Сохраним Тибет > Видео. Самдонг Ринпоче о Нагарджуне

Видео. Самдонг Ринпоче о Нагарджуне


25 июня 2014. Разместил: savetibet


Видео: Константин Мамышев
Буддизм в Калмыкии


Накануне учений Его Святейшества Далай-ламы по сочинениям Нагарджуны "Послание к другу" и "Драгоценная гирлянда" в Ладаке в Индии, которые будут предварять посвящение Калачакры, публикуем краткие рассуждения досточтимого профессора Самдонга Ринпоче. В коротком интервью настоятелю Центрального калмыцкого хурула Андже Гелюнгу Самдонг Ринпоче рассказал о величайшем учителе традиции Наланда ачарье Нагарджуне и его основных произведениях.

Видео. Самдонг Ринпоче о Нагарджуне

Расшифровка видео:


Ачарья Нагарджуна был первым человеком, который сделал махаянские сутры и тантры всенародным достоянием Индии после того, как Будда достиг махапаринирваны, ушел из жизни. Через четыреста лет после этого события в Индии появился Нагарджуна. Он родился на юге Индии, в Шри Парвате, учился в Наланде, долгое время служил там, а в последние годы жизни вернулся в Шри Парват, Нагарджуна-конду. Это было главное место его пребывания.

В действительности, учение Будды, вошедшее в шравакаяну, было общим для всех слушателей, а вот учения махаяны и танраяны были предназначены только для избранных учеников. На первом Совете, созванном после махапаринирваны Будды, Махакашьяпа, Упали и Ананада, записали учения Будды, составив таким образом Трипитаку (Три корзины). В то время большая часть сутр махаяны не была записана и не вошло в Трипитаку, буддийский канон, не вошло туда и ни одно тантрическое учение. Поэтому после ухода из жизни Будды, большинство простых буддистов ничего не знали об учениях махаяны.

Как заявлял сам Будда в нескольких своих учениях, например в Ланка-аватаре и во многих других сутрах, через четыреста лет придет Нагарджуна и он донесет до людей учение парамитаяны. Нагарджуна принес сутры праджняпарамиты из царства нагов, он также принес множество других текстов из разных мест и сделал их доступными для людей, поэтому его считают провозвестником махаяны, а также философии мадхьямаки.

Сутры праджняпарамиты включают две большие темы: очевидная тема праджняпарамиты ‒ философия мадхьямаки, философия шуньяты, а скрытая ‒ это путь и метод медитации на постепенном пути к пробуждению. Нагарджуна в целом написал пять великих трактатов-комментариев к учению о шуньяте. Все они раскрывали смысл праджняпарамита-сутры.

Помимо этих пяти трактатов по мадхьямаке Нагарджуна написал текст «Ратнавали», который также был составлен в форме письма к его другу-царю и собственно «Послание к другу» (Сукрилекха). Это были его важнейшие сочинения.

Написал он и множество трактатов по тантре, комментарий по Гухьясамаджа-тантре ‒ один из величайших. Писал он и об аюрведе, и о расаяне ‒ о множестве разных тем.

В тибетском Тенгьюре, собрании переведенных сочинений, содержится более 130 различных писаний, авторство которых приписывается Нагарджуне. Не все из них действительно написаны им, но большинство из них, я полагаю около ста различных трактатов, действительно его сочинения. Так что Нагарджуна был весьма плодовитым писателем.

В нашей традиции считается, что Нагарджуна прожил около 600 лет, так как владел методами аюрведической медицины, и поэтому обрел долголетие и прожил столько лет.

У Нагарджуны было множество выдающихся учеников. Среди них самым знаменитым был Арьядева. Арьядева написал много трактатов с комментариями к трудам Нагарджуны. Ученики Нагарджуны ‒ Буддапалита, Бхававивека, Чандракирти и Арьядева ‒ крупнейшие комментаторы трудов своего учителя.

«Послание к другу» ‒ это второе письмо Нагарджуны, всего их было два. Более обширное носит название «Ратнавали», это тоже послание царю династии Шальван. А более краткое письмо «Сукрил-лекха», переведенное на тибетский язык как «шетринг». В нем 123 шлоки, строфы. Это сочинение охватывает довольно обширный спектр тем, посвященных практикам махаяны, и также написано в форме письма к царю династии Шальван.

Династия Шальван сыграла довольно заметную роль в истории Южной Индии. В этой связи мы можем достаточно точно установить даты жизни Нагарджуны ‒ второй век до нашей эры и вполне возможно, он прожил до третьего века нашей эры.