Сохраним Тибет > Далай-лама провел беседу со школьниками о нравственности и сострадании и продолжил учения в Нью-Дели

Далай-лама провел беседу со школьниками о нравственности и сострадании и продолжил учения в Нью-Дели


26 марта 2014. Разместил: savetibet
Нью-Дели, Индия, 22 марта 2014 года – Над индийской столицей ослепительно сияло солнце, когда рано утром Его Святейшество Далай-лама отправился на встречу с почти 260 учениками и 40 преподавателями и директорами из 13 школ Дели. Темой обсуждений стала нравственность и сострадание для юных умов. В начале встречи одна из школьниц тепло представила Его Святейшество, а затем молодой человек преподнес ему традиционный белый шарф.

Далай-лама провел беседу со школьниками о нравственности и сострадании и продолжил учения в Нью-Дели
Его Святейшество Далай-лама приветствует школьников и препо-
давателей перед началом встречи. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)
Его Святейшество сказал: «Я бесконечно рад быть здесь и встретиться с вами, молодые люди, юные братья и сестры. Мир принадлежит человечеству. Опираясь на человеческий разум мы добились большого прогресса, и все же человек остается источником проблем. Например, война, которая является по сути легализованным насилием. Воюют на нашей планете только люди. Чудовищные войны 20-го века по оценкам некоторых историков унесли жизни более чем 200 миллионов людей, среди которых было множество невинных людей, женщин, детей, стариков. Было применено ядерное оружие. В Хиросиме я встречался с выжившими после ядерной бомбардировки и узнал о страшных испытаниях, выпавших на их долю. Такое никогда не должно больше повториться».

Его Святейшество сказал, что люди его возраста принадлежат минувшему столетию, но они с надеждой смотрят в будущее, ожидая свершений нового поколения. Вот почему Его Святейшество так любит встречаться с молодыми людьми, ведь прошлое миновало и его нельзя изменить, но будущее распростерто у наших ног и нам есть куда двигаться. Он добавил, что юные люди, такие, как сейчас перед ним, держат в своих руках возможность построить более мирную жизнь, в основе которой будет сострадание, а не страх. Его Святейшество сказал, что если они будут действовать честно, правдиво и прозрачно, то завоюют доверие и настоящую дружбу.

Его Святейшество заметил, что Индия – одна из древнейших стран мира, и в ней на протяжении тысячелетий бережно взращивалась идея ахимсы, или ненасилия, нашедшая свое выражение в терпимости и межрелигиозной гармонии.

«Забота о других – это то, на чем держится общество, тогда как гнев и ненависть его разъединяют. Если говорить об отдельно взятых людях, то научные исследования показывают, что душевная теплота во многом способствует физическому здоровью, и даже непродолжительные тренировки, направленные на развитие милосердного отношения к другим нормализуют кровяное давление и снижают стресс. Люди начинают чувствовать себя счастливее, отношения с близкими людьми идут на лад. Ну а теперь давайте перейдем к вопросам, и я надеюсь на оживленное обсуждение!»

Первый вопрос, заданный молодым человеком, касался статуса женщины в буддизме. Отвечая, Его Святейшество прежде всего сказал, что нам необходимо опираться на твердые нравственные представления, а не просто на веру. Он объяснил, что Будда относился к мужчинам и женщинам как к равным, считал, что они наделены равными правами и обязаны соблюдать одни и те же заповеди. Однако, когда монахи и монахини собираются вместе, монахи считаются старшими по рангу, в связи с представлениями, существовавшими в обществе во времена Будды. В традиции махаяны мужчины и женщины считаются равноправными, а в тантрических традициях женщин чтят, и практикующим запрещается смотреть на них свысока. Его Святейшество рассказал о предстоящей встрече религиозных лидеров, которую он собирается созвать в сентябре этого года. Темой встречи как раз будет статус женщины, а также обсуждение анахронизмов, таких как выкуп за невесту или кастовые различия.

Далай-лама провел беседу со школьниками о нравственности и сострадании и продолжил учения в Нью-Дели
На встрече Его Святейшества Далай-ламы со школьниками и препо-
давателями делийских школ. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
На вопрос об экономике Его Святейшество сказал, что мы обязаны сокращать разрыв между бедными и богатыми. Он заметил, что Индия безусловно должна отстаивать собственные интересы, но при этом не забывать об интересах всего остального мира. Какие бы проблемы или конфликты ни возникали в связи с этим, они должны решаться через диалог, без привлечения грубой силы и оружия. На вопрос, было ли ему когда-нибудь грустно и одиноко, Его Святейшество рассказал, как однажды проводил время в уединенной медитации во дворце Потала в компании своего строгого наставника. Он утешался, наблюдая за мышами, которые пили воду из чаш, и слушая, как мальчики и девочки гнали с пастбищ стада. На короткое время он даже затосковал о свободе, такой, как у них, но постепенно осознал, что может использовать свое высокое имя и положение ради блага других.

Что касается современных технологий, которые для многих становятся отвлечением, Его Святейшество сказал, что бесконечно важно помнить, что технологии должны служить человечеству, а не наоборот. Если мы позволим себе стать их рабами, то никогда не обретем покоя.

Одна из школьниц спросила, часто ли сострадание переплетается с привязанностью, и Его Святейшество похвалил вопрос, сказав, что сострадание, которое возникает на основе биологического инстинкта, именно такое. Однако, будучи людьми, мы можем использовать наши умственные способности, чтобы делать сострадание более обширным, размышляя над тем, что если счастливы люди вокруг нас, мы тоже будем счастливыми. Его Святейшество отметил нарастающий протест против насилия и растущее желание мира во всем мире. Он заметил, что действия намного эффективнее, чем молитвы. Поскольку люди сами в ответе за насилие, они и должны положить ему конец и построить мирную жизнь.

Дневная сессия второго дня учений началась раньше запланированного. В начале Его Святейшество представил собравшимся новую книгу Нирджи Мадхав «Гайсе Джампа идет в Тибет».

«Сочинение, которое я сегодня буду читать, «37 практик бодхисаттвы», было написано тибетским учителем по имени Гьялсэ Тогме Сангпо (1285 - 1369). Он был великим практикующим бодхичитты и замечательным ученым. Сочинение посвящено состраданию и безграничному альтруизму. Мы все хотим прожить счастливую жизнь и избежать страданий. Мы добились впечатляющих успехов в развитии технологий, но развитие нашего ума идет гораздо более медленными темпами. Удовлетворение, которое мы получаем через органы чувств, недолговечно, а внутренний покой, обретенный благодаря ментальному развитию, длится намного дольше и обладает большей силой. Он также помогает нам противостоять физическим проблемам».

Далай-лама провел беседу со школьниками о нравственности и сострадании и продолжил учения в Нью-Дели
Его Святейшество Далай-лама и переводчик Тензин Цепак на второй
день учений в Дели. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество сказал, что о Будде нужно думать как об учителе, а не как о защитнике. Будда говорил: «Вы сами хоязяева своей судьбы; Будда только лишь показывает путь. Он не говорит, что ваше будущее в его руках, он говорит, что оно зависит от вашей собственной практики. Поскольку вы сами себе хозяева, кто еще может быть вам хозяином?» Его Святейшество подчеркнул, что теоретический аспект Дхармы изложен в «Трипитаке», тогда как практический аспект представляет собой так называемые три тренировки. Такие практики встречаются в нескольких индийских духовных традициях, но лишь в контексте бессамостности они становятся тремя высшими тренировками. Теоретический аспект можно уподобить рецепту, а практический аспект – лекарству.

Его Святейшество упомянул о словах Будды, что счастье и страдания не возникают без причины, но также не являются результатом постоянной причины, и приступил к тщательному объяснению отношений между причиной и следствием. Он рассказал о том, как причина не становится причиной до тех пор, пока она не повлечет за собой следствие, и в то же время причина исчезает, как только возникает следствие. Мужчина не становится отцом, пока не зачат его ребенок. Существуют также подобные отношения между действием, субъектом действия и объектом действия. Эти взаимозависимые отношения показывают, что ничто не существует независимо.

Его Святейшество отметил важный вклад, который вносят в это обсуждение сочинения «Украшение из постижений» (Абхисамаяланкара) и «Вступление в срединность» (Мадхьямака-аватара), и заметил, что монахам очень трудно выучивать эти тексты наизусть. Описанные в них философские воззрения являются прямым противоядием к неверным представлениям об истинной реальности. Они представляют собой часть различных путей, преподанных Буддой, которые ведут живых существ к прекращению страданий. В конечном итоге все вещи появляются вследствие взаимозависимого возникновения; они существуют только лишь как обозначения. В сутрах совершенной мудрости говорится, что все вещи являются лишь ярлыком или обозначением.

Далай-лама провел беседу со школьниками о нравственности и сострадании и продолжил учения в Нью-Дели
Его Святейшество Далай-лама со своим портретом кисти художни-
ка Ашока Чопры. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Во время чтения выражения почтения, открывающего «37 практик» Его Святейшество упомянул, что каждый день, проснувшись, он читает строфу восхваления Будде. В ней выражается благодарность за преподанное учение о взаимозависимом возникновении. Он еще раз подчеркнул, что цель буддийского учения – освобождение и пробуждение, и чтобы достичь ее нам нужно понимание пустоты, нечто, что по силам только человеку.

Читая строфы текста, Его Святейшество указывал на непостоянство, опасности чрезмерной заботы о следующей жизни, силу практики обмена себя на других, высшую бодхичитту, с сосредточением, подобным пространству, и восприятием иллюзорности явлений. Затем пришла очередь строф, относящихся к шести парамитам. В заключение он выделил предпоследнюю строфу-предупреждение, в которой говорится: «Что бы вы ни делали, спросите себя: в каком состоянии находится мой ум?»

Затем Его Святейшество быстро прочитал «Восемь строф о тренировке ума» и заметил, что он выучил эти строфы уже очень давно и обнаружил, что их повторение про себя может принести намного большую пользу, чем чтение молитв, потому что в них содержатся советы, как себя вести.

Когда дневная сессия завершилась, художник Ашок Чопра поднялся на сцену и подарил Его Святейшеству портрет, тот в свою очередь поднял портрет и спросил аудиторию: «Где я выгляжу лучше – на портрете или в жизни?»

Завтра утром Его Святейшество дарует посвящение, связанное с Буддой Шакьямуни (Трисамая-вьюхараджа).


Перевод: Ольга Селезнева.