Сохраним Тибет > Жить, любить, смеяться и умирать по-буддийски – второй день учений Далай-ламы в Мумбаи

Жить, любить, смеяться и умирать по-буддийски – второй день учений Далай-ламы в Мумбаи


4 июня 2014. Разместил: Ing
Жить, любить, смеяться и умирать по-буддийски – второй день учений Далай-ламы в Мумбаи
Концерт учеников школы "Сомая" в честь Его Святейшества Далай-
ламы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Мумбаи, штат Махараштра, Индия, 31 мая 2014 года – Сегодня утром, перед началом учений Его Святейшество Далай-лама принял участие в торжественном открытии новой школы «Сомая» на территории образовательного комплекса «Сомая Видьявихар». Его встречала детская танцевальная группа, исполнившая радостный танец под громкий бой барабанов. Его Святейшество торжественно открыл памятную табличку у дверей здания и прошел внутрь. В школьной аудитории, где собрались дети, родители и преподаватели, школьники прочли университетскую молитву на санскрите, а затем их товарищи исполнили южноиндийский традиционный танец.

«Юные братья и сестры, – начал Его Святейшество, – я бесконечно рад быть здесь с вами и хотел бы воспользоваться случаем и поблагодарить три поколения семьи Сомая за их дружбу. Я глубоко признателен за ваш труд в сфере образования.

Индия самая густонаселенная демократическая страна мира, страна, где мирно и гармонично уживаются все основные религиозные традиции. Чтобы улучшить жизни людей, нам необходимо образование. Правительство выделяет средства на образовательные цели, но похоже, эти деньги не всегда используются по назначению, и зачастую оседают в карманах чиновников. Частные образовательные учреждения, такие как ваш университет, играют огромную роль. Я также знаю, что многие организации вносят большой вклад в развитие сельской местности, и думаю, что сотрудничество и обмен опытом и идеями между этими организациями могут принести огромную пользу».

Его Святейшество заметил, что Китай не стал пока демократической страной, хотя перемены идут и там. По многим направлениям Индия может служить хорошим примером для Китая. Индия, будучи одной из древнейших цивилизаций, стала родиной самого большого числа великих мыслителей и философов. Ахимса или ненасилие, освященная веками индийская традиция, сделала возможной межрелигиозную гармонию в этой стране.

«Каким бы великим ни было прошлое, нам недостаточно стремиться просто повторить его, необходимо двигаться вперед. Индия должна строить будущее, опираясь на собственные древние традиции. Это послужит благу не только одного миллиарда двухсот миллионов граждан Индии, но внесет также вклад в благополучие жителей Азии и всего мира. Китай пробуждается и может стать партнером Индии, создавая здоровую конкуренцию. Индийцам нужно сосредоточиться на образовании и усердно трудиться. Одного только современного образования недостаточно; в него необходимо включить знания об основополагающих человеческих ценностях. Беседуя с современными учеными, я всегда высоко отзываюсь о глубоких познаниях об уме и эмоциях, заключенных в древнеиндийских источниках. Опираясь на эти познания, нам следует учиться противопоставлять разрушительным эмоциям, таким как зависть и алчность, благие эмоции – любовь и сострадание, их следует включить в современное образование. Точно так же, как мы учим детей физической гигиене для поддержания здоровья, нужно учиться гигиене эмоции».

Его Святейшество подчеркнул, что нужно не позволять разрушительным эмоциям направлять человеческий интеллект в неправильное русло – в 20-м веке такое случалось и привело к появлению несколько тиранов. Вместо этого, нам было бы хорошо подражать таким людям, как Махатма Ганди, который подчеркивал важность любви и сострадания и скромного образа жизни.

«Вы, мальчики и девочки, принадлежите 21-му столетию, и взрослея, встретите на своем пути множество трудностей: например экологические проблемы, которые создало мое поколение в 20-м веке. Преподаватели, которые собрались здесь, пожалуйста, старайтесь на уроках раскрывать умы своих учеников, а не просто передавать им информацию. Нельзя недооценивать пользу от изучения логики и философии, ведь они поощряют инициативность и творчество. Детям необходимо учиться душевной теплоте и ответственности за остальных членов общества».

Учения Его Святейшества одновременно транслировались в нескольких залах университета, и он посетил один из них, чтобы лично поприветствовать собравшихся там слушателей. Читая «Обращение к семнадцати великим пандитам славной Наланды», Его Святейшество заметил, что вслед за Нагарджуной он всегда восхваляет буддийское учение о взаимозависимом возникновении. В одной из строф этой молитвы он напрямую обращается к Нагарджуне, который писал восхваления Будде, а не только философские труды, такие, например, как одно из главных его сочинений «Муламадхьямака-карика». Текст был переведен на китайский язык в 4-м или 5-м веке и оказал огромное влияние на буддистов Китая, Кореи, Японии и Вьетнама еще до того, как был переведен на тибетский язык.

Жить, любить, смеяться и умирать по-буддийски – второй день учений Далай-ламы в Мумбаи
Его Святейшество Далай-лама во время учений в "Сомая Видьяви-
харе". Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Арьядева был главным учеником Нагарджуны и написал сочинение «Четыреста строф о йогических деяниях бодхисатв». Затем последовали комментраии Буддапалиты на «Муламадхьямака-карику». Ему ответил Бхававивека, написавший труд под названием «Тарка-джвала» («Пламя полемики»). Затем Чандракирти описал полный путь сутры и тантры. Он оставил комментарии на трактаты Нагарджуны и дал пояснения к воззрениям школы прасангика-мадхьямака, а также разъяснил обширные практики бодхисаттвы. Эту тему затронул и Шантидева в своих трудах «Бодхичарья-аватара» и «Шикшасамуччая».

Шантаракшита, великий ученый, основал школу йогачара-сватантрика-мадхьямака, которая вобрала в себя воззрения школ читтаматра и мадхьямака. Он принес буддизм в Тибет, и в этом начинании ему помогал верный ученик Камалашила. Последний проводил диспуты с китайскими монахами, считавшими единственно верной практикой неконцептуальную медитацию. В Тибете Камалашила написал сочинение что практиковать нужно исключительно с помощью неконцептуальной медитации; он написал в Тибете сочинение «Стадии медитации». Все эти учителя принадлежали к линии преемственности глубокого воззрения. Затем в молитве Его Святейшество отдает должное учителям линии преемственности обширных деяний. Первым среди них был Асанга, основавший школу мысли читтаматра, и его брат Васабандху, изложивший в своем труде «Абхидхармакоша» основы буддийской космологии. За ним последовали мастера логики и теории познания Дигнага и Дхармакирти. Следующим был ученик Васубандху Вимуктисена, который превзошел своего учителя, а также Харибадра, составивший комментарии к сочинению Майтрейи «Абхисамая-аламкара» и сутрам совершенной мудрости.

До Харибадры учителя в основном интересовались той частью буддийского канона, в который включены сутры и Абхидхарма. Гунапрабха и Шакьяпрабха оставили после себя обширные труды по винае. И наконец, Дипамкара Атиша, автор сочинения «Светоч на пути к пробуждению» восстановил монастырскую дисциплину и оказал сильнейшее влияние на развитие всех четырех школ тибетского буддизма.

Его Святейшество обратился к сочинению Нагарджуны «Драгоценная гирлянда», написанному в виде письма к другу, царю Гуатамипутре, в первой строфе которого Будда назван другом всех живых существ, поскольку он тот, кто открыл путь другим, ясно показал, какие преграды нужно преодолеть и какие достоинства развить. Он взрастил путь альтруизма и понимания пустоты внутри себя самого. Он учил, что для обретения высшего перерождения нам нужно понимать закон причинно-следственных связей, чтобы ограничивать негативные действия и совершать позитивные.

После перерыва на обед Его Святейшество предложил слушателям начать дневную сессию с вопросов и ответов. Один из присутствующих спросил, как Далай-лама проводит время у себя дома.

Его Святейшество ответил: «Во-первых, я буддийский монах, поэтому живу согласно правилам винаи. Я соблюдаю 253 заповеди традиции муласарвастивады. Как ученик великих наставников Наланды, о которых мы говорили утром, свободное время я посвящаю чтению и изучению их трудов, в особенности Нагарджуны, Чандракирти и Шантидевы. Я читаю, размышляю и медитирую почти каждый день. Я встаю около трех утра и медитирую в течение пяти часов. Затем встречаюсь с людьми и провожу время за беседами. Вечером в 7-7.30 я отправляюсь спать. Мои практики взращивания альтруизма и понимания пустоты приносят мне колоссальную пользу. Мне 79 лет, большую часть своей жизни я прожил как беженец, но я полагаю, все это было не зря».

Что касается возрождения университета Наланда, Его Святейшество объяснил, что в 1956 году, прибыв в Индию, он привез с собой чек, выписанный Чжоу Энлаем, желавшим внести свой вклад в этот проект. После того, как он приехал в Индию в 1959 году, дело не двигалось с мертвой точки до тех пор, пока бывший президент Абдул Калам не проявил к нему интереса. Однако затем, по политическим соображениям, он отказался от участия в возрождении университета.

На вопрос, как обрести прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе, Его Святейшество ответил, что хотя Будду считают учителем, истинным прибежищем становится Дхарма, которую мы взращиваем в собственном уме. Один из слушателей поинтересовался, как сделать учения «Лотосовой сутры» применимыми в современном мире, на что Его Святейшество заметил, что не очень хорошо знает эту книгу. Он добавил, что весьма скептично относится к идее, что одна книга или какая-то молитва может помочь переродиться в Чистой Земле, и порекомендовал спрашивающему черпать информацию из других книг тоже.

Жить, любить, смеяться и умирать по-буддийски – второй день учений Далай-ламы в Мумбаи
Одна из слушательниц задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
На вопрос о випашьяне Его Святейшество ответил, что существуют различные уровни сознания: повседневная осознанность; сознание в состоянии сна, глубокого сна; и тонкое сознание, которое проявляется, когда мы падаем в обморок или умираем. Он упомянул, что за последние 55 лет было несколько случаев, когда тела умерших лам оставались свежими после зафиксированной клинической смерти. Он рассказал о Трисуре Ринпоче, который провел в состоянии посмертной медитации 23-24 дня, достаточное время, чтобы из больницы Делек в Дхарамсале успели прибыть специалисты и подключить необходимое оборудование. Показания датчиков зафиксировали активность головного мозга, которой современные ученые не могут найти объяснения. Буддисты объясняют такую активность тем, что тончайший уровень сознания все еще присутствует в теле, и именно он используется практикующим для постижения мудрости.

Продолжив объяснения первой главы труда Нагарджуны «Драгоценная гирлянда» Его Святейшество быстро прочитал оставшиеся 100 строф. Он коснулся описания колеса жизни, иллюстрацию, которую, как считается, заказал сам Будда, чтобы использоваться в обучающих целях. Он сказал, что свинья, петух и змея в центре колеса символизируют неведение, привязанность и гнев; на колесе изображено шесть миров; а по ободу расположены двенадцать звеньев цепи взаимозависимого возникновения, начинающиеся с неведения и заканчивающиеся старостью и смертью.

Дочитав до конца главы, Его Святейшество заметил, что она трудна для понимания, и он сам начал изучение идей о пустоте в тринадцать лет. Он поделился, что когда ему было около 30 лет, он ясно ощутил, что источником страданий является неведение и что освобождение возможно. Его Святейшество добавил, что взращивание альтруизма очень полезно, но не является противоядием от неведения; только понимание пустоты поможет преодолеть неведение. Он рассказал о своей прошлогодней встрече с замечательным свами, человеком, который посвятил свою жизнь служению бедным. Его Святейшество тогда заметил, что буддизм и индуизм подобны братьям-близнецам, разделяющим общие практики нравственности, сосредоточения и мудрости. Единственным различием между ними является тот факт, что свами верит в существование атмана и находит в этом поддержку, а Его Святейшество верит в отсутствие самобытия у человеческого «я», но в обоих случаях это их личное дело.

Учения завершились на час позже запланированного. Его Святейшество пожелал слушателям доброй ночи. Завтра утром он продолжит учения в Мумбаи.

Перевод: Ольга Селезнева
dalailama.ru

ФОТОРЕПОРТАЖ


Сотрудники школы "Сомая" ожидают прибытия Его Святейшества Далай-ламы на торжественную церемонию открытия. Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Сотрудники школы "Сомая" ожидают прибытия Его Святейшества Далай-ламы на торжественную церемонию открытия. Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-ламу встречают традиционным индийским приветствием в школе "Сомая". Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-ламу встречают традиционным индийским приветствием в школе "Сомая". Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама с учениками школы "Сомая". Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама с учениками школы "Сомая". Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

Его Святейшество Далай-лама торжественно открывает школу "Сомая". Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама торжественно открывает школу "Сомая". Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама шутливо здоровается с одним из учеников школы "Сомая". Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама шутливо здоровается с одним из учеников школы "Сомая". Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Концерт учеников школы "Сомая" в честь Его Святейшества Далай-ламы. Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Концерт учеников школы "Сомая" в честь Его Святейшества Далай-ламы. Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

Одна из младших учениц пересказывает Его Святейшеству Далай-ламе смысл молитвы школы "Сомая" на торжественной церемонии открытия школы. Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Одна из младших учениц пересказывает Его Святейшеству Далай-ламе смысл молитвы школы "Сомая" на торжественной церемонии открытия школы. Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама обращается с речью к ученикам и преподавателям школы "Сомая". Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама обращается с речью к ученикам и преподавателям школы "Сомая". Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама зашел в одну из аудиторий "Сомая Видьявихары", где был установлен экран и велась трансляция учений, поскольку основной зал не смог вместить всех желающих. Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама зашел в одну из аудиторий "Сомая Видьявихары", где был установлен экран и велась трансляция учений, поскольку основной зал не смог вместить всех желающих. Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

Второй день учений Его Святейшества Далай-ламы в "Сомая Видьявихаре". Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Второй день учений Его Святейшества Далай-ламы в "Сомая Видьявихаре". Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Второй день учений Его Святейшества Далай-ламы в "Сомая Видьявихаре". Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Второй день учений Его Святейшества Далай-ламы в "Сомая Видьявихаре". Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама прощается со своими поклонниками, уезжая из "Сомая Видьявихары" по окончании учений. Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама прощается со своими поклонниками, уезжая из "Сомая Видьявихары" по окончании учений. Мумбаи, Индия. 31 мая 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)