Сохраним Тибет > Права человека в Тибете на сегодняшний день. Глава 2. Экономические, социальные и культурные права

Права человека в Тибете на сегодняшний день. Глава 2. Экономические, социальные и культурные права


5 июня 2014. Разместил: Ing
«Человеческое развитие связано с тем, что я считаю основной идеей развития, а именно: увеличение богатства человеческой жизни, а не обогащения экономики, которая является только частью этого богатства». Амартия Сен [1]

Введение


Понятие «экономические, социальные и культурные права» (далее ЭСКП) означает права человека, связанные с работой, социальной безопасностью, семьёй, участием в культурной жизни и возможностью получить жильё, еду, воду, медицинское обслуживание и образование [2]. Так же как и гражданские и политические права, ЭСКП перечислены в международных нормативах и документах (таких как Всеобщая Декларация Прав Человека (UDHR) и Международный пакт о гражданских и политических правах (ICESCR)), а также во внутреннем законодательстве государств. Несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека не делает различий между ними, во время холодной войны западные страны с рыночной экономикой придавали больше значения гражданским и политическим правам, в то время как восточный коммунистический союз придавал больше значения ЭСКП, что привело к принятию двух различных международных соглашений (Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах).

Сейчас это политическое разделение устарело. Нераздельность всех прав человека не зависит от политики [3]. Полное осуществление гражданских и политических прав требует гарантию ЭСКП (например, крайне трудно пользоваться гражданскими и политическими правами, такими как свобода самовыражения, или право голоса, если человек не осуществил своё право на адекватные условия жизни), в то время как ЭСКП не должны осуществляться за счёт урезания гражданских и политических прав: все люди одинаково важны.

Говоря об ЭКСП, мы можем столкнуться с некоторыми заблуждениями или ошибочными мнениями, от которых необходимо отказаться [4]. Существует два обманчивых мифа об ЭКСП: 1) ЭКСП естественным образом возникают из экономического развития. 2) Достижение Целей развития на рубеже тысячелетия (Millenium Development Goals) [5] приравнивается к осуществлению прав человека.

По утверждению Управления Верховного Комиссара по правам человека ООН, «экономический рост (...) не переходит автоматически в улучшение стандартов жизни наиболее проблемных групп населения, если для этого не принимаются соответствующие меры» [6]. Таким образом, рост государственной экономики не является надёжным показателем осуществления ЭКСП человека в государстве. Государство должно разработать специальную политику и направить часть ресурсов на то, чтобы наиболее проблемные группы общества могли бы ощутить рост экономики в государстве.
Второе заблуждение означает приравнивание Целей развития на рубеже тысячелетия к ЭСКП. В то время как Цели развития являются важными обязательствами государства для достижения определённых целей, относящихся к социальным условиям, они остаются лишь политическими обязательствами, то есть не являются юридически связующими. А ЭСКП в свою очередь, являются обязательными по закону для государств, которые должны «предпринимать шаги индивидуально, и посредством международной помощи и сотрудничества, особенно экономического и технического, максимально используя доступные ресурсы, для постепенного достижения полного осуществления ЭСКП» [7]. В дополнение к этому, ЭКСП включают в себя больше прав, чем описано в Целях развития, и, в отличие от Целей развития, не имеют временных ограничений для их осуществления [8].

КНР различным образом пользуются этими заблуждениями относительно ЭСКП, чтобы оправдать свою политику в отношении Тибета. В Белой книге «Развитие и прогресс в Тибете» [9], выпущенной в 2013 году, КНР утверждает, что «развитие и экономический прогресс в Тибете является прекрасной практикой уважения и обеспечения прав человека» и предоставляет список экономических достижений «в жизни людей и их материальном благосостоянии», такие как увеличение чистого дохода фермеров, запуска жилищных проектов для граждан с низким доходом и инвестиции в новую инфраструктуру. Эти улучшения видятся в «увеличении потребительского выбора» для тибетцев в качестве примера «большей связи Тибета с окружающим миром».

Тибетский Центр по Правам Человека и Демократии (TCHRD) в ответ на публикацию Белой книги [10] подчеркнул, что эти аргументы КНР показывают, что «экономическое развитие — единственный показатель уважения Китая к правам человека в Тибете». По этой причине КНР не признаёт и не ищет решений текущей проблемы прав человека в Тибете. Согласно этому Ежегодному Отчёту, гражданские и политические права часто нарушаются в погоне за так называемым «развитием и прогрессом в Тибете». Однако фактически тибетцы редко получают пользу от проектов по развитию Тибета. Вместо этого большая часть выгоды идёт китайскому правительству и китайским мигрантам [11]. В то время, как людям, попадающим в категорию «сепаратистов» или не полностью следующих линии китайской коммунистической партии отказывается даже в базовых пособиях по социальному обеспечению [12].

Это показывает, что даже с учётом экономического роста и осуществления всех Целей развития, КНР не удаётся обеспечить ЭСКП. У КНР выдающаяся репутация в отношении Целей развития. Они продемонстрировали себя как образец для подражания для других государств. КНР справились с половиной Целей развития досрочно [13]. Тем не менее, Цели развития и показатели используют национальные статистические данные, которые не детализируются согласно региону или этносу и не принимают в расчёт существующие в регионе различия. В КНР различия внутри страны очень разительны. Например, проверенные данные, предоставленные Китайским Национальным Отделом Статистики в Отчёте по Национальному Развитию Человека в Китае [14] от 2013 г. по Тибету показывают, что Тибет остаётся регионом с самой низкой продолжительностью жизни, уровнем образования и развитием [15]. Продолжительность жизни в Тибете составляет 68.17 лет, в то время как средний уровень по нации — 74.83 года [16]. Количество студентов в средней школе в Тибете составляет 12,850 человек на 100,000, гораздо меньше среднего национального количества — 38,788 [17]. В старших классах и средней технической школе этот разрыв ещё больше (4,364 на 100,000 человек в Тибете против 14,032 на 100,000 человек, средний уровень по нации) [18]. Что касается индекса развития человека (создания условий для эффективного использования людских ресурсов), то в среднем по Китаю он составляет 0.693, в то время как в Тибете только 0.569, что ставит Тибет на 31-ое место по стране [19].

Другие показатели также опровергают заявленные «развитие и прогресс» в Тибете. Валовой внутренний продукт (ВВП) в Тибете составляет 16,875 юаней (2,779.24 долл. США) на человека, в то время как национальный ВВП в КНР на человека составляет 29,992 юаней (4,939.56 долл. США), что почти вдвое больше [20]. Тибет также является регионом с наименее продуктивными поставками водопроводной воды (0.6 миллионов м3 в день, в сравнении с Гуандонг, где самый высокий показатель в 35.1 миллионов м3 в день) [21]. Несмотря на то, что Тибет является второй по величине провинцией в КНР, занимающей площадь в 1.2 миллионов км2, в ней располагаются только 16 водоочистных сооружений, для сравнения, во всём остальном Китае их более 80,300 [22].

В этой главе речь пойдёт о том, что политика развития КНР в отношении Тибета в действительности не является столь эффективной, как может показаться, и зачастую применение этой политики приводит к серьёзным нарушениям прав человека и повсеместному злоупотреблению властью китайскими официальными лицами. КНР является государством-участником Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, и тем самым, юридически обязана соблюдать его положения. В этом пакте [23] открыто сказано, что «представление о свободных людях, пользующихся свободой без страха и нужды может быть достигнуто только если созданы условия, в которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными, а также гражданскими и политическими правами».

Право на работу


«У каждого человека есть право на работу, свободный выбор занятости, справедливые и благоприятные условия работы и защиту от безработицы. Все без разграничений имеют право на равную оплату труда за равный труд. Каждый работник имеет право на справедливую оплату, достаточную для обеспечения достойного уровня жизни для него и его семьи, и дополняемую, если необходимо, другими способами социальной защиты. Каждый человек имеет право создавать профсоюзы и присоединяться к ним для защиты своих интересов». (Ст. 23 Всеобщая декларация прав человека)

«Государства-участники настоящего Договора признают право на работу, которое включает в себя право каждого иметь возможность зарабатывать на жизнь трудом, который он свободно выбирает или принимает, и обязуются принимать меры по защите этого права. Меры, принимаемые Государством-участником этого Соглашения для полного осуществления этого права, включают техническую и профессиональную помощь и образовательные программы, политики и технологии для достижения стабильного экономического, социального и культурного развития, а также полной и продуктивной занятости в условиях защиты фундаментальных политических и экономических свобод личности». (Ст. 6, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах)

Одним из наиболее распространённых оправданий, используемых КНР для защиты правомерности своей политики в отношении Тибета, является довод о том, что благодаря КНР, «Тибет совершил скачок от феодального крепостного общества в современную цивилизацию в течение всего нескольких десятилетий, что демонстрирует выдающийся пример региональной модернизации» [24]. Тем не менее, тибетцы не выказывают стремления участвовать в этой «региональной модернизации» и подвергаются дискриминации во многих аспектах своей жизни, в том числе в трудоустройстве. Отчёт Китайского Комитета по Трудоустройству выявил, что поставщики продукции Apple в КНР, такие как «Pegatron Technology», вели дискриминационную политику, например отказывались нанимать представителей этнических меньшинств, таких как тибетцы [25]. Эти случаи демонстрируют огромную разницу между теорией и практикой, поскольку в действительности Кодекс поведения для поставщиков Apple открыто запрещает дискриминацию при принятии решений о трудоустройстве. Также эти случаи отражают политику трудоустройства, принятую китайским правительством [26].

Трудовая дискриминация, например в случае поставщиков Apple против тибетцев, кажется довольно распространённой по всей КНР. Исследование китайского рынка труда в интернете, проведённое в 2011 году, показало, что резюме представителей этнических меньшинств, в том числе тибетцев, подвергались значительной дискриминации, по сравнению с резюме китайцев (ханьцы) [27].

Миграция значительного числа ханьцы в Тибет с 2006 года также усиливает дискриминацию местного тибетского населения при принятии на работу и оплате труда. Согласно Tibet Justice Centre, китайские работники получают предпочтение по сравнению с тибетцами, а также более высокие зарплаты за ту же работу. Тибетцы также сталкиваются со множеством проблем, когда желают открыть собственное дело в связи с трудностями при получении разрешений и займов [28].

Право на полноценные жилищные условия


«Каждый человек имеет право на стандарты жизни, необходимые для здоровья и благополучия его и его семьи, в том числе на еду, одежду, жильё, медицинскую помощь и необходимые социальные службы, а также право на защиту в случае отсутствия трудоустройства, болезни, инвалидности, вдовства, пожилого возраста и иного недостатка средств к существованию вне его контроля». (Стат. 25.1 Всеобщая декларация прав человека)

«Государства-участники настоящего Соглашения признают право каждого человека на полноценные стандарты жизни для него и его семьи, в том числе достаточное количество еды, одежды и жилищных условий, и на постоянное улучшение этих условий. Государства-участники должны предпринимать надлежащие шаги для обеспечения этого права, признавая чрезвычайную важность международного сотрудничества, основанного на принципе свободного согласия». (Ст. 11.1 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах)

Согласно Комитету ООН по экономическим, социальным и культурным правам (UN CESCR), право на достаточные жилищные условия «не должно толковаться ограниченно, приравниваясь, например, к наличию крыши над головой, или рассматриваться как предмет потребления. Напротив, под этим понятием подразумевается право достойно жить где-то в безопасности и спокойствии». Это право должно быть обеспечено для всех людей, независимо от дохода или доступа к экономическим ресурсам» [29]. Тем самым, право на необходимое жильё содержит свободы и права, обеспечивающие безопасное и спокойное проживание.

Эти свободы включают защиту от выселения и самовольного разрушения жилища. Выселение определяется как «постоянное или временное устранение лиц, семей или сообществ из их жилища или с земли, которую они занимают, против их воли, без предоставления или доступа к надлежащим формам юридической и других видов защиты» [30].

Пакт об экономических, социальных и культурных правах гласит, что насильственное выселение может произойти «для целей развития» и «может осуществляться в связи с конфликтом вокруг прав на землю, проектов по инфраструктуре и развитию (...)» [31]. Насильственное выселение несовместимо с принципами Международного пакта (ICESCR), и с учётом взаимозависимости прав человека, эти случаи обычно приводят к нарушению гражданских и политических прав, таких как право на жизнь, право на безопасность и право на неприкосновенность частной жизни» [32].

Хотя право на необходимое жилье не запрещает проекты, подразумевающие выселение людей, выселение должно расцениваться как крайние меры, и до осуществления их государства-участники этого пакта должны изучить все возможные альтернативы с теми, кого затрагивает этот вопрос [33].

В случае выселения международный закон по правам человека требует проведения некоторых процедур, таких как: 1) консультация с задействованными лицами; 2) надлежащее уведомление; 3) заблаговременное предоставление информации о предстоящем выселении и, если уместно, о предполагаемой альтернативной цели использования этой земли; 4) присутствие государственных официальных лиц или их представителей при осуществлении выселения задействованных групп людей; 5) надлежащее установление личности выселяемых лиц; 6) запрет на осуществление выселение в плохих погодных условиях или в ночное время; 7) предоставление правовой защиты; и 8) предоставление юридической помощи тем, кому она необходима [34].

На протяжении последних лет КНР насильно выселила миллионы тибетцев в рамках своей политики массового переселения. Это является нарушением права на необходимое жильё. Согласно подробному отчёту, выпущенному Стражем прав человека (Human Rights Watch) в 2013 года [35], с 1996 г., когда китайское правительство запустило кампанию «Построим новую социалистическую деревню» в тибетских областях, более двух миллионов тибетцев (две трети всего населения ТАР) были переселены, так же как и сотни тысяч кочевников, поселённых в «новых социалистических деревнях» [36]. Этот отчёт содержит фотографии со спутников, показывающие тибетские сообщества до и после переселения [37].

Китайское правительство заявило, что все операции по переселению были осуществлены с согласия местных тибетцев, и отрицало присутствие насильственного выселения [38]. Тем не менее, тибетцы, давшие интервью для Human Rights Watch сказали, что многие переселённые тибетцы были перевезены против их воли и без консультации или возможности выбора альтернатив [39]. Многие тибетцы также признали, что не получали никакой заблаговременной информации относительно выселения и им также было отказано в надлежащей компенсации после переселения. Более того, многие тибетцы сталкиваются с тяжёлыми финансовыми проблемами в связи с необходимостью принимать материальное участие в строительстве их новых домов [40]. Все эти действия нарушают гарантии, связанные с выселением, установленные международным правом.

Официальным обоснованием для этой политики массового переселения со стороны КНР служит то, что она «помогает Тибету» и «улучшает» благосостояние тибетского народа. Тем не менее, многим кочевникам пришлось продать их скот, переселиться в огороженные посёлки и оставить свой образ жизни в обмен на ежегодный платёж. Эти бывшие кочевники сталкиваются с экономическими проблемами, когда заканчивается их пособие, в связи с недостатком возможностей трудоустройства [41]. Заявления о том, что КНР помогает тибетцам, маскируют чётко спланированную кампанию по усилению надзора за тибетцами и получению доступа к богатым природным ресурсам тибетских регионов [42].

Переселение тибетских кочевников в городские области грозит уничтожением традиционной тибетской кочевнической культуры, которая находится под угрозой полного исчезновения [43]. Такой исход событий вызвал тревогу на многих международных форумах. В отчёте, выпущенном в 2012 году, Специальный докладчик ООН по правам на пищу, Оливер де Шуттер заявил, что переселение в «новые социалистические деревни» приведёт к потере экономической независимости, обеспечиваемой выпасом и фермерством, и порекомендовал китайскому правительству «приостановить насильственное переселение кочевников из их традиционных земель и другие программы по насильственному переселению других сельских жителей, с целью позволить проведение надлежащих консультаций с задействованными сообществами, позволяя сторонам проверять все допустимые варианты, в том числе недавние стратегии сбалансированного управления малодоходными пастбищами» [44]. Подобным образом, 11 декабря 2013 г. европейский парламент одобрил решение, порицающее «насильственное переселение тибетских кочевников, представляющее угрозу сохранению традиционного образа жизни тибетцев» [45].

В последнее время зарегистрировано случаев, когда эти насильственные выселения и переселения приводили к нарушению политических и гражданских прав человека. Например, в конце марта 2013 г. тибетская женщина совершила самосожжение после того, как её насильно выселили из её дома в Кьегудо, в Тибетской автономной префектуре Цынхай Йулшул (кит: Йушу) [46]. В апреле 2013 г. 21 тибетец в том же городе был арестован за организацию протеста против насильного выселения из их недавно достроенных домов и захвату земли китайскими властями. Семьи потеряли свои дома после землетрясения, которое произошло в регионе 14 апреля 2010 года, но китайские власти приказали снести их заново построенные дома, заявив, что их жители не были официально зарегистрированы в городе [47].

Права на воду и канализацию


Право на воду не было открыто признано как обособленное право в международных документах, но 30 сентября 2010 г. в своей знаменательной декларации Совет по правам человека ООН (UN HRC) признал, что право на безопасную питьевую воду и канализацию проистекает из права на полноценные стандарты жизни, и подтвердил его взаимосвязь с правом на максимально возможный уровень физического и умственного здоровья, правом на жизнь и человеческое достоинство [48].

В общем комментарии № 15, Пакт об экономических, социальных и культурных правах представляет разъяснение относительно объёма и содержания права на воду: 1) вода должна быть подходящего качества: «(...) Полноценность воды не должна рассматриваться в узком контексте лишь в отношении объёма и технологий. Вода должна рассматриваться как социальное и культурное благо, а не преимущественно экономический продукт (...)»; 2) Вода должна быть доступной: «(...) Водоснабжение для личных и хозяйственных целей каждого человека должно быть достаточным и непрекращающимся (...)»; 3) Вода должны быть безопасной: «(...) Вода, необходимая для личного или хозяйственного пользования каждого должна быть безопасной, то есть свободной от микроорганизмов, химических субстанций и радиационной опасности, представляющих опасность для здоровья. Более того, качества цвета, запаха и вкуса воды должны быть допустимыми для личного и хозяйственного использования (...)»; и 4) Вода должна быть в открытом доступе: «вода и водоснабжение должны быть доступны для всех без дискриминации, согласно юрисдикции Государства-участника». Доступность воды подразумевает четыре компонента: физический (вода и водоснабжение должны располагаться в безопасной физической доступности), экономический (вода должна быть материально доступна для всех), отсутствие дискриминации (вода должна быть доступна для всех, в том числе самых уязвимых слоёв населения) и доступность информации (право запрашивать и получать информацию по вопросам доступа к воде) [49].

За последние годы в Тибете было много проблем с водой. Добыча полезных ископаемых в тибетских регионах [50] загрязняет реки, угрожая богатой экосистеме Тибета и делая непригодной питьевую воду, что являет собой распространённое нарушение права человека на воду. Ниже представлено несколько примеров последствий добычи полезных ископаемых в Тибете:

• В январе 2013 г. было сообщено о случае загрязнения шахтой близлежащей реки, недалеко от деревни Дун в округе Кхартсе, Лхундруп, недалеко от Лхасы, что вызвало гибель животных и разрушение фермерских полей, вследствие чего пастухам пришлось покинуть эти земли. Местные тибетцы обратились к властям, послав письмо, выражающее обеспокоенность ухудшением окружающей среды, вызванным шахтой, но были обвинены в осуществлении «политически мотивированной деятельности» и были предостережены о «последствиях» продолжения жалоб [51].

• Операции в шахте Гйама в тибетском округе Мелдро Гонгкар вызвали загрязнение воды в долине Гйама, что привело к заболеваниям среди местных тибетцев, тяжкому ущербу для окружающей среды и гибели животных [52].

• 13 августа 2013 г. китайской вооружённой милицией был жестоко подавлен протест против добычи полезных ископаемых, организованный местными тибетцами в области Гедронг, округ Дзато (кит: Задуо), Тибетской автономной префектуре Йушу, провинции Цынхай. Протест являлся частью активной кампании местных тибетцев, пытающихся остановить ухудшение состояния окружающей среды в природном заповеднике Сан Джианг Ян, который чрезвычайно важен для сохранения трёх основных рек Тибетского плато: Зачу (Меконг), Ячу (Янгзе) и Мачу (Хуанхэ) [53].

• В октябре 2013 г. загрязнённая вода из шахтной площадки в посёлке Баланг, в округе Дартседо (кит: Кангдинг), Тибетской автономной префектуры Кардзе (кит: Ганси), была вылита в близлежащую реку, что повлекло загрязнение питьевой воды для нескольких деревень, гибель огромного количества рыбы и других животных. Как и в предыдущем случае, местные тибетцы, которые вышли с протестом против этого акта разрушения окружающей среды к офисам окружного правительства, получили угрозы о «суровых последствиях», если они не прекратят протест [54].

Помимо добычи ископаемых, другая производственная деятельность, например скотобойни, также загрязняет водоснабжение в ТАР. В начале 2013 г. местные тибетцы рассказывали, что отходы, сброшенные в близлежащие реки со скотобойни в округе Маркхам (кит: Мангканг) привели к загрязнению их источников питьевой воды. Тибетцев проинформировали, что китайский владелец скотобойни имел законное право проводить эту деятельность, несмотря на влияние на окружающую среду. Тибетцы заявили, что если предприятие не закроют, они его разрушат [55]. Это только один пример частых конфликтов между тибетцами и китайцами относительно деятельности скотобоен на территории Тибета за последнее время. В 2007 году отчёт Human Rights Watch выявил, что создание скотобоен в пастбищных областях северо-западного Сычуаня стало эпицентром активных протестов со стороны местных тибетцев [56]. Все эти протесты возникают из нежелания КНР защищать питьевую воду в Тибете от загрязнения.

Право на здоровье


«Каждый человек имеет право на жизненные стандарты, необходимые для здоровья и благополучия его и его семьи, в том числе на еду, одежду, жильё и медицинскую помощь, а также необходимые социальные службы, и право на защиту в случае отсутствия трудоустройства, болезни, инвалидности, вдовства, пожилого возраста или другого отсутствия средств к существованию при обстоятельствах вне его контроля. Матери и дети имеют право на особую заботу и помощь. Все дети, рождённые в браке или вне брака, должны получать одинаковую социальную защиту». (Ст. 25 Всеобщая декларация прав человека)

«Государства-участники настоящего Соглашения признают право каждого пользоваться максимально достижимыми стандартами физического и умственного здоровья. Для полной реализации этого права Государства-участники этого Соглашения должны принимать меры, необходимые для:
- Обеспечения уменьшения уровня мертворождения и детской смертности, а также для здорового развития ребёнка.
- Улучшения всех аспектов природной и промышленной гигиены.
- Предотвращения, лечения и контроля над эпидемиями, эндемиями, профессиональными и другими заболеваниями.

Создание условий, обеспечивающих полное медицинское обслуживание и уход в случае болезни». (Ст. 12 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах)

Здоровье является неотъемлемым правом человека, основой для осуществления остальных прав человека. Как указано в Международном пакте, право на здоровье включает в себя как свободы (такие как право контролировать своё здоровье и тело, сексуальную и репродуктивную свободу, право быть свободным от вмешательства, пыток, экспериментов и медицинского вмешательства без согласия), так и права (в том числе право на систему здравоохранения, предоставляющую людям равные возможности для поддержания наивысшего достижимого уровня здоровья) [57].

Понятие «наивысший достижимый уровень здоровья» имеет огромное значение, потому что он включает в себя не только индивидуальные биологические и социо-экономические условия, но также доступные ресурсы государства. Таким образом, государства должны предпринять необходимые шаги для предоставления населению надлежащих и доступных медицинских учреждений, товаров и услуг без дискриминации [58].

Как в случае с правом на воду, право на здоровье требует применения определённых условий: 1) Доступность: «Рабочие общественные медицинские учреждения, товары и услуги, а также программы, должны быть в достаточном количестве доступны в Государстве-участнике (…) Они будут включать соответствующие определяющие факторы здоровья, такие как безопасная и пригодная питьевая вода, надлежащие санитарные средства, больницы, клиники и другие учреждения для обеспечения здравоохранения, необходимые лекарства, и компетентный и профессиональный медицинский персонал, получающий конкурентоспособную по меркам государства зарплату (...)»; 2) Открытый доступ: «Медицинские учреждения, товары и услуги должны быть доступны для всех без различения (...)». Факторы доступности: отсутствие дискриминации (медицинские учреждения, товары и услуги должны быть доступны всем, включая наиболее уязвимые слои общества, без дискриминации), физическая доступность (медицинские учреждения, товары и услуги должны находиться в безопасной физической доступности для всех слоёв общества), материальная доступность (медицинские учреждения, товары и услуги должны предоставляться по разумной цене, чтобы быть доступными для всех, в том числе уязвимых групп), доступность информации (право запрашивать, получать и делиться информацией и идеями относительно проблем здоровья, сохраняя конфиденциальность личных сведений); 3) Приемлемость: «Все медицинские учреждения, товары и услуги должны учитывать медицинскую этику, и быть культурно допустимыми, то есть уважать культуру людей, меньшинств и сообществ (...)»; и 4) Качество: «(...) медицинские учреждения, товары и услуги также должны быть качественными и подходящими с научной и медицинской точки зрения. Это требует, помимо прочего, компетентности медицинского персонала, научно проверенных лекарств с неистёкшим сроком годности, а также медицинского оборудования, безопасной и пригодной питьевой воды, и надлежащих санитарных условий» [59].

Право на здоровье включает право на репродуктивное здоровье, здоровье материнства и детей, и согласно Международному пакту может пониматься как «необходимые меры для улучшения здоровья матери и ребёнка, сексуального и репродуктивного здоровья, в том числе доступ к планированию семьи, пре- и постнатальной заботе, экстренной акушерской помощи, и доступу к информации, а также ресурсам необходимым для осуществления действий согласно этой информации» [60].

Как сказано во введении к этой главе, статистика, опирающаяся на собранные данные, является неэффективным и потенциально дезориентирующим инструментом оценки соблюдения обязательств по правам человека. Для того, чтобы адекватно провести сравнение между группами и выявить несоответствия в соблюдении ЕСКП, эти показатели должны быть детализированы согласно полу, местности, этносу, возрасту, и т. д.
В отношении материнского здоровья и здоровья ребёнка, существует два главных показателя: коэффициент материнской смертности (MMR) и коэффициент детской смертности (IMR). КНР утверждает, что уровень материнской смертности был существенно сокращён до 30 женщин в год на 100,000 родов, а уровень детской смертности был сокращён до 13.1 в год на 1,000 родов [61]. Тем самым были осуществлены две Цели развития на рубеже тысячелетия (Цель №4: сократить коэффициент смертности детей до 5ти лет, на две трети между 1990 и 2015; и цель №5: сократить коэффициент материнской смертности на три четверти). Таким образом, этот процент основан на данных, собранных в целом по нации, и не берёт в расчёт важные данные, учитывающие регион или этнос, что сильно затрудняет отслеживание соблюдения права на здоровье материнства в стране.

Независимые источники, анализировавшие детальные данные, предоставляют сильно отличающуюся картину в отношении права на здоровье материнства, особенно в Тибете. Согласно Габриелю Лафитте, австралийскому исследователю в области развития, коэффициент материнской смертности в сельских районах Тибета составляет примерно 400-500 женщин в год на 100,000 родов, что в тринадцать раз выше национального показателя. Коэффициент детской смертности также настораживающий и достигает 20-30% в некоторых областях [62].

Другие исследования, опубликованные в 2013 г., подтвердили, что этнические меньшинства в КНР испытывают не только географическое притеснение и недостаток качества медицинских учреждений, но также демонстрируют более высокий уровень материнской смертности [63]. В отчёте, выпущенном в конце 2013 г., UNICEF также выявило расхождения в показателях детской смертности в КНР по местности и этносу. Некоторые бедные сельские области и территории, населённые этническими меньшинствами, имеют наихудшие медицинские условия, уровень здоровья детей в этих областях ниже, чем средние показатели по стране, а уровень смертности выше. Смертность среди детей в регионах этнических меньшинств на 50% выше, чем среди китайских детей до десятилетнего возраста, и более чем на 80% выше в возрасте с 11 до 17 лет [64]. Другие негосударственные источники также признали расхождения между тибетскими и китайскими провинциями, указывая, что тибетские дети имеют больший риск недостаточного питания и болезни [65].

Исследования, проведённые в последние годы, уже подтвердили наличие серьёзных расхождений между городскими и сельскими областями в КНР в доступных данных, таких как регистр рождений и смертей, а также в доступе к высококачественному здравоохранению [66]. Таким образом, несмотря на успех КНР в снижении коэффициентов материнской и детской смертности, эти улучшения не относятся в полной мере к этническим меньшинствам, таким как тибетцы.

Право на пользование родным языком


«Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни сообщества, наслаждаться искусством и принимать участие в использовании достижений научного прогресса и его благах. Каждый человек имеет право на защиту моральных и материальных интересов, связанных любыми научными, литературными или художественными произведениями, автором которых он является». (Ст. 27 Всеобщая декларация прав человека)

«В тех государствах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, представители этих меньшинств должны обладать правом, вместе с другими представителями своей группы, наслаждаться собственной культурой, исповедовать и практиковать свою религию, или разговаривать на своём языке». (Ст. 27 Международный пакт о гражданских и политических правах).

«Государства-участники настоящего Соглашения признают право каждого:

- Принимать участие в культурной жизни;
- Наслаждаться благами научного прогресса и его применения;
- Получать пользу от защиты моральных и материальных интересов, проистекающих из любой научной, литературной и художественной продукции, автором которой он является.
- Государство-участник настоящего Соглашения должно принимать меры для достижения полного осуществления этого права, такие как меры по сохранению, развитию и распространению науки и культуры.
Государства-участники настоящего Соглашения берут на себя ответственность уважать свободу, необходимую для научного исследования и творческой деятельности.

Государства-участники настоящего Соглашения признают пользу поощрения и развития международных контактов и сотрудничества в научных и культурных областях». (Ст. 15 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах)

«Представители национальных или этнических, религиозных и языковых меньшинств (далее именуемые представители меньшинств) имеют право наслаждаться собственной культурой, исповедовать и практиковать свою религию и пользоваться своим языком, в домашней обстановке или в общественных местах, свободно и без вмешательства или какой-либо формы дискриминации».

«Представители меньшинств имеют право принимать существенное участие в культурной, религиозной, социальной, экономической и общественной жизни.
Представители меньшинств имеют право принимать существенное участие в принятии решений на национальном и, если необходимо, региональном уровне относительно меньшинства, к которому они относятся, или регионов, в которых они проживают, способом, непротиворечащим национальному законодательству.

Представители меньшинств имеют право устанавливать и поддерживать деятельность своих объединений.

Представители меньшинств имеют право устанавливать и поддерживать, без какой-либо дискриминации, свободное и мирное общение с гражданами иностранных государств, с которыми они имеют национальные или этнические, религиозные или языковые связи». (Ст. 2 Декларация прав представителей национальных или этнических, религиозных и языковых меньшинств, 1992) [67]

Язык является неотъемлемым компонентом самосознания людей, а также представляет собой ключевой элемент культуры. Согласно Рите Изсак, текущему независимому эксперту ООН по вопросам меньшинств, «часто язык имеет особое значение для сообществ вне доминирующего большинства, которые желают поддерживать культурную идентичность и отличительные особенности своей группы, иногда в условиях социальной изоляции, исключения и дискриминации». Она также признаёт, что «защита прав языкового меньшинства является обязательством по правам человека и важным компонентом хорошего управления, усилий для предотвращения напряжения и конфликтов, и создания равного, а также политически и социально стабильного общества» [68].

«Вообще-то я думаю, что всего через два-три поколения... мы все примем китайский образ жизни, язык и культуру. Мы станем как китайцы». (В прошлом кочевник, а сейчас строитель из Голок, Тибет)

В настоящее время в Тибете культурные права, особенно языковые, находятся под угрозой. В течение 2013 года, умышленная и продолжительная политика Китая по искоренению тибетского языка и культуры, и ограничению обучения тибетскому языку продолжается [69]. Далее следует серия примеров применения суровых мер по отношению к тибетским языковым и культурным традициям и ответу тибетцев в течение 2013 года:

В январе 2013 г. китайские власти запретили уроки тибетского языка и культуры, которые проводили волонтёры в Муге Норва, округ Зунгчу (кит: Сонгпан), в Тибетской автономной префектуре Нгаба (кит: Аба), и в монастырях как минимум двух округов в Тибетской автономной префектуре Кардзе (кит: Ганси) [70].

В ответ на атаку китайцев на тибетский язык в феврале 2013 г., чтобы отметить «день родного тибетского языка» (21 февраля), в округах Лучу (кит: Луку) и Мачу (кит: Маку), Тибетской автономной префектуры Канло (кит: Ганнан), местными тибетцами была запущена кампания, в рамках которой тибетцам раздавались флайеры, призывающие «защитить их язык и навсегда отказаться от загрязнённой смешанной речи» [71].

В апреле 2013 г. восемь тибетских студентов были приговорены к различным срокам тюремного заключения по обвинению в «нелегальном проведении демонстрации» за участие в массовом студенческом протесте в округе Чабча (кит: Гонге) в тибетской автономной префектуре Тсоло (кит: Хайнань), провинции Цынхай ноябре 2012 г. Студенты требовали «языковой свободы» и защищали своё право пользоваться тибетским языком [72].

В августе 2013 г. китайские власти запретили конференцию, которая должна была проводиться 24 августа в тибетской автономной префектуре Нгаба (кит: Аба) в честь сотого юбилея передового тибетского представителя интеллигенции, Гендуна Чёпела [73].

Богатое тибетское культурное наследие также подвержено другим опасностям, например, продвижению массового туризма в Тибетский Автономный Округ, который принял более 12 миллионов туристов в течение первых десяти месяцев 2013 года [74]. Город Лхаса особенно подвержен риску. Текущий проект по строительству торгового центра на площади Бархор, с подземной парковкой для более чем 1000 автомобилей, представляет серьёзную угрозу Старому городу Лхасы, который с 2000 года является частью списка объектов мирового наследия ЮНЕСКО. Писательница и блоггер Церинг Осер сделала публичное заявление 7 мая 2013 года, осудив в своём блоге этот проект и уже очевидные последствия строительных работ на площади Бархор (трещины в здании, снос исторических мест, переселение жителей, и т. д.) [75].

Заключение


Стремительное экономическое развитие КНР не перерастает в уважение, защиту и осуществление экономических, социальных и культурных прав тибетцев.
Многие тибетцы сталкиваются с дискриминацией, когда пытаются пользоваться своим правом на работу, что угрожает их экономическому выживанию.
Массовые насильственные выселения и переселения продолжают происходить в Тибете, разрушая традиционный кочевнический образ жизни и усиливая китайскую политику контроля над тибетским населением.

Право на полноценные стандарты жизни постоянно нарушается: при добыче полезных ископаемых в Тибете загрязняются реки и источники питьевой воды для местного населения, что угрожает соблюдению права на воду. Расхождения в статистике материнской и детской смертности между провинциями КНР и Тибетом, а также недостаток здравоохранительных учреждений в тибетских регионах, указывают на серьёзное нарушение права на здоровье тибетского населения.

Тибетский язык и культурное наследие находятся на грани уничтожения из-за политики КНР по притеснению тибетского языка и урбанизации исторических объектов, таких как Старый Город в Лхасе.

Тибетский Центр по Правам Человека и Демократии (TCHRD) предоставил серию рекомендаций для Китайской Народной Республики и международного общества для решения ключевых проблем в отношении экономических, социальных и культурных прав в Тибете:

1) Рекомендации для Китайской Народной Республики:

Предоставить надлежащие статистические данные относительно ЭСКП, а именно, данные, детализированные по региону, этносу, полу и возрасту, чтобы позволить эффективно отслеживать соблюдение этих прав.

Обеспечить право тибетцев на работу без дискриминации: пресекать и наказывать дискриминационные практики приёма на работу, устранить бюрократические преграды, которые мешают тибетцам в получении рабочих лицензий и займов в надлежащее время, и воздержаться от предпочтения китайских работников тибетским при приёму на работу.

Немедленно прекратить насильственные выселения и массовые переселения в Тибете. В случае необходимости выселения, осуществлять все процессуальные гарантии, которых требует международное право, в особенности присутствие надлежащей консультации до выселения, а также принятие действенных мер и надлежащей компенсации задействованным лицам.

Защищать традиционный образ жизни и культуру тибетских кочевников и прекратить их насильственное переселение в городские регионы.

Гарантировать право на воду и канализацию. Прекратить добычу полезных ископаемых, если она приводит к загрязнению рек и нанесению вреда окружающей среде, и принимать карательные меры в отношении компаний и предприятий, которые не уважают положения, содержащиеся в Акте по защите окружающей среды.

Гарантировать надлежащие, материально доступные и равноценные здравоохранительные учреждения тибетскому населению. Предоставить точные статистические данные по статистике материнской и детской смертности в тибетских регионах и способствовать развитию программ по материнскому здоровью, с должным уважением к тибетской культуре.

Гарантировать право тибетского населения говорить на своём родном языке. Способствовать обучению тибетскому языку без ограничений, а также незамедлительно выпустить всех студентов и протестовавших, приговорённых к тюремному заключению за требование свободы языка.

2) Рекомендации международному сообществу:

• Призвать КНР к предоставлению общедоступных и максимально подробных данных для надлежащего контроля над соблюдением Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в КНР.

• Потребовать от КНР гарантии обеспечения права на работу для тибетцев без дискриминации. Выразить обеспокоенность дискриминационными порядками приёма на работу, настроенными против тибетцев и других представителей этнических меньшинств в КНР. Обеспечить соблюдение международного законодательства и стандартов прав человека иностранными компаниями, фирмами и организациями, ведущими деятельность в КНР.

• Потребовать от КНР положить конец практикам насильственного выселения и массового переселения.

• Потребовать от КНР прекратить любую деятельность по добыче полезных ископаемых в Тибете, если она угрожает экологической устойчивости и ущемляет право тибетского населения на воду и здоровье.

• Не подписывать коммерческие соглашения с КНР, которые могли бы привести к ухудшению окружающей среды, потере биологического разнообразия и угрозе жизнедеятельности местного тибетского населения.

• Выразить обеспокоенность уровнем материнской и детской смертности в Тибете и потребовать от КНР опубликовать действительную и точную статистику по этим вопросам.

• Поддержать КНР в размещении международных организаций здравоохранения и НКО для работы в Тибете.

• Потребовать от КНР гарантии права тибетцев изучать свой язык и говорить на нём без дискриминации.

• Потребовать от КНР защищать культурное наследие Тибета. Призвать к вмешательству ЮНЕСКО для защиты объектов мирового культурного наследия в Тибете.

Примечания


1. UNDP, About Human Development, http://hdr.undp.org/en/humandev
2. OHCHR, Frequently Asked Questions on Economic, Social and Cultural Rights, p.1, http://www.ohchr.org/EN/Issues/ESCR/Pages/ESCRIndex.aspx
3. Id.
4. OHCHR, Key concepts on ESCRS-Myths and misconceptions on economic, social and cultural rights, http://www.ohchr.org/EN/Issues/ESCR/Pages/MythsandmisconceptionsonESCR.aspx
5. For a detailed information on MDGs see: https://www.un.org/millenniumgoals/
6. Supra note 2, p.22.
7. Art. 2.1 ICESCR.
8. Supra note 4.
9. Development and Progress in Tibet, 22 October 2013, http://news.xinhuanet.com/english/china/2013-10/22/c_132819442_3.htm
10. China's white paper on Tibet suffers from human rights doublespeak, TCHRD, 24 October 2013, http://www.tchrd.org/2013/10/chinas-white-paper-on-tibet-suffers-from-human-rights-doublespeak-2/#more-2845
11. Id.
12. Tibet monks to receive universal benefits, Global Times, 14 November 2011, http://www.globaltimes.cn/content/683726.shtml
13. China's Progress Towards the Millennium Development Goals 2013 Report, http://www.fmprc.gov.cn/eng/zxxx/t1079320.shtml
14. China Human Development Report 2013, Sustainable and Liveable Cities: Toward Ecological Civilization, 27 August 2013, http://www.undp.org/content/china/en/home/library/human_development/china-human-development-report-2013/
15. Id, p. 105.
16. Id, p. 106.
17. Id, p. 107.
18. Id.
19. Id, p. 110.
20. Id, p. 109.
21. Id, p. 115.
22. Id, p. 112.
23. International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights, http://www.ohchr.org/EN/ProfessionalInterest/Pages/CESCR.aspx
24. Supra note 9.
25. Apple's unkept promises: Cheap iPhones come at high costs to Chinese workers, China Labor Watch, 29 July 2013, http://www.chinalaborwatch.org/pdf/apple_s_unkept_promises.pdf
26. Apple: Respect Human rights or withdraw from China, TCHRD, 5 August 2013, http://www.tchrd.org/2013/08/apple-respect-human-rights-or-withdraw-from-china/
27. Ethnic discrimination in China's internet job board labor market, Margaret Maurer-Fazio, IZA Journal of Migration, 31 December 2012, http://www.izajom.com/content/1/1/12
28. Parallel Report Submitted to the UN Committee on Economic, Social and Cultural Rights (CESCR) for Consideration of the Report on China Concerning the Rights of the Tibetan People, Tibet Justice Center and Boston University, 1 April 2013, p. 18, http://www.tibetjustice.org/reports/un/Tibet_Parallel_Report_CESCR_2014.pdf
29. General Comment n 4: The right to adequate housing (Art. 11.1), CESCR, 1991,
30. http://www.unhchr.ch/tbs/doc.nsf/%28Symbol%29/469f4d91a9378221c12563ed0053547e?Opendocument P
31. General Comment n 7: The right to adequate housing (Art. 11.1 ICESCR): forced evictions, CESCR, 1997, http://www.unhchr.ch/tbs/doc.nsf/%28symbol%29/CESCR+General+Comment+7.En?OpenDocument
32. Id.
33. Evictions, OHCHR, www.ohchr.org/Documents/Issues/Housing/Evictions.pdf
34. Supra note 29.
35. Id.
36. «They Say We Should Be Grateful», Mass Rehousing and Relocation Programs in Tibetan Areas of China, Human Rights Watch, 27 June 2013, http://www.hrw.org/node/116642/
37. Id, p. 4.
38. Id, p. 26-29.
39. Id, p. 4.
40. Id, p. 68-72.
41. Id, p. 73-80.
42. Dislocation, Dislocation, Dislocation, International New York Times, 25 February 2013, http://latitude.blogs.nytimes.com/2013/02/25/dislocation-dislocation-dislocation/?_r=0
43. See Chapters on Civil and Political Rights and Right to Development focusing on the Great Strategy of the West in this Annual Report.
44. Eight losses faced by Tibetan drogpas due to China's resettlement policy, TCHRD, 15 July 2013, http://www.tchrd.org/2013/07/eight-losses-of-tibetan-drogpas-due-to-chinas-resettlement-policy/#more-2372
45. Report of the Special Rapporteur on the right to food Oliver de Schutter, Mission to China, 1 January 2012, http://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/RegularSession/Session19/A-HRC-19-59-Add1_en.pdf
46. European Parliament resolution of 11 December 2013 on the Annual Report on Human Rights and Democracy in the World 2012 and the European Union's policy on the matter (2013/2152(INI)), General point 71, http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P7-TA-2013-0575+0+DOC+XML+V0//EN&language=EN
47. Tibetan Evictee Self-Immolates, Radio Free Asia, 4 April 2013, http://www.rfa.org/english/news/tibet/woman-04042013142814.html
48. Tibetans Detained for Protesting Destruction of Their Homes, Radio Free Asia, 11 April 2013, http://www.rfa.org/english/news/tibet/homes-04112013153745.html. See also 21 Tibetans Arrested in Protest Against Rampant Land Grabbing in Kyegudo, Central Tibetan Administration, 12 April 2013, http://tibet.net/2013/04/12/21-tibetans-arrested-in-protest-against-rampant-land-grabbing-in-kyegudo/
49. Human Rights Council, Human Rights and access to safe drinking water and sanitation, A/HRC/15/L.14, 24 October 2010, http://ap.ohchr.org/documents/dpage_e.aspx?si=A/HRC/15/L.14
50. General Comment n 15 (2002): The right to water (arts. 11 and 12 of the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights), CESCR, http://www.unhchr.ch/tbs/doc.nsf/0/a5458d1d1bbd713fc1256cc400389e94
51. For a detailed study on Chinese mining activities in Tibet, see the chapter of this Annual Report on "Right to Development", and the book 'Spoiling Tibet' by Gabriel Lafitte, Zed Books, September 2013.
52. Mine Ruins River, Destroys Farms, Radio Free Asia, 18 January 2013, http://www.rfa.org/english/news/tibet/mine-01182013161904.html
53. Chinese Mines Pollute Tibet's Rivers, Streams, Radio Free Asia, 6 May 2013, http://www.rfa.org/english/news/tibet/mines-05062013154914.html
54. Yushu mine protest crackdown exposes China's 'nature reserve' sham, TCHRD, 24 August 2013, http://www.tchrd.org/2013/08/yushu-mine-protest-crackdown-exposes-chinas-nature-reserve-sham/
55. Chinese Mine Spill Kills Animals, Pollutes Water in Tibetan Area, Radio Free Asia, 18 October 2013, http://www.rfa.org/english/news/tibet/mine-10182013144733.html
56. Threat to Destroy Chinese Abattoir, Radio Free Asia, 1 February 2013, http://www.rfa.org/english/news/tibet/destroy-02012013162944.html
57. No One Has the Liberty to Refuse, Tibetan Herders Forcibly Relocated in Gansu, Qinghai, Sichuan and the Tibet Autonomous Region, Human Rights Watch, June 2007, http://www.hrw.org/reports/2007/tibet0607
58. General Comment No. 14: The right to the highest attainable standard of health (art. 12 ICESCR), CESCR, 2000, http://www.unhchr.ch/tbs/doc.nsf/%28symbol%29/E.C.12.2000.4.En
59. Id.
60. Id.
61. Id.
62. Maternal, infant death rates drop sharply in China: ministry, People's Daily, 22 September 2011, http://english.peopledaily.com.cn/90882/7601833.html
63. Women bleeding to death alone, Gabriel Lafitte, DOLMA Magazine, 22 November 2011, pp.86-95, http://tibetanwomen.org/dolma-magazine/
64. Disadvantaged populations in maternal health in China who and why?, Global Health Action, Volume 6, 3 April 2013, http://www.globalhealthaction.net/index.php/gha/article/view/19542/html
65. Census Data About Children in China: Facts and Figures 2013, What Census Data Can Tell Us About Children in China, UNICEF, 7 November 2013, http://www.unicef.cn/en/index.php?m=content&c=index&a=show&catid=59&id=2040
66. A Generation in Peril: The Lives of Tibetan Children Under Chinese Rule, Tibet Justice Center, 2013, http://www.tibetjustice.org/reports/children/healthcare/
67. Causes of deaths in children younger than five years in China in 2008, The Lancet, Volume 375, Issue 9720, p. 1083-1089, 27 March 2010, http://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736%2810%2960060-8/abstract
68. See full text at: https://www.un.org/documents/ga/res/47/a47r135.htm
69. Report of the Independent Expert on minority issues, Rita Izsak, Human Rights Council A/HRC/22/49, 31 December 2012, http://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/RegularSession/Session22/AHRC2249_English.PDF
70. China closes Tibetan Schools, Radio Free Asia, 15 May 2012, http://www.rfa.org/english/news/tibet/closes-05152012170245.html
71. Tibetan Language Classes Closed, Radio Free Asia, 10 January 2013, http://www.rfa.org/english/news/tibet/classes-01102013145912.html
72. Push to Preserve the Tibetan Language in China, Radio Free Asia, 25 February 2013, http://www.rfa.org/english/news/tibet/preserve-02252013154036.html
73. Chabcha student protesters sentenced up to four years, TCHRD, 17 April 2013, http://www.tchrd.org/2013/04/chabcha-student-protesters-sentenced-up-to-four-years/#more-1968
74. China Blocks Conference on Famed Tibetan Writer, Radio Free Asia, http://www.rfa.org/english/news/tibet/forum-09202013171839.html
75. Tibet received more than 12 million visitors in the first 10 months in 2013, Tibet Tour, 28 November 2013, http://www.tibettour.com/tibet-news/tibet-received-more-than-12-million-visitors-in-the-first-10-months-in-2013.html
76. «Our Lhasa is on the Verge of Destruction! Please, Save Lhasa!», Tsering Woeser, 7 May 2013, http://highpeakspureearth.com/2013/our-lhasa-is-on-the-verge-of-destruction-please-save-lhasa-by-woeser/.
77. See also Concern and questions about developments in Lhasa, International Tibet Network, 2013, https://www.dropbox.com/s/j9j7bu7hvj46a1w/UNESCO_LhasaReport_2013

Мария Шарапан

Смотрите также:
Права человека в Тибете на сегодняшний день. Введение и краткая историческая справка.

Глава 1. Религиозные репрессии