Сохраним Тибет > В Гувахати Далай-лама принял участие в межконфессиональной встрече по вопросам мира и религиозной гармонии
В Гувахати Далай-лама принял участие в межконфессиональной встрече по вопросам мира и религиозной гармонии4 февраля 2014. Разместил: Ing |
Гувахати, штат Ассам, Индия, 1 февраля 2014 года – Утренний туман над Дели не помешал самолету Его Святейшества покинуть аэропорт в назначенное время и без опоздания прибыть в пункт назначения – Гувахати, столицу штата Ассам. В аэропорту Гувахати Его Святейшество встречал организатор визита Бхаскар Дутта-Баруах, представитель известного издательского дома и сети книжных магазинов «Книжная лавка юриста» (Lawyer’s Book Stall). Множество тибетцев и жителей Ассама собрались у отеля, на берегу величественной Бархмапутры, чтобы встретить тибетского духовного лидера.
Его Святейшество Далай-лама и другие участники межрелигиозной встречи по проблемам мира и межрелигиозной гармонии зажигают ритуальный светильник. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Свами Суманасананда Махарадж из Миссии Рамакришны в Черапунджи сделал первый доклад. Он упомянул о Санатана Дхарме, или Вечной Дхарме, сравнив ее с огромной смоковницей, приютившей многих в своей сени, в то время как ее переплетенные корни и раскидистые ветви подобны множеству путей, ведущих к богу. Он привел слова Шри Рамакришны, постигшего, что все религиозные пути ведут к одной и той же цели: «Сколько верований, столько и дорог». Буддийский монах-бхикшу, досточтимый Бималанкур Махатера из монастыря Джорхат Будда вихара делал доклад на ассамском языке, но добавил на английском, что буддизм никогда не препятствовал и никогда не наносил вреда ни одной религиозной традиции. Затем последовало выступление известного ученого местной вишнуисткой традиции Шри Нараяна Чандры Госвами, настоятеля сатры Натун Камалабари; он также выступал на ассамском языке. Отец Томас Менампарампил, почетный архиепископ Гувахати возблагодарил Бога за то, что люди разных вероисповеданий смогли собраться вместе в этом зале. Он высоко оценил огромные усилия, которые прикладывает Его Святейшество Далай-лама, поощряя людей к состраданию, которое, на его взгляд, является точкой соприкосновения всех религиозных традиций. Тофикур Рахман Бобора, ученый исламовед, отметил, что ислам – это религия мира, и описал пять разделов и шесть принципов мусульманской практики. Гьяни Сваран Сингх из сикхской традиции прочитал нараспев строки из священного текста и сделал доклад на языке панджаби, в котором подчеркнул, что пусть к Богу лежит не через разум, а через подчинение божественной воле. Он также отметил, что очень важно, живя в обществе, не мешать другим. Затем выступил Шри Капур Чанд, джайнистский ученый, предположивший, что корни джайнизма уходят в до-ведическую Индию. В джайнизме говорится, что нужно заниматься самоочищением, а по отношению к другим руководствоваться ахимсой или ненасилием, опираясь на решимость не причинять никому вреда. Его Святейшество Далай-лама выступает на межрелигиозной встрече по проблемам мира и межрелигиозной гармонии. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) «Хотя я не раз бывал в аэропорту Гувахати в ходе моих мировых турне, сегодня я впервые посещаю этот город с официальным визитом с тех пор, как я покинул Тибет 55 лет тому назад. Замечательно, что я приехал по такому случаю, как эта межконфессиональная встреча, и я хочу поблагодарить организаторов за предоставленную нам возможность. Я также хочу выразить искреннюю благодарность каждому из выступивших за то, что они приоткрыли нам дверь в свою родную веру». «Основная практика во всех религиях – это любовь, и чтобы защитить и сохранить ее, нам необходимы терпимость и умение прощать. Соответственно все основные религии мира учат состраданию, терпимости, умению довольствоваться тем, что имеешь, и самодисциплине. Учителя всех наших традиций давали очень практичные наставления. Поскольку эгоцентризм зачастую ведет к алчности, они советовали взращивать умение довольствоваться малым и вести скромный образ жизни. За последние сорок лет, у меня было много встреч с учителями различных религий, и я понял, что мы все говорим о любви. Если бы мы на самом деле воплотили любовь в жизнь, между нами не осталось бы преград, и раковая опухоль коррупции была бы побеждена. Честно говоря, в нашем мире и так достаточно проблем, поэтому нет необходимости добавлять к ним еще и религиозные распри». Его Святейшество пояснил, что с точки зрения индивидуальной практики идея об одной истине и одной религии имеет колоссальное значение, но реальность на уровне общества предполагает существование множества истин и множества религий. В некоторых уголках мира люди почти не встречаются с представителями других религий. Однако Индия – многорелигиозная страна, в которой местные религии, такие как индуизм, джайнизм и сикхизм мирно живут бок о бок с иноземными религиями, подобными христианству, исламу, зороастризму и иудаизму. Все эти религии живут в мире и гармонии. Во время межрелигиозной встречи по проблемам мира и межрели- гиозной гармонии. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество сказал, что иногда кажется, что Будда давал противоречивые учения разным людям в разных местах и в разное время, но делал он это потому, что мы все обладаем различными склонностями. Таким же образом, мы можем говорить, что разные религии возникли в разные времена и приобрели те или иные характерные черты в зависимости от места возникновения и наклонностей людей, к которым они адресованы. Его Святейшество подчеркнул, что, принимая во внимание подобное разнообразие вероисповеданий, не следует забывать, что из семи миллиардов людей, живущих сегодня на Земле, один миллиард называет себя неверующими и говорит, что не интересуется духовными материями. «Если мы начнем говорить с ними о рае и аде, о Боге или Будде, то скорее всего они ответят: “Нас это не интересует”. Чтобы помочь им и дать твердую основу для обретения человеческого счастья, нам нужно внедрять нравственность, не связанную с религиозными традициями. Я называю это светской этикой. В поддержку своих слов могу сказать, что подобно тому, как мы обучаем детей физической гигиене для поддержания здоровья тела, нам необходимо учить людей ментальной и эмоциональной гигиене». Его Святейшество особенно подчеркнул, что когда он говорит о светской этике, он не преуменьшает важности религиозных традиций. Скорее, он использует слово «секуляризм» в индийской трактовке, где отсутствует пренебрежительный оттенок и подчеркивается равное уважение ко всем религиям, а также к убеждениям неверующих. Его Святейшество сказал: «Это был небольшой отчет перед моими духовными братьями о моей заботе о счастье всех людей и продвижении религиозной гармонии между нашими духовными традициями. Я бесконечно счастлив, что мы встретились сегодня с вами». Зрители выразили свою благодарность теплыми аплодисментами, а Его Святейшество подарил хадаки, белые шелковые шарфы, каждому из участников обсуждения. Шри Джатин Хазарика произнес слова благодарности. Он выразил глубокую признательность Его Святейшеству за оказанную честь; благодарность правительству штата Ассам за помощь и поддержку, а фонду «Книжная лавка юриста» (LBS) за инициативу проведения встречи. Перевод: Ольга Селезнева |