Сохраним Тибет > Лама Еше. Рождественская Дхарма
Лама Еше. Рождественская Дхарма10 января 2014. Разместил: savetibet |
Это учение включено в собрание бесед ламы Еше «Святой, безмятежный ум», которые он провел в 1971 году по окончании месячного медитационного курса в монастыре Копан. Одна из них случилась в Сочельник, когда западные ученики собрались накануне Рождества Христова. Однако все они чувствовали себя неловко и растерянно, полагая, что теперь их «ничто не связывает с Рождеством». Заметив подобное замешательство, лама решил встретиться с учениками в зале для медитаций, чтобы поговорить об одном из главных христианских праздников и буддийской духовной практике.
Если когда-нибудь мы вновь увидимся в Сочельник, в канун Святого Рождества Христова, давайте соберемся с мирным, радостным и счастливым настроем. Думаю, это будет прекрасно. Встречать такой праздник лучше с добрым намерением и любовью; печально, если наши сердца будут полны враждебности. Не проводите ненужных различий и воспринимайте все явления, словно они − прекрасные золотые цветы, пусть даже перед вами заклятый враг. Тогда праздник Рождества, который сейчас приводит ваши умы в смущение, станет чудесным событием. Лама Еше и лама Сопа Ринпоче с западными учениками в монастыре Копан, Катманду. Приблизительно 1971 г. Фото: Архив ламы Еше. Если вы измените свой ум, то по-другому увидите внешний мир. Это и есть подлинное преобразование ума. Тут нет никаких сомнений. Во мне нет ничего особенного, но я обладаю некоторым опытом тренировки ума и поэтому с уверенностью могу сказать, что она действительно помогает. Вы очень умны и потому поймете, что способность ума меняться изнутри меняет и внешнее окружение. Не использовать эту способность во благо неразумно. Некоторые из вас думают: «Не хочу иметь ничего общего с Иисусом и Библией». Подобные мысли − это агрессивный и эмоциональный подход к христианству. Если бы ваше постижение христианского учения было подлинным, вы бы знали, что Иисус учил одному – «Любите!» Такое простое и в то же время глубокое учение. Если бы вы развили истинную любовь в своем сердце, уверен, сейчас вы бы не испытывали никакого смятения. Что вы обычно принимаете за любовь? Будьте честны − ваша любовь неизменно проводит различия, не так ли? Просто окиньте взглядом присутствующих в этом зале и подумайте, любите ли вы кого-нибудь из этих людей? Почему вы по-разному относитесь к друзьям и врагам? Почему проводите столь большое различие между собой и всеми остальными? В буддийском учении эта ошибочная склонность проводить различия называется двойственностью. Иисус называл такое отношение к людям противоположностью истинной любви. Способен ли кто-нибудь из вас любить чистой любовью, которую проповедовал Иисус? Если нет, то мы не имеем права критиковать его учение или думать, что для нас оно неактуально. Наше толкование слов Иисуса искажено: хотя мы и знакомы с цитатами из христианского учения, но никогда не поступаем в соответствии с ним. В Библии так много замечательных высказываний. Я вот не припомню, чтобы Иисус когда-либо говорил, что без ваших усилий, без необходимой внутренней работы на вас снизойдет Святой Дух. Раз и готово! Если жить вразрез с учением Иисуса, то для вас Святой Дух попросту не существует. Я читал Библию и встречал понятия, присущие и буддийскому учению, – внутренний покой, сострадание и преобразование себялюбия в любовь к другим. Поначалу мы не понимаем, как тренировать свой ум, чтобы взрастить эти качества, но, безусловно, нам под силу это сделать. Развить их мешают лишь наше собственное себялюбие и узколобость. Когда вы обретаете подлинные духовные достижения, ваш ум более не сосредоточен лишь на собственном спасении. Истинная любовь избавляет от двойственности в поведении − сильной привязанности к одним, неприятия других и равнодушия к третьим. Все очень просто. Ум обычного человека всегда находится в противоречии с самим собой, беспрестанно ведет борьбу, сам себя лишает покоя. Учение о любви весьма практично. Не думайте, что религия где-то там, на небесах, а вы тут, на земле. Если ваши действия тела, речи и ума исходят из любящей доброты, то вы естественным образом становитесь по-настоящему религиозным человеком. Исповедовать религию не значит посещать учения определенной духовной традиции. Если вы слушаете учения, но извращаете их смысл, то вы – прямая противоположность человеку религиозному. Непонимание какого-то из учений заставляет вас ополчаться против религии. Отсутствие глубокого понимания также приводит к фанатизму. Тогда эго заявляет: «Я буддист и считаю, что христиане заблуждаются». Подобные мысли уничтожают истинное религиозное чувство. Именно ненависть, а не бомбы, разрушает религию. Но что еще хуже − вы лишаете покоя собственный ум. Неважно, выражаете ли вы свое неприятие вслух или нет. Мысли, пропитанные ненавистью, тут же приводят ваш ум в смятение. Поймите, что истинная любовь не требует физических проявлений. Истинная любовь – это глубокое чувство внутри нас, а не приклеенная улыбка и счастливое выражение лица. Любовь возникает из глубины сердца, из осознания, что каждое живое существо страдает; она охватывает всех без каких-либо условий и ограничений. Истинная любовь не избирательна и не выделяет из бесчисленного числа живых существ лишь немногих. Если кто-то причиняет вам боль, а вы приходите в ярость, пугаетесь или стенаете: «За что мне это?!», то такая реакция не имеет ничего общего с умом, постигшим смысл истинной любви. В сущности, она – показатель озабоченности вашего эго одним лишь собственном благополучием. Гораздо мудрее размышлять: «На самом деле никто меня не обижает. Ненависть – мое омрачение, мой настоящий враг, который вредит мне больше любых нападок извне». Подобные мысли помогут взрастить истинную любовь. Монастырь Копан, 1971 г. Перевод Дели Лиджи-Гаряевой |