образования, социальными работниками в течение многих лет, ‒ что существующая современная система образования упускает из виду нравственность, внутренние ценности. Скажем, тысячу лет назад, в Европе появились независимые от церкви образовательные центры... Один из них я очень хорошо помню, Болонский университет в Италии. Они приглашали меня, и я принимал участие в праздновании тысячелетней годовщины со дня основания университета, поэтому я помню, что это образовательное учреждение было основано тысячу лет назад. В те времена за нравственность, внутренние ценности, которые в Европе прививались опорой на христианское учение, полностью отвечала церковь. Затем появились новые, отдельные образовательные учреждения, которые начали уделять внимание академическим знаниям, установилось равновесие. С течением времени церковь стала утрачивать свое влияние, и сейчас, сообразуясь с новыми реалиями, образовательные учреждения должны заниматься не только развитием наших умственных способностей, но и прививать сердечную теплоту. Я очень рад, что вы заговорили о важности медитации, развития осознанности.

Переводчик: Его Святейшество пояснил, что когда мы говорим об осознанности, заслуги не должны приписываться исключительно буддизму…

Далай-лама: В древней индийской традиции, и в буддийских традициях, и в небуддийских традициях, подчеркивалась важность тренировки ума, шаматхи. Это весьма общие практики, встречающиеся как в буддизме, так и в других традициях. Мне рассказали, что в раннем христианстве также имела место практика шаматхи. Я слышал, что они ест в греческом православии: на одном из греческих островов в горах есть монастырь. Там и сейчас выполняют такие практики, я сам не исследовал этот предмет, но слышал, что там все еще проводятся занятия по медитации. Это, как видите, общая практика для всех основных религиозных традиций. Просто буддизм в наши дни, наверное, просто ‒ модная религия (смех).

Ведущий: Ваше Святейшество, вы заметили, что сострадание ‒ это очень важная добродетель для медицинского работника, и декан отделения подготовки медсестер Дори Фонтейн организовала инициативу «Милосердная помощь». Я хочу попросить ее рассказать нам немного об этом и, быть может, затем вы прокомментируете нашу деятельность в университете.

Дори Фонтейн: Добро пожаловать, Ваше Святейшество и наши дорогие слушатели! Мне очень приятно коротко рассказать о нашей инициативе «Милосердная помощь и чуткое руководство». Ее сутью является развитие внимательности и умения делать паузу. Наше цель ‒ преодоление человеческих страданий путем воспитания милосердных людей и построения милосердной системы здравоохранения. Наша инициатива была отчасти причиной, по которой Соня и Пол Джонсы решили сотрудничать с Виргинским университетом, и помогли создать здесь Центр созерцательных наук.

Мы делаем следующее: уделяем внимание себе, учимся осознанности, создаем пространство, способствующее раскрытию сердца, чтобы мы лучше могли заботиться о наших пациентах, их семьях и об окружающих. У нас два особых подхода, о которых я расскажу.

Во-первых, мы просим всех студентов медицинских факультетов наблюдать, как внимательность помогает им осознавать собственную реакцию, развивать привычку к анализу ситуации. Это помогает им эффективнее заботиться о других, взращивать сострадание и становиться теми, кого мы называем «надежными» практикующими медработниками.

Во-вторых, мы предлагаем работникам сферы здравоохранения: врачам, медсестрам, капелланам, священникам, социальным работникам, обслуживающему персоналу в больницах университета Виргинии, и здесь в Шарлотсвилле, поразмышлять о том, как вернуть в медицину душевное отношение к пациенту. Мы призываем их заглянуть в собственную душу и вспомнить те мотивы, которые привели их в медицину; ведь многие из работников здравоохранения сегодня живут с разбитым сердцем. Итак, мы обучаем наших студентов осознанности, помогаем им освоить эту практику, успокаивая ум, заглядывая внутрь себя и предаваясь глубокому размышлению. Мы обучаем всех студентов отделения медсестер основам осознанности и техникам снятия стресса, студенты, приобретающие профессии врача, тоже это изучают. С помощью медицинского центра мы доводим идею осознанности до медицинского персонала, как говорил Дэвид, при поддержке Центра осознанности и инициативы «Милосердная помощь и чуткое руководство».

Около пятидесяти человек посетили программу Роши Джоан Халифакс по работе с умирающими людьми. Мы отправили пятьдесят наших представителей в институт Упая, в Санта Фе. Я знаю, что Вы хорошо знакомы с Роши Джоан. Мы делаем это в течение трех лет, сначала средства предоставляла госпожа Туси Клуги, а теперь выделяет деньги отделение медсестер. Мы хотим, чтобы наши коллеги научились милосердной помощи умирающим, ведь когда вы хорошо ухаживаете за умирающими, вы на самом деле заботитесь о живущих, обо всех нас.

На отделении медсестер мы также просим наших студентов развивать и взращивать сострадание простыми и практичными способами, такими как ведение дневников, запись своих размышлений, обучаем умению слушать. Мы читаем курс по теме “Непростой разговор”. Мои коллеги доктор Лесли Блэкхол и Джинни Эриксон преподают его сразу и будущим врачам, и медсестерам.

Позвольте рассказать вам короткую историю, которая иллюстрирует то, как мы на практике проводим эту работу в Виргинском университете. Это история Джонатана Бортеллса, чудесного медбрата из отделения скорой помощи. Я надеюсь, вам никогда не придется там побывать, но если придется, зовите Джонатана Бортеллса. Он говорит, что заметил, что когда пациент умирает от серьезной травмы, когда его не удается спасти, врачи и младший медперсонал часто приходят в отчаяние, буквально бросают на пол перчатки, а затем вынуждены оставить умершего и идти к следующему пациенту, потому что пациентов в этом отделении очень много. И вот что Джонатан: все должны выдержать паузу, всего в 45 секунд. Все останавливаются: врачи, младший медперсонал, капеллан пребывают в тишине 45 секунд, чтобы почтить память пациента, который только что умер. Это может быть ребенок, или человек, попавший в аварию. Они просят присоединиться членов семьи умершего пациента, и тем самым констатируют, что честно выполняли свой долг. Традиция распространяется. Недавно в терапевтическом отделении, у анестезиолога был тяжелый больной, его не удалось спасти, и анестезиолог попросил всех остановиться на мгновенье и побыть в тишине, как это делают в отделении скорой помощи. Это удивительно, удивительно. Таким образом, если мы пребываем в настоящем моменте, если мы внимательны, то это приносит большие результаты. Вот так, я надеюсь, мы сможем изменить культуру здравоохранения здесь в Шарлотсвилле, в университете Виргинии, поможем нашим студентам стать «надежными» врачами и медсестрами следующего поколения и научим медицинских работников быть более внимательными, чтобы они могли лучше заботиться о других. На этом я заканчиваю, но мне бы хотелось услышать, что Вы, Ваше Святейшество, думаете о нашей инициативе милосердного ухода за больными.

Далай-лама: У вас большой опыт реальной работы. Я думаю, это чудесно. … Я хочу сказать это по-тибетски.

Переводчик: Вы, в частности, рассказывали о 45-тисекундной паузе, которую выдерживают врачи скорой помощи, когда им не удалось помочь тяжелому больному и они испытывают разочарование. Вы говорили о том, какое воздействие оказывает эта практика. Его Святейшество сказал, что это очень хорошая идея и она согласуется с некоторыми практиками из буддийской традиции, где рекомендуется переключить свой ум с волнующей нс темы…

Далай-лама: Когда я чувствую, что мой ум оказывается под влиянием слишком большой привязанности, гнева и подобных отрицательных эмоций, то очень трудно сразу же перевести свой ум в положительное состояние. Поэтому, одна из техник следующая. Можно выполнять ее, даже сидя на стуле, но спина должна быть прямой. Мы трижды делаем глубокий вдох через правую ноздрю и выдыхаем через левую, а затем три раза вдыхаем через левую и выдыхаем через правую, а потом три раза вдыхаем и выдыхаем через обе ноздри. Во время этой практики ваш ум полностью сосредоточен на дыхании. Это займет, может быть, минуту или две, но после этого ваш ум станет более уравновешенным, спокойным. Другое достоинство этой практики состоит в том, что дыхание оказывает также эффект на тело. Таково мое ощущение. Исследуйте сами, и если вам покажется, что это приносит пользу, применяйте, а если ‒ бесполезным, то просто забудьте (смех).

Дори Фонтейн: Мы попробуем. Спасибо.

Ведущий: Ваше Святейшество, мы затронули тему смерти и умирания, доктор Лесли Блэкхол профессионально занимается этими вопросами всю свою жизнь. Я знаю, что Лесли может говорить об этом очень долго, у нее множество мыслей о проблемах современной медицинской системы, связанных с окончанием жизни. Быть может, вы поможете нам разобраться в этом (перевод для Далай-ламы).
Лесли: Ваше Святейшество, для нас огромная честь быть рядом с вами. Я часто слышала, что вы говорите о ценности человеческой жизни, и, думаю все, кто работает с неизлечимо больными пациентами, убеждаются в этом каждый день. Медицина движется вперед семимильными шагами с начала 20 века, научившись лечить туберкулез и другие инфекционные заболевания, которые прежде являлись основными причинами смерти. Сегодня люди с диабетом, сердечными заболеваниями и раком живут дольше и более полноценной жизнью.

Однако в конце концов все мы умрем. И даже если найдут лекарства от болезней, подобных раку, никто из нас не будет жить вечно. Наша система здравоохранения, между тем, не всегда признает этот факт. И из-за этого, забота об умирающем пациенте превращается для его родственников, младшего медперсонала и врачей в непомерно тяжелую работу. Современная медицина, клиники, больницы настроены на продуктивность, эффективность, и склонны решать проблемы, зачастую опираясь только на технологии. Но большинство людей в развитых странах умирают от прогрессирующих хронических заболеваний, ограничивающих продолжительность жизни, таких как конечная стадия заболеваний сердца и легких, неизлечимые виды рака, деменция. Эти болезни не могут быть вылечены даже с помощью самых современных средств медицины. Множество вмешательств на ранних стадиях ‒ операции, химиотерапия, искусственное поддержание жизни, могут продлить и улучшить качество жизни, но с прогрессом заболевания, эти вмешательства приносят все меньше пользы.

Тем не менее, из-за того, что мы ‒ часть системы, в которой ценится эффективность и технологические решения, многие даже не задумываются о том, как помочь людям, которые не могут быть исцелены, мы не уделяем времени беседам с ними. В силу этого, в конце своей жизни многие больные получают очень жесткое, инвазивное лечение, несмотря на то, что оно, скорее всего, не только не принесет пользы, но и пойдет во вред. Не так давно проводились исследования на предмет эффективности операций для больных старше 65 лет, и результаты этого исследования повергли в шок многих людей, потому что выяснилось, что 10% пациентов старше 65 лет, подверглись операции в последнюю неделю их жизни. Один из авторов этого исследования, сам хирург, сказал в интервью, что он помнит, как сам делал операцию пациенту с неизлечимым раком поджелудочной железы, у которого возникли осложнения, как и ожидалось. Несмотря на то, что хирург знал, что операция не поможет, он все равно ее сделал, и в результате пациент провел последние дни жизни, подключенным к аппарату искусственного дыхания (перевод для Далай-ламы). Возвращаясь мысленно к этому случаю, он осознал, что ему было легче сделать эту операцию, чем объяснить пациенту и его семье, почему эта операция не поможет.

Даже тот факт, что большинство людей говорят, что предпочли бы умереть дома в окружении родных, большинство умирают в реанимации, привязанные к аппаратам, не в состоянии общаться с теми, кого они любят. Дори рассказывала об инициативе милосердной помощи; одна из основных ее целей ‒ оказание людям с неизлечимыми болезнями более сострадательной, более осознанной помощи, которая бы учитывала стадию болезни пациента.

Сюда относится пилотный курс, в рамках которого мы учим будущих врачей и медсестер оказывать совместную помощь людям с болезнями такого рода, а также внесение изменений в учебные программы медицинских факультетов с тем, что донести до студентов мысль о том, что забота о пациенте в конце жизни также входит в их круг их обязанностей. Кроме того, мы недавно получили грант на осуществление проекта оказания помощи людям на последних стадиях рака, как паллиативной помощи, так и просто поддержки на всех этапах. Тем не менее, это очень сложная задача для нас всех. И у меня к вам, Ваше Святейшество, такой вопрос: как должен влиять на поведение врачей, медперсонала тот факт, что человек смертен, и как он должен отражаться на нашей повседневной жизни, на жизни каждого из нас? (перевод для Далай-ламы)

Далай-лама: Это правда. Я не врач, не специалист в этой сфере, но в целом полагаю, что человек всегда должен помнить о том, что рано или поздно его смерть наступит. Смерть ‒ это часть нашей жизни, часть нашего существования.

Нужно привыкать к размышлениям о природе смерти, и когда придет к вам, у вас уже будут некоторые знания о ней. Быть может, тогда, в момент смерти, вы испытаете меньше беспокойства. С другой стороны, есть люди, которые никогда не думают о смерти…

Переводчик Туптен Джинпа: Все мы, в той или иной форме цепляемся за постоянство.

Далай-лама: И потому некоторые вообще не думают о смерти. Порой они избегают даже слов рак или смерть. Сами эти слова пугают людей, тревожат их. Такие люди, когда наступает смерть, чувствуют себя ужасно, их ум совершенно не готовился к смерти, поэтому размышления о смерти, я думаю, приносят пользу. Как практикующий буддист, я каждый день размышляю о непостоянстве, медитирую о природе непостоянства. На грубом уровне все непостоянно, на тонком уровне все непостоянно, вещи меняются от одного момента к следующему. Я еще не проверил на опыте, насколько полезна моя ежедневная практика, ведь я еще не умер. Поэтому не могу утверждать со 100-процентной уверенностью, что произойдет, когда придется умирать по-настоящему. Но предполагаю, что поскольку размышления о смерти уже заставили меня принять неминуемость смерти, поэтому, то когда это произойдет, все будет немного иначе, чем у неподготовленных людей.

Если говорить же о философии, то одни религии утверждают, за этой жизнью будет следующая, другие ‒ что после этой жизни мы отправимся в рай или ад… (смех). Даже те люди, которые в итоге отправятся в ад, смогут немного передохнуть, лежа в гробу (смех). Если же думать о том, что смерть ‒ конец всему, то это может оказать определенное влияние на пациентов. Некоторых такие мысли вынуждают больше тревожиться, думать в негативном ключе. Я говорю так потому, что когда буддисты размышляют о неблагоприятных перерождениях в низших мирах, подчас они начинают испытывать страх смерти, эти мысли усиливают тревогу. Те же люди, которые никогда не задумывались о будущих рождениях, возможно, воспринимают все проще.

Но в то же время от мысли, что смерть ‒ конец всему, что после нее ничего не будет, что это действительно точка, некоторым становится тяжелее. И здесь идея перерождений может быть полезна. Но есть и такие, кому проще думать, что смерть есть смерть, и после нее ничего не будет.

Поэтому, когда мы общаемся с умирающим человеком, нам нужно исследовать, каковы его убеждения и вера, и, учитывая это, с ним разговаривать. Если перед нами человек, который проявляет интерес к идее перерождений, ему можно сказать, что его старое тело становится все бесполезней, поэтому имеет смысл с нетерпением ждать нового тела, молодого, свежего тела (смех). Я не к тому, что людям моего возраста ‒ а мне 77 ‒ и тем, кому за 80 или 90, лучше поскорее убраться отсюда (смех). Я не это хотел сказать (смех). У пожилых людей много проблем, со зрением, со слухом, с коленями, ‒ как у меня, например. При таких обстоятельствах может закрасться мысль: новое тело не помешало бы. Но я не о том, что им нужно оставить это тело (смех). Лучше уж такое, хоть и с болезнями.

Иногда врачи удаляют поврежденные органы. Когда я решил удалить желчный пузырь, мой хирург, замечательный человек, хорошо известный в Индии, сказал мне: «Бог создал это тело, все органы тела определенно созданы Богом, но Бог также наложил определенные ограничения на сроки действия этих органов, и срок службы вашего желчного пузыря уже подошел к концу, дальше он не принесет пользы, поэтому его лучше удалить. Он так сказал (смех) Думаю, это верно, если рассуждать с точки зрения теистических религий.

В одном я уверен, и это доказывают духовные упражнения. Даже когда в нашей жизни, с общепринятой точки зрения, происходит что-то неблагоприятное, если мы определенным образом настроили свой ум, то можем увидеть в этом событии и положительное зерно. И, наоборот, благоприятное событие из-за соответствующего внутреннего настроя может казаться чем-то ужасным.

Если говорить о теле, то боль всегда останется болью. Даже животные понимают это. Но душевные тревоги, душевная боль во многом зависит от настроя нашего ума. Поэтому, я думаю, что умирающему человеку нужно в этот момент дарить надежду, покой... Мне кажется, если умирающий человек прожил свою жизнь не зря, сделал что-то хорошее, то нужно поразмышлять об этом: «Я прожил свою жизнь со смыслом, по меньшей мере не приносил другим вреда, поэтому сейчас, когда подошел ее конец, я чувствую себя счастливым, удовлетворенным». В самый последний миг нашей жизни бесконечно важен покой ума. Это согласуется и со здравым смыслом. Умереть в покое очень хорошо. По меньшей мере, родственники умирающего не будут так сильно печалиться. Если же умирающий проявляет много беспокойства, тревог, льет слезы, то члены его семьи всю оставшуюся жизнь будут вспоминать этот момент; думать, что смерть их любимого человека не была спокойной, он слишком много плакал, переживал. Поэтому в момент смерти очень важно сохранить покой ума.

Согласно религиям, которые верят в жизнь после жизни, например в соответствии с буддизмом, джайнизмом и другими, в момент смерти, и предшествующие ему мгновенья, состояние ума играет бесконечно важную роль. Если состояние ума в это время положительное, то практически с полной уверенностью можно сказать, что следующая жизнь, будет хорошей. Даже если человек на протяжении жизни совершал неблагие поступки, но в свой последний миг был настроен положительно, то это окажет благоприятное воздействие на его следующее рождение. Человек, который на протяжении жизни совершил много благих деяний, но в последнее мгновенье поддался отрицательным эмоциям, гневу и так далее, в следующей жизни почти наверняка испытает неблагоприятное влияние этих чувств. Поэтому в самое последнее мгновение жизни покой ума крайне важен.

Ведущий: Спасибо. Сегодня мы коснулись темы отношений между врачом и пациентом. И доктор Джордж Бейлор писал о том, как эти отношения менялись с течением времени в нашей стране. Доктор Бейлор, не скажете ли несколько слов на эту тему?

Доктор Бейлор: Ваше Святейшество, вы оказали нам всем огромную честь своим присутствием. Дэвид, для начала я хотел бы сказать, что милосердная помощь, где в центре внимания ‒ пациент, ‒ краеугольный камень медицины и неотъемлемая часть элементы эффективных отношений между врачом и пациентом. На самом деле, многие из нас стали врачами именно благодаря желанию заботиться о других. Целью милосердной помощи должен стать целостный, как вы сказали, подход к лечению, который учитывает биологические, психологические, поведенческие и социальные аспекты здоровья. В ходе лечения нужно предоставлять эмоциональную поддержку пациенту и его семье, осознавать испытываемый ими стресс и облегчать страдания, всерьез прислушиваться к тревогам пациента, пытаться понять его точку зрения; предоставлять информацию пациенту честно и понятно, поощрять его к активному участию в принятии решений относительно его лечения. Когда сотрудники здравоохранения сопереживают, эмоционально поддерживают своих пациентов, результатом становится доверие. Пациенты, которые чувствуют к себе сострадательное отношение, более активно участвуют в лечении, выражают большее удовлетворение работой медперсонала, и, пожалуй, самое важное, это заметно улучшает результаты лечения. К сожалению, мы не так уж преуспели в предоставлении милосердной помощи, если говорить об американской системе здравоохранения. Число пациентов, о которых заботились с состраданием, уменьшилось, несмотря на колоссальную пользу такого подхода. Данные последних исследований показывают, что только 53% пациентов в США чувствуют, что наша система здравоохранения предоставляет милосердный уход (перевод для Далай-ламы).

Итак, что препятствует сострадательной заботе о пациентах в наших клиниках и больницах? Во-первых, проводя обычный прием больных, врач может потратить только 15-20 минут на большинство пациентов. В результате у врачей весьма ограничено время на получение необходимой информации о состоянии здоровья пациента, разработку плана лечения, установление эмоционального контакта с пациентом, на беседу и ответы на его вопросы, установление доверия, необходимого, чтобы стало возможным принимать совместные решения. И, конечно, едва ли остается время на то, чтобы обсудить вопросы умирания с пациентами, чьи болезни неизлечимы и достигли последней стадии.

Еще одним препятствием является факт, что многим врачам намного проще обсуждать биологические аспекты болезни пациента, чем обращаться к психологическим и социальным сторонам вопроса. Им намного привычнее объяснять физическую природу заболевания, или назначить множество анализов, или описать все достоинства терапии с использованием современных технологий, чем честно поговорить о том, как болезнь может ухудшить качество жизни пациента, помочь в принятии решений, связанных с близким концом.
Третье препятствие связано с появлением новых методов записи истории болезней, с использованием компьютеров и цифровых технологий. У компьютерных записей много достоинств, но есть и недостатки. Врачи сегодня должны вводить огромное количество данных в компьютер во время беседы с пациентом. Ценой этому становится недостаточная сосредоточенность врача, и многие из вас знают это из личного опыта. Доктора и медсестры во время визита пациента большую часть времени глядят на экран компьютера, держа руки на клавиатуре, вводя данные и обновляя информацию. Это вызывает беспокойство: врач уделяет больше внимания компьютеру, чем пациенту, что совсем не способствует установлению доверительных отношений между врачом и пациентом, из которых рождается устойчивое доверие и уверенность. Из моего личного опыта как врача, я знаю, что пациенты чувствуют, слушает ли их врач, внимателен ли он, заботлив, спешит он или нет. Однако очень сложно достичь вот такого доверительного сотрудничества, когда нужно поспевать за компьютером.

И наконец, наша современная система здравоохранения такова, что пациентами, попавшими в больницу, в основном занимаются совершенно незнакомые врачи; как правило, это первый свободный врач, оказавшийся на месте в момент госпитализации. Обслуживающий персонал также может меняться каждый день, или от смены к смене. В результате каждый новый доктор, прибывший на работу, проводит больше времени перед экраном компьютера, знакомясь с историей болезни пациента, и в итоге проводит меньше времени у постели больного, где он мог бы установить связь с пациентом, выслушивать вопросы и тревоги, выказывать сочувствие и назначать лечение, опираясь на предпочтения пациента. В таких условиях практика сострадания в медицинских учреждениях, опять же, становится весьма проблематичной.

Ваше Святейшество, в заключение я хотел бы процитировать слова из вашей маленькой книги о сострадании, в которой вы говорите: «Когда мы обращаемся в больницу, независимо от уровня квалификации врача, если доктор проявляет искреннее участие и искреннюю заботу о нас, если доктор улыбается, то мы чувствуем себя хорошо. Но если врач относится к нам холодно и безучастно, то пусть даже он обладает самой высокой квалификацией, мы начинаем чувствовать себя неуютно и начинаем нервничать. Такова природа человека». Ваше Святейшество, не могли бы вы еще что-то добавить о важности сострадания и милосердной заботы в области здравоохранения.

Далай-лама: Мне кажется, я уже говорил об этом...

Тхуптен Джинпа: Его Святейшество сказал, что слушая вас, он понял, что вы уже провели самое серьезное исследование этого вопроса. Это удивительно.

Далай-лама: Все участники встречи ‒ вот только вы еще не выступали... (смех) ‒ разделяют общее мнение, что милосердное отношение бесконечно важно. И теперь нам нужно проводить больше исследований с тем, чтобы разработать программу повышения осведомленности о важности сострадания во всех областях, даже в области экономики. Чем сострадательнее хозяин большого предприятия, работодатель, тем лучше будут его отношения с работниками, и тогда они искренне будут прилагать все усилия для выполнения работы. А если отношения между работодателем и работниками такие, что все думают только о зарплате, и нет никаких межличностных отношений, никаких чувств, то придется трудно. Сострадание и сердечная теплота необходимы в любой области, особенно в сфере образования и здравоохранения. Они играют крайне важную роль. Я думаю, специалисты, врачи могут время от времени проводить семинары. Вы уже обозначили некоторые проблемы, поэтому нужно искать пути их решения, и не только в США, но и в других странах.

Случаются страшные истории, иногда врачи в больнице удаляют пациенту здоровый орган и продают, это ужасные случаи. Несколько лет назад я встречался с врачом, который расследовал случаи продажи органов в ряде стран, в том числе в Китае, когда у людей удаляли здоровые органы и затем продавали. Мы все ‒ люди и живем на одной планете, но мы слишком часто забываем о чрезвычайной важности духовных ценностей. А в результате появляется множество ненужных проблем, и это вызывает серьезную озабоченность. Мы должны думать, консультироваться со знающими людьми, проводить исследования…

Тхуптен Джинпа: чтобы определить, как залатать ту брешь, которая возникла в существующей системе и как привнести в нее сострадание.

Далай-лама: Это работа должна, в первую очередь, проводиться в Соединенных Штатах. ведь вы пользуетесь полной свободой, уважаете творческие способности человека, инициативность, поэтому все в ваших руках. Чем больше людей примет участие в обсуждениях, тем больше появится новых идей, и тогда отдельные больницы смогут ввести новые экспериментальные программы, а затем проверить, принесут ли они положительные результаты. Если принесут, то можно вводить эти программы в других больницах, в разных штатах. Тогда и другие страны последуют вашему примеру. Иногда люди, как я заметил, жалуются, что Америка господствует, доминирует в мире, но в то же время любят подражать американцам (смех). Ваша страна, величайшая демократическая страна, подарила миру множество открытий в области новых технологий. А сейчас вам нужно обратить внимание на духовные ценности. Нужно развивать, продвигать новые идеи, новые подходы, чтобы справиться с текущими проблемами. Вы уже выражаете свою озабоченность, а в других странах ‒ и в развитых, и в развивающихся ‒ описанные вами проблемы стоят еще острее. На меня произвели большое впечатления ваши доклады, написанные с опорой на реальный опыт и знание дела. Замечательно!

Ведущий: Спасибо. Ваши замечания сейчас как нельзя кстати, потому что доктор Гуран заведует центром глобального здоровья. Однажды он спросил: как убедить врачей заботиться о людях, которых они никогда не встречали? Так родилась «Декларация взаимозависимости». Доктор Гуран, расскажете немного об этом?

Далай-лама: Я хотел бы добавить. Отношения между доктором и пациентом или медсестрой очень важны, и если персонал меняется, то это на многое влияет. Однажды мне рассказывали о приюте для сирот. Если воспитатели, которые заботятся о детях, меняются через несколько месяцев или недель, то дети очень тяжело это переносят, потому что за это время между ними возникают очень тесные, близкие связи. Эти связи для детей очень важны, поэтому заменять воспитателя можно только в случае крайней необходимости. Я думаю, и в больницах нужно, чтобы врач наблюдал своих пациентов как можно дольше. Ведь в таких отношениях рождаются доверие, искреннее дружеское расположение, и если что-то меняется, ‒ скажем, через неделю приходит другой врач, как вы говорили, ‒ то это все осложняет. Конечно, трудно приставить по врачу к каждому пациенту … (говорит по-тибетски).

Тхуптен Джинпа: Его Святейшество говорит, что, конечно, не стоит впадать в крайности. Мы не можем ожидать, что пациент будет общаться лишь с одним врачом, но насколько это возможно, система должна помогать медицинскому персоналу и пациенту вступать в близкие, доверительные отношения, это очень важно.

Доктор Гуран: Спасибо огромное, Ваше Святейшество, Дэвид. Вы знаете, Ваше Святейшество, я прочел множество ваших сочинений о взаимозависимости. И вот сейчас, вы и доктор Джордж Бейлор, как и все мы, согласились, что практика сострадания и заботы бесконечно важна, она делает нашу жизнь более полной и здоровой. Сейчас я бы хотел спросить вас о важности сострадания и заботы для здоровья всего общества в целом, всей цивилизации. Подзаголовком нашей «Декларации взаимозависимости» стали слова «Ценность заботы о других для нашего собственного выживания». Я говорю сейчас о глобальном здоровье и о том, как инфекционные заболевания, перенесенные на ранних стадиях развития ребенка, могут оказывать ощутимое влияние не только на нормальное физическое развитие, но и на IQ, когнитивное развитие, интеллектуальные способности.

Несколько лет назад я свидетельствовал в Конгрессе США по вопросу о том, почему средства американских налогоплательщиков, заработанные с большим трудом, должны направляться на развитие здравоохранения и лечение детей, скажем, в Эфиопии или в других странах мира, где дети живут в крайней нужде. Я привел три аргумента: во-первых, как врач-инфекционист я отметил, что новые инфекционные болезни могут представлять опасность для нас всех, ведь по меньшей мере на микробиологическом уровне, ‒ и не только, ‒ мы объединены в общую сеть, мы ‒ единое целое.

Мое второе опасение связано с взрывоопасным ростом числа людей со слабым здоровьем. Мальтузианские представления о том, что болезни и нищета контролируют перенаселенность, представляют опасность и безнадежно устарели. Только люди с хорошим здоровьем способны контролировать перенаселенность, как мы видим это по опыту исторического развития нашей страны, а также по опыту других стран мира.

Третье и, признаюсь, самое важное опасение, связано с разрушением нашего представления о человечности, заставляющее нас отворачиваться друг от друга (перевод для Далай-ламы). Итак, Ваше Святейшество, я вернусь к вопросу, значение которого, на мой взгляд, все больше возрастает в нашем мире, где превалирует опасная склонность к разделению людей. Как нам побудить себя, чтобы с достаточной долей обоснованности действовать не только ради себя; чтобы приносить благо, а не угрожать людям вокруг нас? Мы просим вас поделиться с нами мудростью (перевод для Далай-ламы).

Далай-лама: Первым, главным обязательством моей жизни я считаю продвижение сострадания и любви в человеческом обществе. Многие наши проблемы в конечном итоге возникают из-за их недостатка. Мы крайне сосредоточены на самих себе. Поэтому возникает много несправедливости во всех областях, коррупции, притеснения, эксплуатации. В конечном итоге страдает также и окружающая среда. Весь мир сталкивается с ненужными проблемами. На планете обитают миллионы видов животных, различные формы жизни. Они тоже переживают разнообразные эмоции, но из-за нехватки интеллекта, их разрушительные эмоции, разрушительные действия имеют весьма ограниченную силу. А у нас, у людей, есть удивительный человеческий мозг. Сам по себе он чудесный, но этот замечательный мозг в сочетании с разрушительными эмоциями приносит колоссальный вред. Поэтому, думаю, пришло время очень серьезно посмотреть в самый корень этих проблем. И здесь нам поможет добросердечие. Если мы добросердечны, если заботимся о других, то не будет обмана, притеснения, эксплуатации, ведь вы уважаете права других и по собственной воле, ответственно принимаете в расчет их благополучие. В этом случае не останется опоры для насилия. Конечно, будут возникать разногласия, но когда это произойдет, их можно будет решить с помощью диалога и общения, в духе братства. Вот так, я думаю, мы сможем превратить наш мир в по-настоящему счастливую человеческую семью. Нам следует об этом поразмышлять.

Различные религиозные традиции мира, как я говорил раньше, несут послание любви, прощения. Но их влияние ограничено. Даже среди религиозно настроенных людей существует коррупция, несправедливость, обман, и религиозные люди зачастую лицемерны, притворяются. Если мы не слишком искренне следуем вере, то она может подтолкнуть нас к лицемерию, притворству. Мы притворяемся очень благочестивыми (смех), произносим красивые слова, но за ними скрывается неприглядное (смех). Таким образом мы обманываем не только других людей, но еще и Бога. Нам не хватает твердых принципов, честности, правдивости. Но как стать честным и правдивым?

Если вы воспитали в себе искреннюю заботу о благополучии других, вы не сможете ни лгать, ни эксплуатировать, поэтому, я думаю, что ключевой фактор ‒ развитие заботы о благополучии других. И здесь мы не должны исходить из понимания, что это религиозная практика, и если вы ее выполняете, то попадете в рай, или, если вы буддисты, достигнете состояния Будды. Не об этом вы должны думать, а о том, что сама наша повседневная жизнь тесно связана с этими духовными ценностями.

Мы уже об этом говорили, уже затрагивали эту тему. Если вы добрый человек, то в вашем сердце не будет места для зависти, подозрительности, а значит и не будет разочарований, стресса, не останется места для гнева, ненависти. Все это приносит внутренний покой и мир, уверенность в себе, внутреннюю силу и очень полезно для нашего физического самочувствия.

Семья будет здоровой, если в ней царит атмосфера добросердечия, и общество тоже. Возьмем мы экономистов, работников сферы образования, врачей, политиков, работников любой сферы человеческой деятельности: если они заботятся о других, то любая их деятельность будет положительной, конструктивной. Но если духовных ценностей не хватает, то даже религия станет источником ненужных проблем. Поэтому я пытаюсь, не затрагивая религию, опираться на здравый смысл и общий для всех опыт, как мы уже обсуждали, общечеловеческий опыт и здравый смысл, а также результаты научных исследований. Все ваши доклады написаны не основе ваших верований, но собственного опыта, данных научных исследований. Ученые обнаружили, что постоянный страх, гнев буквально пожирают нашу иммунную систему. Покой ума совершенно необходим для поддержания физического здоровья. Это я обычно называю светским подходом к внутренним ценностям, светским подходом без опоры на религию. Если кто-то интересуется религией, это очень хорошо. Все религии в действительности укрепляют нас в общечеловеческих ценностях. А те люди, которые не интересуются религией, для них мы должны найти пути, средства, чтобы и они узнали о важности добросердечия. А ключевую роль здесь играет образование, это мое мнение. Если система образования останется прежней, и каждый человек и дальше будет думать только о себе, что он ‒ центр мироздания, а такие беседы, как наша, так и останутся жалобами, ‒ мы будем жаловаться, жаловаться, а коренные причины будут сохраняться, ‒ то тогда не только наше поколение будет жаловаться, но и весь XX век пройдет в вечных жалобах… (смех). Думаю, пришло время вплотную заняться причинами, лежащими в основе всех этих проблем. Так я считаю (смех, аплодисменты).

Ведущий: Время нашей встречи подходит к концу. Я не знаю, хотите ли вы добавить что-нибудь в заключение? Вы только что поделились замечательными мыслями, но если, Ваше Святейшество, вы еще что-то хотите сказать, то, пожалуйста.

Далай-лама: Да нет, пожалуй. Может быть, есть, вопросы у слушателей?

Ведущий: У меня есть вопрос, который задал один из студентов-медиков. Могу я задать этот вопрос?

Далай-лама: Да, конечно. Один вопрос (смех).

Ведущий: Один вопрос. Впрочем, я хочу задать свой собственный вопрос, отложим на время вопрос студента (смех).
Только один вопрос. По-моему, пришла моя очередь. У меня такой вопрос: иногда люди переживают серьезнейшие потери, умер супруг или ребенок. Можете ли вы посоветовать какую-то практику, или дать наставление, как пережить эту трагедию, извлечь из нее уроки и снова вернуться к счастливой жизни? (перевод для Далай-ламы)

Далай-лама: Я обычно рассказываю об этом, исходя из своего личного опыта. Когда умер мой наставник, даровавший мне полные монашеские обеты, бесконечно близкий мне человек, я осознал: «До сего дня он был для меня словно нерушимая скала, на которую я всегда мог опереться. Теперь опоры не осталось». Я почувствовал себя беззащитным, но затем принялся размышлять и понял, что тревожиться бессмысленно, ведь это уже случилось. Тревоги не вернут моего учителя. Я решил, что должен воплотить в жизнь пожелания моего наставника, его советы. Пришло время осуществить на деле то, чего он ждал от меня. Людям, потерявшим близкого друга, родителей, супруга я советую думать так: «Этот человек был очень дорог мне, и я был дорог ему, а потому я должен постараться выполнить его пожелания».

Представим, что после смерти жизнь продолжается и ушедший от вас человек видит, что после его ухода вы продолжаете трудиться с искренним желанием совершить все, чего он желал. В этом случае близкий вам человек будет очень счастлив. А если он увидит, что чрезмерные тревоги лишили вас силы духа, сделали беспомощным, то от этого он очень расстроится. Мало того, что его собственная жизнь оборвалась, он еще будет сильно переживать о дорогом ему человеке.

Думайте так, и тогда трагедия не лишит вас сил, а напротив, придаст вам силу воли, решимость и оптимизм. Думаю, это намного лучше, я даю такой совет. Одним этот подход помогает, другим ‒ нет (смех). Что поделаешь? Ну, берегите себя (смех, аплодисменты).