Сохраним Тибет > Восьмой день учений Далай-ламы по ламриму в монастыре Сера Чже

Восьмой день учений Далай-ламы по ламриму в монастыре Сера Чже


4 января 2014. Разместил: Ing
Восьмой день учений Далай-ламы по ламриму в монастыре Сера Чже
Его Святейшество Далай-лама приветствует слушателей
перед началом восьмого дня учений в монастыре Сера Чже
в Билакуппе, Индия. 1 января 2014 г.
Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ)
Билакупе, штат Карнатака, Индия, 1 января 2014 года – Сегодня утром заняв свое место на троне в монастыре Сера Чже, Его Святейшество повернулся в ту сторону аудитории, где разместилось большинство иностранцев и сказал:

«Мне бы хотелось пожелать вам счастья в новом году. Давайте примем решение стать более искренними, сострадательными и добросердечными людьми и так постараемся принести в наш мир больше равноправия. Тогда наступающий год станет для нас по-настоящему счастливым».

«По тибетскому календарю сегодня 80-я годовщина со дня смерти Тринадцатого Далай-ламы, и по обычаю в таких случаях мы совершаем подношения. Помните об этом, когда будете делать подношения и возносить молитвы о моем долголетии. Здесь среди нас есть и монахи, и миряне со всего света. Каждый из нас обрел некоторые добродетели, так давайте же во время этого молебна будем молиться не только о моем долголетии, но и о долгой жизни Ганден Три Ринпоче, геше, лам и тулку, хранящих учение. Давайте пожелаем долгой жизни всем, кто посвятил себя служению на благо других.

«Эту церемонию организовали буддисты из уезда Маркхам. Недавно я встречался с одним жителем Кама, и он рассказал мне о суровых испытаниях, через которые ему пришлось пройти в китайской тюрьме. Давайте помолимся о тех, кто находится в тюрьмах в Тибете, о погибших в заключении и страдающих в казематах. По Тибету и за его пределами прокатилась волна самосожжений; давайте помолимся за тех, у кого хватило мужества пожертвовать своей жизнью, не прибегая к насилию, ведь своими действиями они не причинили вреда окружающим».

«В Китайской народной республике, самой густонаселенной стране мира, по некоторым сведениям около 400 тысяч буддистов – это больше, чем где-либо в мире. Давайте помолимся также за тех, кто способствует преобразованию Китая, пусть им сопутствует удача».

Восьмой день учений Далай-ламы по ламриму в монастыре Сера Чже
Жители Маркхама, Тибет, ждут с подношениями перед
началом пуджи долгой жизни у монастыря Сера Чже, Билакуппе,
Индия. 1 января 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)
Его Святейшество объяснил, что среди молитв, которые читают во время подношения пуджи долгой жизни, есть молитва обращения к 25 пионерам тибетской буддийской традиции, написанная Джамьянгом Кьенце Вангпо. Есть также «Слова истины», молитва, которую Его Святейшество написал сам, дабы поднять дух защитников Дхармы в Тибете, есть также Обращение к семнадцати пандитам Наланды и молитва Ченрезигу.

«В сегодняшнем подношении пуджи долгой жизни принимают участие представители уезда Маркхам, среди них есть как беженцы, так и те, кто остался жить в Тибете. Вы прилагаете большие усилия, и я хочу вас поблагодарить. Со времен правления Пятого Далай-ламы у жителей Маркхама сложились прочные отношения с Тибетским правительством и Далай-ламами. Кроме того, вы дали слово следовать советам Далай-лам. Во времена Тринадцатого Далай-ламы в Маркхаме случился конфликт, вскоре после которого он скончался».

Кульминацией молитвенной церемонии стало подношение цога, мандалы и символов просветленных тела, речи и ума. В дополнение, буддисты из Маркхама вручили Его Святейшеству награду «Маркхам-теншуг» в серебряный орнамент которой были включены символы, напоминающие о доброте Пятого Далай-ламы к жителям Маркхама, глобус, символизирующий международные усилия Его Святейшества по внедрению светской этики и установлению межрелигиозной гармонии, и карта Тибета, с которым неразлучен Далай-лама. Затем маркхамские буддисты зачитали восхваление Далай-ламы и обратились к нему с просьбой жить долго, вновь подтвердив свое желание и намерение следовать советам Его Святейшества.

Затем Его Святейшество продолжил чтение сочинений по ламриму и дошел до объяснений, касающихся последней из шести парамит, неотъемлемой части практики бодхисаттв. Он заметил, что хотя шаматха и випашьяна описываются отдельно друг от друга, их необходимо практиковать вместе. Для того, чтобы медитировать о пустоте ума, чья природа – это ясность и способность к познанию, необходимо развить шаматху.

Многим практикующим непросто различить притупленность и возбужденность ума на тонких уровнях. Существует опасность ошибочно принять притупленность ума за шаматху. Возбужденность, с другой стороны, является разновидностью привязанности. Она нарушает покой ума, хотя и не обладает такой же разрушительной силой, как гнев. Как показывает опыт, чрезмерное применение противоядий – это также недостаток.

Восьмой день учений Далай-ламы по ламриму в монастыре Сера Чже
Вид на главную сцену во время учений Его Святейшества
Далай-ламы в монастыре Сера Чже, Билакуппе,
Индия. 1 января 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)
Что касается объекта сосредоточения для практики шаматхи, то чаще всего это образ Будды. Прежде всего нужно тщательно изучить изображение Будды, возвращаясь к нему снова и снова, так, чтобы хорошенько запомнить все детали и характерные особенности. Следует также, однажды выбрав объект сосредоточения, больше его не менять. Например, если вы начали сосредотачиваться на образе сидящего Будды, не следует затем визуализировать стоящего Будду. Не следует также полагать, что поскольку этот образ – ваша визуализация, он не является реальным.

«В современном мире нас окружает автоматика, многое из того, что нам нужно, мы можем сделать одним лишь нажатием кнопки, – сказал Его Святейшество. – Поэтому люди считают, что и реализации можно достичь так же просто. Чтобы произошли изменения в материальном мире, требуется время, и людям почему-то кажется, что изменить собственное отношение намного проще. Но в действительности мы настолько привыкли к разрушительным эмоциям, что их очень непросто устранить или преодолеть».

«Желающим практиковать шаматху необходимо сесть, скрестив ноги, на удобной подушке, которая немного выше сзади. Руки нужно сложить на коленях, при этом правая рука покоится на ладони левой. Кончик носа должен находиться на одной линии с пупом. Дышите естественно и без усилий. Если вы чувствуете возбуждение, посчитайте вдохи и выдохи. Учитесь получать радость от сосредоточения».

Затем Его Святейшество дал совет о том, как правильно визуализировать образ, на котором вы сосредотачиваете свой ум. Визуализируемый образ должен быть небольшого размера и расположен на уровне лба. Представьте, что он тяжелый, это поможет меньше отвлекаться. Если вы будете слишком напрягать свой ум, то появится напряжение в верхней части тела.

Его Святейшество выразил уверенность, что он успеет завершить чтение «Священных слов Манджушри», «Южного ламрима» и ламрима «Быстрый путь»; он также продолжит чтение «Сущности нектара». Его Святейшество добавил, что учения по сочинению Пабонки Ринпоче «Освобождение у вас на ладони» он отложит до следующего года.

Перевод: Ольга Селезнева

dalailama.ru