Сохраним Тибет > Добдон-лама: «Мир намного сложнее, чем мы думаем»

Добдон-лама: «Мир намного сложнее, чем мы думаем»


20 февраля 2014. Разместил: Ing
Добдон-лама: «Мир намного сложнее, чем мы думаем»

Впервые в современной истории буддийской России ее гражданин претендует на получение степени геше-лхарамбы – доктора буддийских наук.

Добдон-лама – единственный представитель нашей страны, завершивший 16-летний курс обучения в монастырском университете Балдан Даши Дрепун Гоман (Индия) и в настоящее время проходящий 6-летний курс гарамба, по окончании которого и присваивается высшая монашеская ученая степень лхарамба.

Добдон-лама, почему Вы решили посвятить себя религии и как оказались в Индии?

Так решили мои родные. В 1992 году, когда я закончил 9 классов, на обучение в буддийский монастырь в Индию впервые за долгое время разрешили отправить 25 человек, в их числе были восемь ребят из Агинского округа и 13 – из Бурятии от Иволгинского дацана.

По нашим старо-бурятским обычаям, если в семье есть трое мальчиков, то одного из них отдавали в монастырь. А так как наша семья очень традиционная, то мне и предложили последовать по этому пути. Но тогда поездка не удалась из-за проблем с получением визы. Поэтому я поступил в Цугольский дацан – старейший дацан Забайкальского края, расположенный в Могойтуйском районе Агинского Бурятского округа. Одновременно я посещал вечернюю школу, где получил среднее образование. И только через пять лет появилась возможность уехать в Индию.
Разве 16 лет обучения недостаточно для получения полного образования? Для чего нужен еще и 6-летний курс?

Программа обучения в монастыре Гелуг состоит из 15 курсов. В течение первых четырёх лет изучается предмет Цадма – курс логики, где за основу берутся тексты индийских мастеров. На первых двух курсах монахи знакомятся с общими понятиями буддийской философии и изучают методы ведения диспута. На следующем, третьем курсе, осваивают искусство приведения аргументов. На четвёртом – даётся обзор об уме и познании.

Затем в течение шести лет изучается Парчин – совершенство мудрости. За основу изучения здесь берут текст Будды Майтреи и комментарии к нему известных буддийских ученых.

По истечении этого срока можно получить степень геше-рабжамбы. Таковых среди бурят немало. К примеру, на старшем курсе учились 25 человек, 14 из них прошли десятилетнее обучение. Все они вернулись в Бурятию.

Те, кто решил продолжить обучение, в течение нескольких лет изучают Ума (Мадхьямака) – подробное учение о пустотности всех элементов, Дзод (Абхидхарма) – буддийскую метафизику и Дулва (Виная) – свод правил и распорядка буддийской монашеской общины. После этих 16 лет, когда полностью пройдены пять великих наук, присваивается степень геше-дорамба.

Окончив все курсы, монахи, если на то есть желание, сдают экзамены по пройденному материалу в течение еще шести лет. Этот срок нужен для того, чтобы повторить все изученное за 16 лет – ведь начальные курсы постепенно забываются. В случае успешной сдачи экзаменов монахи получают учёную степень геше-лхарамба.

Прожить столько лет вдали от Родины… Наверное, Вам было нелегко?

Действительно, часто бывать дома не получалось – слишком большое расстояние. Первый раз я смог приехать только через восемь лет – в 2005 году, в следующий раз дома побывал в 2009-ом. В этом году смог приехать, поскольку у меня истекла четырехлетняя виза.

Но когда полностью погружаешься в учебу, то не чувствуешь усталости, не замечаешь течения времени, годы летят один за другим. Сдашь один экзамен, на подходе уже следующий.

Добдон-лама: «Мир намного сложнее, чем мы думаем»

Каков распорядок жизни в монастыре?


День начинается в шесть часов утра. Позавтракав, приступаем к заучиванию текстов. С 9 до 11 часов утра на площади возле храма проводятся утренние диспуты. Сначала по двое обсуждаем пройденную тему, затем после получасовой молитвы идут диспуты с монахами со старших курсов. С 11 до 14 часов дня – время обеда и дневного отдыха. С 14 до 17 часов каждый занимается по своей программе с учителем. После ужина повторяем тему и с 18.30 до 23.00 идут вечерние диспуты.

Тексты обязательно нужно учить наизусть, потому что на диспутах не разрешается приносить с собой книги. Внимательно смотрим, что сказал этот автор, что – другой, все заучиваем, с этими знаниями идем на диспут. Во время «споров» мнения разных авторов берем за основу. Скажем, я должен отстаивать взгляды одного автора, мой оппонент – мнение другого, и каждый доказывает «свою» точку зрения.

Учебный год состоит из восьми семестров: четыре – по 30 дней, два – по 20 дней и еще два – по 15 дней. Между ними дается 10-15 дней на заучивание текстов. Кроме изучения коренных текстов и комментариев по буддийской философии, изучаем тибетскую грамматику, историю Тибета.

Сейчас в Дрепунг Гоманге вводится курс изучения современной науки. Недавно здесь провели форум, на который пригласили ученых со всего мира. В ходе дискуссии его участники сравнивали буддийскую и научную точки зрения по многим вопросам мироздания.

Как Вам живется в окружении тибетцев?

Тибетцы относятся к нам доброжелательно. Конечно, поначалу было тяжело – как бы то ни было, это другой народ, другие традиции, обычаи, язык, который мы не знали. А сейчас уже привыкли друг к другу.

Когда я уезжал, Гэсгэ-лама, ответственный за дисциплину, настоятельно просил, чтобы я обязательно вернулся, об этом просили и другие преподаватели. Все-таки к концу 16-летнего курса остается очень мало студентов, а на 6-летний срок – еще меньше. Они очень хотят, чтобы я, как представитель буддистов России, прошел эти 6 лет.

За чей счет учатся и проживают в монастыре наши хувараки (послушники)?

Наше обучение обеспечивает монастырь, стипендии как таковой у нас нет, в этом нас поддерживают родители и родственники. Нас, бурят, – 50 человек. В прошлом году приехало, по нашим меркам, очень много послушников – 12 человек. Монголов намного больше – около 300 человек. У нас есть свой староста, еще два человека занимаются решением финансовых вопросов и бытовых проблем.

Деньги на наше содержание поступают из разных источников – пожертвования от паломников, верующих. Хамбо-лама Дамба Аюшеев из Иволгинского дацана помогает нам – например, перечисляет средства на оплату расходов по потреблению электроэнергии, газа. Мы даже построили свое общежитие, которое обустроили по своему вкусу. В каждой комнате проживают по три хуварака. Деньги же на руки поступают только от родственников.
Если каждый хуварак будет так долго учиться, то мы, наверное, нескоро получим своих высокообразованных лам?

Это временная проблема. Если процесс продолжится, то дальше уже каждый год будут выходить специалисты. После меня на каждом курсе есть очередные кандидаты на получение ученой степени.

Вы приняли монашеские обеты?

Да, я принял полные монашеские обеты еще 11 лет назад – 253 обета.

Какой путь Вы собираетесь выбрать по окончании обучения?

Есть несколько путей, например, можно уйти в затворничество или практиковать с учениками.

Признаться, я еще не задумывался над этим. По учению Будды не следует ставить далекую цель, сперва нужно сконцентрироваться на промежуточных, а потом уже нацеливаться на конечную.

Сейчас я должен достичь промежуточной цели. В будущем, и это весьма приблизительные планы, свое предназначение вижу в том, чтобы передать другим свои знания. Но также можно и уйти в тантру.

А разве Вы ее не изучали?

Нет, только сутру. Тантру можно изучать после полного обучения сутре. Эта практика считается очень опасным путем. Например, в одном буддийском тексте говорится: кто в течение 10 лет не был монахом, тот не успокоил свои мысли. А изучать тантру, не успокоив свои мысли, небезопасно – могут произойти серьезные сдвиги на ментальном уровне.

В нынешнее время очень модно получать какие-нибудь посвящения. Но этот путь требует полного отречения. Поэтому в традиции Гелуг считается, что только по истечении 16 лет, когда мы полностью освоили сутру, досконально знаем, в чем заключается опасность, в чем – позитив, а в чем – негатив, только тогда, на основе этого фундамента можно будет возводить стены тантры.

Однако Его Святейшество Далай-лама XIV, досточтимый Ело Ринпоче дают открытые посвящения в практику тантрических божеств – Калачакры, Чакрасамвары и других…


Всех аспектов проводимых посвящений я не знаю, поэтому мне сложно судить. Но раз Далай-лама это делает, значит, польза перевешивает негатив.

Просто люди должны помнить, что в тантрических посвящениях есть обязательства, выполнить которые труднее, чем, например, монашеские. Если человек эти обеты не будет соблюдать, он ухудшит свое будущее.

Добдон-лама: «Мир намного сложнее, чем мы думаем»

Есть ли в университете Дрепунг Гоманг последователи культа Дордже Шугдена?


В Гоманге нет последователей этого божества. Мы все принесли клятву не поклоняться ему. Вред поклонения Шугдену состоит в следующем. Существует шесть видов существ, Шугден – высшее существо лха, поэтому обладает многими сверхспособностями и может либо помочь, либо навредить людям. Как правило, высшие существа не нарушают принесенных клятв, но те, кто это сделал, становятся очень опасными, поскольку могут пойти на поводу своих негативных эмоций. Дорже Шугден нарушил клятву и стал очень опасен. И те, кто ему поклоняется, к примеру, умирают в страшных муках. Я был очевидцем таких страданий, когда у умирающего последователя культа Шугдена кровь шла из носа, ушей и глаз. Такой мучительной смерти я ни разу не видел у людей, которые не поклоняются этому гневному божеству.

Как Вы относитесь к обрядовой стороне буддизма. Нужно ли это истинному буддисту?


Нужно. Препятствия бывают двух видов: созданные нами и внешние. Обряды предназначаются для устранения внешних препятствий. Внутренние – устраняются только на собственном ментальном уровне.

В сочинении Богдо Зонхавы «Золотые четки» приводится в пример человек, искусный в устранении внешних препятствий с помощью чтений тантр, мантр и других текстов. Так, силой своей молитвы он мог прекратить распространение пожара в городе. Но если город загорелся по вине горожан, вследствие их кармы, то остановить огонь он уже не мог.

А если, например, ребенок сдает экзамен, и его мать заказывает молитву. Сможет ли молитва помочь?

Она верит в это, и эта вера переходит к детям. А при сдаче экзамена человек должен чувствовать уверенность. Если были какие-то внешние препятствия, то лама может их убрать. Но если ребенок ничего не учит, то никакая молитва не поможет ему сдать экзамены.

А гадание зурхай? Можно ли верить предсказаниям?


Нет никакой гарантии, что сказанное сбудется на 100 процентов. Человеку показывают вероятное развитие событий. Но люди порой забывают, что в мире многое взаимосвязано, и под влиянием внешних и внутренних процессов все может измениться. Если это случается, некоторые перестают верить словам священнослужителя.

Случалось ли Вам быть свидетелем сверхъестественных явлений или проявления невероятных способностей высоких лам?


Бывало так, что мне говорили о том, что меня вскоре может ожидать. Многое из того, что предрекали, сбылось.

Есть очень эффективные практики, которые не могут объяснить ученые. Например, предсмертная практика. Предыдущий Гандан Трипа сидел в предсмертной медитации 20 дней без дыхания и других признаков жизни. Представьте, в Индии невероятная жара, но на протяжении этих дней на его теле не было ни одного признака разложения. Увидев это своими собственными глазами, можно поверить в сверхъестественные способности просвещенного человека.

А как Вы объясните такой обряд, как вызывание дождя – боро урулха?

Боро урулха – это относительно просто. В Абхидхарме говорится, что у каждого водоема есть лусуд-наги. Когда хозяева водоемов уходят со своих мест, водоемы пересыхают. Потом начинается опустынивание земель, потом из песков начинает идти дым, просыпаются вулканы, и так эта земля разрушается. Там, где начинают сильно загрязнять природу, в итоге происходят подобные вещи. Например, в Китае процесс опустынивания на месте фабрик идет очень интенсивно.

В буддизме считается, что хозяева воды во многом похожи на детей, они радуются малому. Если правильно к ним обратиться, они обрадуются и могут вызвать дождь. Я видел, как это делается, но сам проводить такие обряды не умею, поскольку этой практикой не интересовался.

В буддизме считается, что если человек принял убежище в трех драгоценностях, то ему больше нельзя поклоняться языческим божествам. Как Вы относитесь к обрядам поклонения родоплеменным божествам, хозяевам местности и т.д.?

Им не поклоняются, а напоминают их клятву. Прежние йогины взяли с хозяев местности клятву помогать распространению буддизма. Когда приносят подношения, то этим сначала напоминают божествам об их клятве. Это не поклонение, а просто подношение.

В Сутре Будды сказано: если ты поклоняешься Будде, отрекись от других божеств. Но есть нюансы. На каждой территории в прошлом были большие монастыри, йогины подчинили духов-хозяев местности. Поэтому в том, чтобы просто принести им подношения, нет ничего неправильного.

Но если ты поклоняешься такому духу, считая его высшим существом, то это неправильно. Будда сказал, что есть Бог-создатель, хотя на самом деле он отрицал его существование. Почему же он так сказал? Чтобы привлечь тех, кто не может иначе постигнуть знание. А потом, когда у человека появляется интерес к Учению, основы этого знания, то убедить его в обратном очень легко.

Добдон-лама: «Мир намного сложнее, чем мы думаем»

Что Вы думаете о феномене Ванги и других знаменитых предсказателей и ясновидящих?

Это считается нормальным явлением. Такие способности проявляются среди людей, исповедующих разные религии. В буддизме считается, что если вы подавили в себе три негативные эмоции – привязанность, гнев, ложные воззрения, то у вас открывается это видение.

А как насчет шаманизма?


Шаманы говорят то, что им подсказывает дух предков. Опасность состоит в том, что этот дух потом обязательно возьмет свое.

Религиоведение объясняет природу шаманизма как веру в мир духов и в шамана как посредника между миром духов и людей. Как смотрит буддизм на это? Действительно ли нас окружают полчища духов?


Известно, что наше зрение и слух несовершенны. Человек не способен даже различить весь цветовой спектр солнечного света.

Очевидно, что своими органами чувств мы воспринимаем мир в очень ограниченных рамках. А не различая все спектры материального и духовного, имеем ли мы право заявлять, что вокруг нас не существует ничего другого? Мир намного сложнее, чем мы думаем.

Я не видел духов предков и прочих. Но я не могу и опровергнуть их существования.

А что Вы можете сказать о таком понятии, как судьба?

Есть основные и второстепенные факторы, воздействующие на развитие того или иного события. Зачастую второстепенные могут оказать большее влияние. Например, мы посадили зерно. Но почва – глинистая, к тому же ее плохо поливали. Что вырастет в результате?.. А ведь зерно обладало всеми качествами для того, чтобы дать хорошие всходы.

Так и с людьми. Если у вас были хорошие предпосылки стать, например, выдающейся личностью, но вы не приложили никаких усилий, то этого и не произойдет. Так что можно сказать, что наличие предпосылок – это судьба. Свершится ли то, что ею предначертано или нет, зависит от нас.

Поэтому кармой считается именно «посадка зерна».

Как Вы объясните феномен Хамбо-ламы Итигэлова?

К Хамбо-ламе Итигэлову надо относиться как к настоящей драгоценности.

В Сутре написано, что человек может остановить дыхание на тысячелетия. Для того чтобы приобщить людей к вере, им требуется продемонстрировать некое чудо. Когда-то и Будда являл различные чудеса.

Как, на Ваш взгляд, идет развитие буддизма в Бурятии?


Мне кажется, что сейчас в Бурятии буддизм на подъеме. Многие люди стали интересоваться самим учением Будды, его смыслом.

Приверженность к вере бывает двух видов. Многие люди придерживаются веры по сложившейся традиции, потому что так было заведено предками. И есть такие, кто верит в истинность Учения Будды.

Сейчас люди стали более образованными, им не достаточно просто верить, они стремятся познать Учение. В Бурятии, в других регионах появляется все больше людей, которые интересуются тем, что написано в буддийских текстах. И монахи должны будут соответствовать уровню их запросов. Поэтому, как мне кажется, буддизм будет и дальше развиваться.

Как Вы считаете, бурятскому народу необходим буддизм?

Безусловно. Обществу необходима религия, иначе в нем не будет никаких моральных норм, а это очень опасно. Например, сейчас в мире очень часты случаи, когда человек приходит с оружием в общественное место и расстреливает ни в чем не повинных людей. А в вере человек находит отдушину, успокоение. Он может размышлять над ее постулатами, и у него будет меньше склонностей к деструктивным действиям.

Ментально бурятам близок буддизм, но и другие религии тоже дают людям представление о хорошем и плохом, добре и зле. Людям необходимы какие-то рамки, сдерживающие их негативные проявления. Недаром Будда сказал, что мораль и этика – это основа всего.

Ирина Гарри, Бато Очиров
asiarussia.ru