Сохраним Тибет > Профессор Роберт Турман посетил московский Музей Гулага и продолжил лекции о буддизме
Профессор Роберт Турман посетил московский Музей Гулага и продолжил лекции о буддизме27 мая 2014. Разместил: Ing |
Лекция Роберта Турмана в центре "Эльлогос" в Москве. 24 мая 2014 г. 25 мая на выставке “Репрессированный буддизм” в московском Музее Гулага не хватало стульев для всех, кто пришел на встречу с известным буддологом Робертом Турманом. Выставка, открытая с 17 мая, уже привлекла множество посетителей. Ее материалы отражают быт бурятского, калмыцкого и тувинского народов до советского периода, размах гонений и репрессий, возрождение религиозных общин в 1990-е годы. Реплики буддийских изображений (танка) из бурятского собрания Российского этнографического музея дают общее представление о религиозных традициях, которые так стремился уничтожить сталинизм. Роберт Турман, профессор отделения индо-тибетских буддологических исследований имени Чже Цонкапы в Колумбийском университете и президент Американского института буддологии, знает об этих репрессиях буквально из первых уст. Его коренным наставником был калмык Геше Вангьял, которому пришлось уехать из России, спасаясь от массовых расправ с приверженцами буддизма. (Кстати, экспозиция, подготовленная Андреем Терентьевым, одним из ведущих специалистов по истории российского буддизма, содержит сведения и о нем.) Профессор заметил также, что хорошо знаком с работой бывшего политзаключенного маоистского режима Харри У (Harry Wu), который уже 20 лет занимается сбором материалов о системе лагерей материкового Китая (лаогай). Россияне смогли добиться, чтобы правда о гулаговской системе была обнародована, тогда как информация о лаогай все еще не раскрыта, подчеркнул Роберт Турман. Пока тело Мао, наподобие какого-то китайского божества, остается на площади Тяньаньмэнь, это невозможно. Но традиции буддизма призывают нас не забывать, что добро побеждает зло, и стараться “никогда не сдаваться, никогда не впадать в отчаяние”, заметил он. Ответив на вопросы собравшихся в музее, среди которых были паломники, путешественники и просто интересующиеся, профессор Турман продолжил семинары в зале московского центра “Эльлогос”. 24 мая он рассказывал о событиях, разворачивавшихся в XII веке, когда жил тибетский святой и поэт Миларепа, один из основателей традиции кагью. Семинар “Сто тысяч песен Миларепы”, начавшийся еще в прошлом году, был посвящен, по выражению профессора, чрезвычайно важному времени, когда произошел “переход от милитаристской империи к империи блаженства”. На нашей планете по-прежнему столько насилия и столкновений, но у нас есть прекрасный пример Тибета, в котором большую роль в жизни общества играл институт буддийского монашества с его верностью заповедям о мире и ненасилии, подчеркнул профессор. Тема лекции 25 мая, на которой также присутствовали около 250 человек, была обозначена как “Реинкарнация: мифы и реальность”. Это оснополагающее понятие буддийского учения, но и сегодня для многих реинкарнация представляется чем-то сомнительным (впрочем, в зале нашелся лишь один такой человек). По словам профессора Турмана, если не верить в перерождение, то человек оказывается не более чем 15-центовым набором дешевых химикатов, растворенным в мешке с водой. Всем, кто следует учению буддизма, необходимо “обрести веру, основанную на здравом смысле, что вы вернетесь вновь”. Но вернуться можно и в менее развитой форме, чем человеческая, а значит, правильно будет уже сейчас начать задумываться о том, “в какой именно форме мы продолжим свое существование”, заключил он. Валерий Никольский |