Сохраним Тибет > Шестой день учений Далай-ламы по ламриму в Сера Чже
Шестой день учений Далай-ламы по ламриму в Сера Чже2 января 2014. Разместил: Ing |
Билакупе, штат Карнатака, Индия, 30 декабря 2013 года – Сегодня утром было завершено вручение дипломов геше. Последняя группа выпускников выразила почтение Его Святейшеству: многие коснулись головой трона тибетского духовного лидера, а затем все вместе сфотографировались на память.
Его Святейшество Далай-лама во время учений в монастыре Сера Чже. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Водою Будды не смывают скверны, Страдания существ рукой не устраняют, Другим не переносят прозрения свои, Они учением существ освобождают. «Стремясь помочь живым существам, Будды только показывают путь, – пояснил Его Святейшество. – У нас есть два собрания Кангьюр и Тенгьюр, переведенные на тибетский язык, в них содержатся указания на то, к чему нужно стремиться и от чего отказываться. У нас также есть сочинения Нагарджуны и его последователей, а также других великих учителей, которые включены в собрание Тенгьюра, где объясняется, как дисциплинировать свой ум». «Стиль изложения тибетских и индийских учителей различался. Атиша написал "Светоч на пути к пробуждению" по просьбе царя Джангчуба Ода ради блага всех тибетцев. В те времена тибетцы были не слишком образованными, поэтому трактат написан просто и доступно. Сочинения других индийских учителей, рассчитанные на индийскую аудиторию читателя, напротив, бросают вызов интеллектуальным способностям читателя. Это становится очевидным при ознакомлении с поэмой Шантидевы "Путь бодхисаттвы", в девятой главе которой автор утверждает взгляды мадхьямаки, опровергает другие подходы и возражает на критику». В сочинениях по ламриму говорится, что доверие к духовному учителю помогает нам приблизиться к пробуждению, однако Его Святейшество заметил, что тем, кто не очень заинтересован в духовной практике, это мало поможет. Нагарджуна говорил, что все буддийское учение опирается на две истины: относительную и абсолютную. Строфа из сочинения Чандракирти «Мадхьямака-аватара» служит тому ясным свидетельством: Царь лебедей летит во главе стаи Расправив два крыла: относительной и абсолютной истины. Подгоняемый попутным ветром добродетели, Пересекает океан и достигает дальних берегов добродетели пробуждения. Во время учений Его Святейшества Далай-ламы в монастыре Сера Чже. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество сказал, что буддийский путь уникален тем, что опирается на две истины. Чже Цонкапа так пишет о буддийском учении в «Трех основах пути»: Когда эти два постижения больше не сменяют друг друга, но приходят одновременно, И один только взгляд на непреложность взаимозависимого возникновения Полностью уничтожает цепляние за [самосущие] объекты познания, Тогда анализ воззрения полностью завершен. Вернувшись к чтению сочинений по ламриму, Его Святейшество закончил раздел трактата Панчена Лобсанга Еше «Быстрый путь», предназначенный для существ со средними способностями. Он сказал, что одних только монашеских одеяний недостаточно; нам нужна решимость освободиться из круговорота бытия. «Оставив мирскую жизнь и приняв обет безбрачия, необходимо посмотреть, как Будда практиковал Дхарму. В Бодхгае много торговцев, продающих фигурки, сделанные по образу статуи Постящегося Будды, которая изображает Будду после обращения к практикам крайнего аскетизма. Оригинал этой статуи находится в музее в Лахоре. Во дворце Потала у нас была фотография этой статуи, а однажды я был с визитом в Японии, и эта статуя была частью выездной выставки Лахорского музея, проходившей в Японии. Взглянув на эту статую, вы ясно видите, какие трудности преодолел Будда ради достижения пробуждения, тогда как мы сами зачастую ищем путей полегче». Из восьми великих сочинений по ламриму Его Святейшество решил продолжить чтение трактата Пятого Далай-ламы «Священные слова Манджушри». Он дал учащимся совет слушать, сосредоточившись на желании достичь пробуждения ради блага всех живых существ. Он начал чтение с раздела, относящегося к пути существ с великими способностями. Есть два пути зарождения бодхичитты: метод причин и следствий из семи частей и обмен себя на других, или даяние и принятие. Какой бы путь мы ни выбрали для развития сострадания, оба они в первую очередь требуют развития равностности. После обеда Его Святейшество наметил программу учений на ближайшие дни, сказав, что в первый день нового 2014 года будет проведено подношение пуджи долгой жизни и что в день завершения учений он дарует посвящение Авалокитешвары. Его Святейшество заметил, что в целом буддийское учение помогает нам научиться отличать видимость от реальности. В этом контексте слова из подношения пуджи долгой жизни, в которых ученики просят наставника прожить десять тысяч лет, бессмысленны, ведь каждый знает, что люди столько не живут. Его Святейшество Далай-лама во время учений в монстарые Сера Чже. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Затем Его Святейшество прочел выдержки из «Южного ламрима» и ламрима «Быстрый путь», и на этом дневная сессия завершилась. Далай-лама представил собравшимся сотрудников Азиатского фонда «Свет Шри-Ланки», которые сняли новый фильм, рассказывающий о жизни Будды до обретения им пробуждения. Фильм завоевал приз на недавнем Международном кинофестивале в Дели, и создатели фильма еще в Дели, спросили Его Святейшество, не согласится ли он его посмотреть. Тогда он ответил им, что будет проводить учения для десятков тысяч людей в Билакупе, и будет очень признателен, если они покажут там свой фильм. Его Святейшество добавил, что начнет смотреть фильм вместе со всеми, а затем, минут через пятнадцать, отправится на отдых. Однако он советует всем воспользоваться случаем и досмотреть фильм до конца. Перевод: Ольга Селезнева dalailama.ru Фоторепортаж Тензина Чойджора (офис ЕСДЛ). 30 - 31 декабря 2013 г. |