Сохраним Тибет > Тензин Приядарши. Кризис «близорукости»

Тензин Приядарши. Кризис «близорукости»


6 июля 2014. Разместил: Ing
Во время визита в Москву в апреле 2014 года Тенизн Приядарши, буддийский учитель и общественный деятель, дал серию интервью интернет-порталу "Взгляд". Предлагаем вашему вниманию первую часть, посвященную вопросам нашей ответственности не только за будущее себя и своих детей, но и всего человечества в целом.

Тензин Приядарши. Кризис «близорукости»
Тензин Приядарши во время лекции в Краснодаре. Апрель 2013 г. Фото: Алексей Побегайлов

Мы живем в интересное время, когда человечеству пришлось столкнуться с беспрецедентными испытаниями – финансовыми и экологическими проблемами, кризисом политического и общественного управления. При этом ощущается явная нехватка качественного руководства на глобальном уровне.

Хорошего лидера отличает от других то, какие этические ценности он отстаивает, способствуют ли его решения развитию общества и росту благополучия всего человечества. Увы, в современном обществе люди мыслят очень близоруко, заботясь только о том, что произойдет в ближайшие 2–5, может быть, 10 лет.

Мы привыкли думать, что, создавая семьи и воспитывая детей, обеспечиваем выживание будущего поколения и сохранение человеческого рода. Ограничивая свою ответственность только узким кругом семейных отношений, люди часто не задумываются о создании действительно благоприятных условий для выживания и развития нашего вида.

Но что если бы 500–600 лет назад наши предки потребляли природные ресурсы так же интенсивно, как делаем это мы сегодня? Нам и нашим детям жилось бы намного хуже. Следует быть более ответственными в деле сохранения этого мира и стараться оставить его следующим поколениям в состоянии лучшем, чем он достался нам.

Современное общество часто называют «обществом индивидуалистов». Но существуют разные понимания индивидуализма. Можно сказать, что буддизм очень индивидуалистическая традиция, в том смысле, что каждый человек сам несет ответственность за все хорошее и плохое, что с ним случается. С другой стороны, в буддизме отсутствует представление о человеке, существующем независимо от окружающих людей и других факторов.

В то время как по-настоящему индивидуалистический подход ошибочно предполагает, что мои мысли и поступки – это мое личное дело, они никак не скажутся на других, и я свободен от влияния окружающих людей и их поступков.

Но все же человек – существо социальное. Так что с этой точки зрения индивидуалистический взгляд на жизнь представляет собой заблуждение. Ведь если задуматься, то мы живем благодаря другим людям. А наши мысли и действия оказывают влияние на окружающих.

И вот здесь мы должны задаться вопросом – а какую степень ответственности я готов взять на себя? Как мне самому стать лучше, чтобы принести благо обществу в целом? Такой индивидуализм я поддерживаю.

Чтобы внедрить этические ценности в повседневность, следует работать в двух направлениях: трансформация индивида и трансформация культуры. Собственная культура есть у каждой организации, политического или бизнес-объединения.

Часто можно услышать разговоры о том, что глобальные организации смогут изменить мир. Но где здесь место для конкретного человека?

Начинать надо с трансформации индивида, людей, занимающих заметное место в обществе, которые на следующем шаге будут трансформировать культуру общества. А для этого необходимо внедрять в образование этические принципы и программы, обучающие лидерским качествам.

Много лет мы жили в обществе страха, гонки вооружений и различных систем безопасности, которые были призваны защищать нас, но на практике лишь усугубляли ситуацию. Подумайте, такую систему социальных и международных отношений мы хотим оставить нашим потомкам? Нам нужна политика заботы о человеке, окружающей среде и будущем человечества, основанная на принципах доброты и честности.

Мысль о том, что мы можем сделать на благо будущих поколений, должна присутствовать в каждом действии политиков, бизнесменов и каждого из нас.

www.vz.ru