Сохраним Тибет > Седьмой день учений Далай-ламы по ламриму в монастыре Сера Чже
Седьмой день учений Далай-ламы по ламриму в монастыре Сера Чже4 января 2014. Разместил: savetibet |
Билакупе, штат Карнатака, Индия, 31 декабря 2013 года – Всю неделю Его Святейшество Далай-лама жил в монастыре Сера Ме, а учения проходили в монастыре Сера Чже, расположенном неподалеку. Каждый день Далай-лама ездил из одного монастыря в другой. Но сегодня утром, покинув Сера Ме, Его Святейшество поехал в противоположном направлении. Грунтовая дорога привела его в новый центр для уединенных медитаций, построенный при монастыре Сера Ме. Его Святейшество попросили торжественно открыть центр, который состоит из небольшого скромного храма и нескольких домиков для затворников. Его Святейшество перерезал ленточку перед дверью храма, отворил ее и вошел внутрь.
Его Святейшество Далай-лама во время посещения нового ретрит- ного центра в Сера Ме. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ) Из центра Его Сятейшество отправился в резиденцию своего старинного друга Сердже Кхенсура Ло Туптена, состояние здоровья которого не позволяет ему самому навестить Его Святейшество. Оттуда было рукой подать до места проведения учений. «Все хорошее, что мы получаем от мира, начиная от удовлетворения наших повседневных нужд и заканчивая духовными практиками, мы получаем благодаря доброте других существ, – начал Его Святейшество. – Всезнающий Гендун Друп, Первый Далай-лама, говорил, что в результате мы должны быть благодарны всем живым существам. Когда один из его учеников заметил, что плодом благих деяний Гендуна Друпа, который был учеником Чже Цонкапы, будет возможно рождение в Сукхавати, Чистой земле Амитабхи, учитель ответил, что у него нет желания переродиться в Сукхавати; он хочет вернуться и жить среди других живых существ. Первый Далай-лама основал монастырь Ташилунпо, Второй Далай-лама, Гендун Гьяцо, основал монастырь Чокоргьел на берегу озера Лхамо Лацо. Третий Далай-лама, Сонам Гьяцо, провел значительную часть своей жизни в Монголии». Его Святейшество рассказал, что, покидая Норбулинку, он взял с собой экземпляр «Большого руководства к этапам пути к пробуждению», несколько рубашек, кости для гадания, принадлежавшие Тринадцатому Далай-ламе, и еще несколько вещей, принадлежавших Второму Далай-ламе. Около пяти тысяч монахов из различных монастырей бежали из Тибета примерно в одно время с ним. Его Святейшество сказал, что он попросил правительство Индии, чтобы полторы тысячи монахов поселили вместе для того, чтобы они могли продолжить свое обучение и практики. Поначалу правительство Индии предлагало поселить в одном месте только триста монахов, но Его Святейшество настаивал, и в конце концов монахов разместили в Буксе. Но поскольку еда и климат крайне отличались от тех, к которым они привыкли дома, многие из них умерли. Вот почему при первом же удобном случае монахи переезжали в новые поселения, возникавшие здесь, в Южной Индии. Поначалу они страшно бедствовали, но постепенно их жизнь наладилась. Седьмой день учений Его Святейшества Далай-ламы в Сера Чже. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Затем Его Святейшество возобновил чтение ламрима «Быстрый путь», вкратце пояснив перед этим, в чем была причина его опоздания. Он рассказал, что посетил центр для медитаций при монастыре Сера Ме, а затем навестил Сердже Кхенсура Ло Тхуптена, которого со времен их совместного ученичества у Триджанга Ринпоче, он считает своим духовным братом. Однако, добавил Его Святейшество, во время встречи с другом он не забывал о тысячах людей, ожидавших его на месте проведения учений. Читая раздел о практиках для существ с великими способностями, Его Святейшество заметил, что хотя мы все желаем счастья, мы в то же время собственными руками создаем причины страданий. Размышляя об освобождении от страданий всех живых существ и о том, чтобы привести их к всеседению, свободному от двух загрязнений, мы должны спросить себя: «А под силу ли мне это?» Следующий раздел текста посвящен практике уравнивания и обмена себя на других, которая в поэме «Путь бодхисаттвы» называется «тайной ума». Она опирается на идею о том, что благополучие других более важно, чем ваше собственное. Чже Ринпоче говорил, что, помогая другим живым существам, вы в то же время извлекаете пользу для себя лично. «Когда вы обретете мудрость и понимание того, что нужно отбросить, а к чему стремиться, вы сможете выполнять эту практику эффективно. Помогая другим с опорой на нравственность, терпение и усилие, вы действуете и в своих собственных интересах». Что касается вегетарианства, в винае нет запрета на мясо. Один монах с Шри-Ланки говорил Его Святейшеству, что так произошло потому, что монахи, живущие на подаяние, не могут выбирать еду по своему вкусу: они должны принимать все, что им подадут, будь то вегетарианская пища или нет. Его Святейшество заметил, что в 60-е годы он соблюдал вегетарианскую диету в течение многих месяцев, но затем заболел желтухой, и превратился, как он сам любит шутить, в золотистого «живого Будду». В итоге, ради сохранения здоровья врачи порекомендовали ему вернуться к прежней диете. Сейчас он ест мясо всего два или три раза в неделю. В то же самое время монахи в монастырях здесь, на юге Индии, соблюдают вегетарианство, что очень хорошо. Есть предположения, что Атиша был вегетарианцем. Переводчики за работой на учениях Его Святейщества Далай-ламы в Сера Чже. Фото: Дежерми Рассел (офис ЕСДЛ) «Великий Пятый Далай-лама был простым монахом. У Триджанга Ринпоче есть экземпляр его биографии, написанный от руки. Там говорится, что он был простым монахом, лишенным гордыни и напыщенности, несмотря на то, что насил титул царя Тибета. Пятый Далай-лама проводил много времени в своей комнате. Его служители любили погреться на солнышке во дворе, и зачастую он вынужден был звать их по несколько раз, пока они, наконец, откликнутся. Тринадцатый Далай-лама был таким же. Он строго запрещал нюхать табак. Однако, однажды, когда шло строительство одного из дворцов в Норбулинке, он пришел проверить, как продвигается работа. Несколько рабочих спрятались, чтобы тайком понюхать табаку, и он случайно услышал, как они переговаривались между собой о том, что очень любят нюхать табак, как это успокаивает, когда они устали или голодны, даже несмотря на неодобрение Далай-ламы. Тринадцатый Далай-лама тихонько развернулся и ушел. В другой истории рассказывается, что некто пожертвовал камни на нужды монастыря, и отец одного из монахов монастыря Намгьял привез их на своих лошадях. Одна из лошадей убежала и человек преследовал ее. Когда он увидел неподалеку монаха, похожего на монгола, он попросил его помочь поймать лошадь. Монах бросился вслед за лошадью, размахивая палочкой, на которую он опирался, и поймал ее – позже выяснилось, что монахом этим был Тринадцатый Далай-лама». «Говорили, что он был необыкновенно добрым человеком, простым монахом, который однако был непреклонен, как только дело доходило до его обязанностей царя Тибета. Ген Ньинма рассказывал мне, что он наладил прекрасное сотрудничество с наставниками трех основных гелугпинских монастырей». В текстах описываются также различные виды щедрости, и один из них заключается в том, чтобы указывать людям верное направление, если они сбились с дороги. Его Святейшество упомянул о разговоре, который вели за чаем Гомпава, повар Атиши, и Дромтонпа. Гомпава жаловался, что служит Атише долгие годы и у него никогда не было времени на серьезную практику. Дромтонпа согласился, сказав, что тоже долгое время служил Атише, и у него тоже почти не оставалось времени на практику. Однако, добавил он, говорят, что нет практики выше, чем служение своему духовному учителю. Его Святейшество рассказал, что иногда к нему приходят люди, находящиеся в депрессии. Он их обнимает и утешает, говоря, что у неготоже бывают проблемы. Затем он продолжил чтение «Южного ламрима» и ламрима «Быстрый путь», а также выдержки из «Священных слов Манджушри», давая тщательные разъяснения по практикам шести парамит. Его Святейшество пообещал завершить чтение всех трех сочинений в оставшееся до конца учений время. Возможно, он еще сможет начать читать трактат Жамара Пандиты по этапам пути к Пробуждению, однако учения Пабонки Ринпоче, записанные Триджангом Ринпоче, «Освобождение у вас на ладони», скорее всего, придется отложить до следующего года. Его Святейшество Далай-лама на приветственной церемонии в мо- настыре Сера Чже. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) «Монастырь Сера, подобно Дрепунгу и Гандену, был центром обучения на протяжении почти шестисот лет. За это время из стен колледжа Сера Чже вышло множество замечательных ученых. Что касается лично меня, то наверное самым знающим из моих оппонентов по монастырским диспутам был монгольский геше Нгодруп Цокни из Сера, действительно великий ученый, который оказал мне неоценимую помощь в изучении мадхьямаки. Я бы хотел поблагодарить тех из вас, кто в настоящее время помогает монастырский колледж и оказывает ему поддержку». Заметив среди присутствующих нескольких индийцев, Его Святейшество подчеркнул, что исторически тибетцы считают индийцев своими гуру, а себя их учениками. Это началось с тех давних пор, когда величайший ученый из Наланды Шантаракшита пришел в Тибет по приглашению тибетского царя Трисонга Децена. Он стал подлинным учителем тибетского буддизма. «Наша традиция пришла из Индии, мы истинные последователи традиции Наланды. В то же самое время, Индии необходимо прикладывать серьезные усилия, чтобы сохранить живыми и процветающими древние практики ненасилия и межрелигиозной гармонии». Завтра начнется церемония подношения пуджи долгой жизни, посвященная Его Святейшеству. Перевод: Ольга Селезнева |