Сохраним Тибет > Далай-лама завершил учения по сочинениям «Драгоценная гирлянда» и «Послание другу»

Далай-лама завершил учения по сочинениям «Драгоценная гирлянда» и «Послание другу»


10 июля 2014. Разместил: savetibet
Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 8 июля 2014 года – За строфами почтения из «Украшения из постижений» и «Коренных строф о срединности» в начале третьего дня учений, предваряющих посвящение Калачакры, последовали слова об увековечивании Дхармы.

«Проведя в трудах бессчетные кальпы, Будда наконец достиг пробужения. Пусть силой этого Дхарма долго остается в мире».

Его Святейшество заметил, что в то время, как тело, речь и ум Будды обладают множеством достоинств, его превалирующие качества – любовь и сострадание. Поэтому буддизм можно назвать системой, основанной на сострадании. Путь бодхисаттвы, опирающийся на сострадание и мудрость, ведет к обретению пробуждения. Все благое исходит от сострадания, а все дурное – результат чрезмерного себялюбия. В целом, в мире, начиная от международных конфликтов и заканчивая семейными ссорами, все трудности возникают в основном из-за крайнего эгоизма. В «Драгоценной гирлянде» есть такие слова: «Если вы заботитесь только о себе, вы не сумеете обрести даже обыкновенного счастья, не говоря уже о пробуждении». У бодхисаттвы есть два устремления: освободить всех живых существ и достичь пробуждения ради их блага.

Далай-лама завершил учения по сочинениям «Драгоценная гирлянда» и «Послание другу»
Его Святейшество Далай-лама приветствует своих почи-
тателей в начале завершающего дня предварительных
учений. Фото: Мануэль Бауэр.
Его Святейшество заметил, что поскольку он еще не закончил учения по «Драгоценной гирлянде», он быстро прочтет это сочинение до конца, останавливаясь в некоторых местах, чтобы объяснить отдельные строфы. Он начал с того, что пустота тоже пуста, хотя может сложиться впечатление, что отсутствие самобытия, обнаруженное с помощью анализа, само по себе может обладать самобытием. То, что мы находим, подобно миражу. Его Святейшество заметил, что понять пустоту непросто; для ее осмысления требуются время и усердие.

Шантидева отмечал, что каждый хочет обрести счастье, но немногим это удается; мы склонны разрушать счастье, как будто оно – наш враг. С другой стороны, дети всегда полны радости и ведут себя друг с другом честно и открыто. Его Святейшество рассказал, как однажды наблюдал за детьми из разных сообществ в детской деревне Песталоцци в Швейцарии. Малыши беззаботно играли друг с другом, даже не подозревая о разделении на «своих» и «чужих», которое развивается с возрастом. По мнению Его Святейшества, люди, будучи социальными животными, обладают природной, естественной потребностью в любви и нежности. Если развивать эту склонность, то мы будем жить более счастливой жизнью в более мирном обществе. Опираясь на логическое обоснование и интеллект, мы можем взрастить колоссальное чувство любви и будем желать добра даже своим врагам.

Стремясь к высшему благу, о котором упоминает сочинение, можно развивать бодхичитту двумя методами: практикуя семичастный метод причин и следствия и метода замены себя другими. Люди с развитыми способностями предпочитают второй метод, поскольку он подразумевает не только желание спасти других живых существ, но также и обрести понимание пустоты.

Его Святейшество подчеркнул, что если не брать описание ложных воззрений, то благие деяния, о которых говорит Нагарджуна в своем сочинении, можно найти и в других духовных традициях. Размышляя о них, ученики подойдут к пониманию драгоценности человеческой жизни и того, как редка выпавшая нам возможность ее прожить. Его Святейшество сказал, что в своем сочинении «Три основы пути» Чже Цонкапа объясняет, как, преодолевая влечение к удовольствиям в этой и следующих жизнях, ученик развивает решимость освободиться и зародить бодхичитту. К концу второй главы, а также в третьей главе Нагарджуна перечисляет царю, к которому он обращает свое послание, 32 основных и 80 второстепенных признаков тела Будды и добродетели, которые привели к их появлению. Его Святейшество еще раз повторил, что бодхичитта означает стремление освободить не некоторых из живых существ, а всех живых существ во всем пространстве. Бодхичитта – это твердое намерение привести их всех к освобождению.

Далай-лама завершил учения по сочинениям «Драгоценная гирлянда» и «Послание другу»
Его Святейшество Далай-лама дарует предварительные
учения перед посвящением Калачакры. Фото: Мануэль
Бауэр.
Отметив важную роль образования в современном мире, а также факт, что большинство из нас в своей жизни руководствуется в основном эгоистическими мотивами, опирающимися на неверные представления о собственном «я», Его Святейшество пояснил, что, чтобы стать ламой необходимы тренировка и обучение. Он снова привел слова Чже Цонкапы, сказавшего, что, прежде чем укрощать других, учитель должен укротить самого себя. Поэтому духовному учителю недостаточно только некоторого понимания Дхармы, ему необходимы тренировки в нравственности, сосредоточении и мудрости.

Его Святейшество рассказал, как несколько лет назад китайские буддисты рассказывали ему о тибетских учителях, появившихся в Китае: они носили звучные титулы и привлекали преданных учеников. Однако позже ученики пришли в смятение, обнаружив, что больше всего этих так называемых лам интересовали деньги и секс. Они попросили Его Святейшество что-нибудь предпринять, но тот ответил, что мало чем может помочь, находясь в Индии. Он дал им совет: перед тем, как связывать себя обязательствами ученика, следует тщательно проверить учителя и убедиться, что он или она на самом деле обладают внутренним покоем, знаниями и состраданием. Следует связывать себя обязательствами с ламой только после того, как вы уверились в его достоинствах. Чтобы защитить учение, учитель должен быть открытым и честным. Нельзя вводить других в заблуждение. В китайском языке слово лама означает «живой Будда», а в санскрите используется слово гуру, означающее «тот, кто способен учить».

Истории об отношениях Джецуна Миларепы с Марпой и Наропы с Тилопой показывают важность отношений между гуру и учеником. То, что лама предстает перед нами в виде обычного человека, делает его доступным для нас и дарит возможность учиться.

Его Святейшество обратил внимание, что глава пятая трактата «Драгоценная гирлянда» включает объяснения семи видов гордыни, десяти ступеней бодхисаттвы и, начиная со строфы 465, в двадцати строфах излагается семичленная практика. Его Святейшество посоветовал регулярно повторять эти строфы. Их венчает описание бодхичитты:

Да буду я приносить радость
Всем живым существам, исполняя их желания.
И не мешая им, подобно земле,
Воде, огню, ветру, травам и диким лесам.

Да буду я дорог живым существам, как их собственная жизнь,
И да будут они мне дороже, чем даже моя жизнь.
Да пожну я плоды их дурных деяний,
А они – плоды моих заслуг.

Покуда остается несвободным где бы то ни было
Хоть одно живое существо,
Да пребуду я [в мире] ради него,
Пусть бы и обрел я уже высшее пробуждение.


Далай-лама завершил учения по сочинениям «Драгоценная гирлянда» и «Послание другу»
Более ста тысяч человек собрались на учения Калачакры,
которые дарует Его Святейшество Далай-лама. Фото:
Мануэль Бауэр.
Завершив чтение «Драгоценной гирлянды», Его Святейшество обратился ко второму сочинению Нагарджуны – «Послание другу», снова заметив, что прочтет его очень быстро. Он указал на место в тексте, где описаны восемь мирских забот и где исследуются различные царства существ, включая царства животных, голодных духов и ад. Его Святейшество заметил, что природа сансары – всепронизывающее страдание как результат кармы и иллюзий. Поэтому, если мы хотим обрести пробуждение, мы должны медитировать о бессамостности, а пока мы в действительности этого не делаем, никаких перемен не произойдет.

В конце сочинения говорится, что в сокровищнице учений Будды нет большей драгоценности, чем его объяснения взаимозависимого возникновения. Из неведения рождается карма, а из нее приходит сознание. Отсюда появляются имя и форма, из которых возникают шесть органов чувств, рождающих контакт. Вот это двенадцать звеньев цепи взаимозависимого возникновения, которым нас учил Будда. В результате контакта возникают ощущения, а из них возникает страстное желание. Страстное желание рождает цепляние, затем становление, и результатом этого становится рождение.

Как только произошло рождение, приходит черед бесчисленных несчастий: болезни, старение, несбывшиеся мечты, смерть и распад; коротко говоря, огромное количество боли. Если не будет рождения, не будет и всей этой боли.

Его Святейшество сказал, что этот текст указывает на то, что решением является следование восьмеричному пути, а для этого необходимы памятование, усилия и нравственное поведение. Главный совет Нагарджуны царю в том, что необходимо взращивать спокойный ум, поскольку ум – это основа Дхармы. Давая на прощание слушателям совет, Его Святейшество сказал:

«Хотя у меня не было времени объяснить эти два сочинения Нагарджуны более тщательно, вы получили передачу и у вас есть книги, поэтому читайте их. Затем размышляйте о сокрытом в них смысле. Вы также можете обсуждать их между собой. Я счастлив, что в последние три дня у нас была возможность провести эту беседу о Дхарме. Будьте скромными, уважайте других и не думайте только о себе.

Далай-лама завершил учения по сочинениям «Драгоценная гирлянда» и «Послание другу»
Полностью завершенная мандала Калачакры. Фото:
Мануэль Бауэр.
Послезавтра мы начнем посвящение Калачакры с вступления в мандалу и предварительных посвящений. Если во второй половине дня будет жарко, будьте осторожны, укройтесь от солнца. Миряне могут спрятаться под зонтами, а монахи и монахини могут защитить голову от солнца своими верхними одеяниями».

Во второй половине дня, как и во все предыдущие дни, Его Святейшество принял участие в молебне и ритуалах, относящихся к посвящению Калачакры. Сегодня завершилось сооружение песочной мандалы, и монахи монастыря Намгьял, так долго над ней трудившиеся, убрали свои инструменты. Молитвы и церемонии продолжатся завтра, среди прочего в первой половине дня монахи Намгояла исполнят танец подношения, к ним смогут присоединиться и монахи из других монастырей, а также миряне.

Перевод: Ольга Селезнева

Фото по теме:


Утром перед началом последней сессии предварительных учений монахи монастыря Намгьял продолжили работу над возведением мандалы Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Утром перед началом последней сессии предварительных учений монахи монастыря Намгьял продолжили работу над возведением мандалы Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Утром перед началом сессии предварительных учений монахи раздают собравшимся хлеб. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Утром перед началом сессии предварительных учений монахи раздают собравшимся хлеб. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Люди выстроились вдоль дороги, по которой должен прибыть Его Святейшество Далай-лама. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Люди выстроились вдоль дороги, по которой должен прибыть Его Святейшество Далай-лама. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.

Его Святейшество Далай-лама машет рукой людям, встречающим его, в начале завершающей сессии предварительных учений перед посвящением Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Его Святейшество Далай-лама машет рукой людям, встречающим его, в начале завершающей сессии предварительных учений перед посвящением Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Местные музыканты встречают Его Святейшество Далай-ламу звуками барабанов. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Местные музыканты встречают Его Святейшество Далай-ламу звуками барабанов. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Его Святейшество Далай-лама дарует учения, предваряющие посвящение Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Его Святейшество Далай-лама дарует учения, предваряющие посвящение Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.

Монах монастыря Намгьял готовит цветной песок для строительства мандалы Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Монах монастыря Намгьял готовит цветной песок для строительства мандалы Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.На шестой день учений работа над строительством мандалы Калачакры завершена. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.На шестой день учений работа над строительством мандалы Калачакры завершена. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Более ста тысяч человек собрались на учения Его Святейшества Далай-ламы, предваряющие 33-е посвящение Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Более ста тысяч человек собрались на учения Его Святейшества Далай-ламы, предваряющие 33-е посвящение Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.

Монахи монастыря Намгьял и приглашенные ламы исполняют молитвы и ритуалы в шестой день учений Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Монахи монастыря Намгьял и приглашенные ламы исполняют молитвы и ритуалы в шестой день учений Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Его Святейшество Далай-лама проводит ритуалы в шестой день учений Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Его Святейшество Далай-лама проводит ритуалы в шестой день учений Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Вокруг мандалы Калачакры расставляют различные ритуальные предметы. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Вокруг мандалы Калачакры расставляют различные ритуальные предметы. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.

Его Святейшество Далай-лама руководит процессом расставления ритуальных предметов вокруг мандалы Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Его Святейшество Далай-лама руководит процессом расставления ритуальных предметов вокруг мандалы Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Тхамтог Ринпоче, настоятель монастыря Намгьял, расставляет ритуальные вазы вокруг мандалы Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Тхамтог Ринпоче, настоятель монастыря Намгьял, расставляет ритуальные вазы вокруг мандалы Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Так выглядит полностью завершенная и украшенная ограда мандалы Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.Так выглядит полностью завершенная и украшенная ограда мандалы Калачакры. Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 8 июля 2014 г. Фото: Манэуль Бауэр.

Фоторепортаж о шестом дне учений Калачакры, которые Его Святейшество Далай-лама дарует в Ладаке. 8 июля 2014 г.