Сохраним Тибет > Видео. Далай-лама. Беседа с туристами в Дхарамсале
Видео. Далай-лама. Беседа с туристами в Дхарамсале29 июля 2014. Разместил: savetibet |
26 апреля 2014 г. Видео: Офис ЕСДЛ Перевод: Ольга Селезнева Озвучивание: Игорь Янчеглов Техническая поддержка: Максим Брежестовский Его Святейшество Далай-лама делится своими мыслями о продвижении общечеловеческих ценностей, межрелигиозной гармонии и философской мысли Древней Индии с 1.600 туристами из зарубежных стран и 400 индийцами в главном храме Дхарамсалы, Индия. Расшифровка видео:Я думаю, многие из вас знают, что я считаю себя обыкновенным человеком, одним из семи миллиардов людей на Земле. Мы все одинаковые. Ментально, эмоционально и физически мы похожи. И самое главное, каждый из нас хочет прожить счастливую жизнь. Потенциально каждый из семи миллиардов людей может стать счастливым, в каждом из нас заложена способность обрести счастье. Поэтому куда бы я ни приезжал, я без устали повторяю, что каждый человек стремится к счастью. Вот например здесь: вы хотите жить счастливо, я тоже хочу жить счастливо. Но обрести счастье нам мешают разрушительные эмоции: они есть у вас, есть они и у меня, так что эмоционально мы одинаковы. То же касается и ума – у нас у всех есть пять органов чувств, интеллектуальные способности, это присуще всем людям. Когда я выезжаю за пределы Индии, или даже Дхарамсалы, я очень часто повторяю эти вещи. Но в самой Индии у меня не так-то много возможностей для встреч с широкой публикой, разве что на некоторых учениях. Сюда стекается множество туристов, у некоторых из них странные прически, они увешаны разными украшениями. Однако все мы одинаковые люди. Некоторые интересуются религией, другие нет – это совершенно не важно. Но мы все хотим прожить счастливую жизнь. Как бы то ни было, здесь у нас бывает довольно много туристов. В ходе поездок по стране и за границу мне часто случается проводить публичные беседы, которые я считаю очень полезными. Но в Дхарамсале таких бесед с туристами до сих пор не организовывали. Когда я оказываюсь в аэропортах и на вокзалах, довольно многие иностранцы проявляют ко мне живой интерес, искреннюю любовь. Поэтому я почувствовал некоторую вину, что столько людей приезжают сюда, но не могут встретиться со мной. Я считаю, что это неправильно. Три-четыре дня назад я упомянул, что хотел бы провести встречу с туристами, людьми, которые приезжают в Дхарамсалу на несколько дней, а потом отправляются путешествовать дальше. Вот так и родилась идея провести сегодняшнюю встречу. Я очень этому рад. Как я уже говорил раньше, проблемы, с которыми мы сталкиваемся, например, огромное количество трудностей в Африке, конфликт, недавно вспыхнувший на Украине, гражданская война в Сирии, а также израильско-палестинский конфликт в действительности дело наших собственных рук. Основа все этих проблем в том, что мы уделяем чрезмерное внимание второстепенным различиям между нами. Мы забываем о единстве всего человечества, пренебрегаем этим фактом. На второстепенном уровне могут существовать такие понятия как моя страна – их страна, моя религия – их религии, на этом уровне существует множество различий. Это порождает деление на своих и чужих, что создает основу для насилия и конфликтов. Люди, которые чрезмерно сосредоточены на собственных интересах, или интересах своего народа, своей страны и попирают чувства других, в конечном итоге могут оказаться не такими уж счастливыми. Если вы слишком заботитесь о своей стране, своем народе, это отдаляет вас от других. В конце концов вас ждет одиночество. Это верно и для жизни в обществе: если вы думаете только о себе, о своей семье и не заботитесь о других, то неизбежно в отношениях с соседями появятся подозрительность и недоверие, а это принесет за собой страх, одиночество и беспомощность. А когда мы открыты, понимаем, что вокруг такие же люди, как мы, которые тоже хотят жить счастливо, мы обретаем настоящее ощущение единства всего человечества. И тогда наши проблемы, возникшие из-за второстепенных различий, постепенно смягчаются. Мы живем в начале 21-го века. Оглянитесь на прошлый век: сколько в нем было кровопролития! По оценкам некоторых историков в 20-м веке было убито более 200 миллионов человек. Также в прошлом веке против людей было применено ядерное оружие. Но разве столь чудовищные страдания и беспрецедентное насилие помогли построить лучший мир? Нет! И в начале 21-го столетия продолжаются убийства, зачастую совершенно невинных людей, гражданские войны, в которых в первую очередь страдают невинные люди, женщины, дети. Сказывается влияние ошибок 20-го века, когда мы пренебрегали внутренними ценностями, и упорно делили людей на своих и чужих. Если мы не изменим свое мировоззрение, то 21-й век тоже не будет счастливым. А ведь этого никто не хочет. Все стремятся к счастливой жизни в счастливом мире, не так ли? Мы должны серьезно поразмышлять над истинными причинами проблем, которые создаем своими руками. Дело не в технологиях, ведь они могут принести громадную пользу, если их использовать обдуманно. Но если применять технологии для разрушения, то это очень опасно, вспомните о ядерном оружии. Пришло время перемен. В 20-м веке мы делали огромный упор на материальном развитии: машины, телевидение, все эти чудеса техники. Каждый месяц появляется что-то новое, и все находятся в радостном предвкушении, разве не так? И глядя на это всеобщее воодушевление, большинство наверное думает о своих кошельках: хватит денег или нет на покупку нового чуда техники? (смеется). Правда ведь? Практически вся наша жизнь вращается вокруг материальных ценностей, что весьма печально. Кроме того, к сожалению, сама современная система образования слишком смещена в сторону материальных ценностей и оставляет без внимания развитие внутренних ценностей. Только религиозные традиции говорят о любви, сострадании, прощении, терпимости и тому подобном. А в сфере светского образования об этом если и говорят, то мало. Мне кажется, это наше большое упущение. Мы должны продвигать внутренние ценности через образование. Не через молитвы. Молитвы к Богу не помогут. Если бы у Бога была возможность установить мир на Земле, он давно бы это сделал, мы ведь уже много столетий молимся ему, но все напрасно (смех). Мы должны посмотреть действительности в глаза и быть реалистами. Однажды в Хиросиме на встрече лауреатов Нобелевской премии мира один из выступающих заметил, что мир снисходит на нас благодаря благословению Бога или Будды. Когда пришла моя очередь выступать, я подчеркнул, что если бы мирная жизнь зависела от божьей воли, мир на Земле воцарился бы уже много столетий назад. Но ведь в реальности это не так. Когда два народа сражаются, убивают друг друга, обе стороны молятся Богу, и я думаю, Бог просто теряется, кого ему поддержать, кого благословить. Сложный выбор! Конечно, этого я тогда не сказал, но сказал, что мир во всем мире не построить одними лишь молитвами, нам необходимо действовать. Если рассудить логически, кто создает насилие? Кто начинает войны? Не Бог, а мы, люди. Поэтому именно на нас лежит ответственность за построение мирного общества, мирной жизни. Одной религии недостаточно, чтобы полностью нас уверить в необходимости нравственных ценностей. Ясным свидетельством тому, говоря между нами, служит факт, что в рядах религиозных последователей много непорядочных людей, коррумпированных верующих, есть даже религиозные лидеры, с головой погрязшие в коррупции. Если бы принадлежность к религии сама по себе приносила внутреннюю силу, или убежденность в необходимости нравственных ценностей, то все религиозные последователи были бы честными, правдивыми, сострадательными, но это не так. Сегодня необходимо всерьез задуматься над тем, как через образование систематически воспитывать в людях нравственные ценности, в первую очередь сострадание. Совершенно очевидно, что мы воспитаны в материальном обществе и думаем только о материальных ценностях. Материальные ценности доставляют нам некоторое временное удовлетворение на уровне органов чувств, но они бессильны изменить наши переживания на ментальном уровне. Гнев, ненависть, подозрительность, стресс действуют не на уровне органов чувств, а на уровне ума. Поэтому решение проблем, вызванных причинами, которые находятся в нашем уме, нужно искать внутри самого ума, не полагаясь на переживания, полученные от органов чувств. Если вы испытываете сильный гнев или страх, то приятная музыка может принести временное облегчение, но не более того. Можно смотреть спортивные состязания: на короткое время это поможет отвлечь ваш ум и немного снизить уровень психологического стресса. Удовлетворение, которое приносят нам переживания, полученные на уровне органов чувств, не решает проблему, вызванную причинами умственного характера. Вера до некоторой степени помогает в решении ментальных проблем, но главное, что нам нужно, - это любовь и сострадание. Я говорю не о чувственной любви. Используя свои умственные способности, опираясь на тренировки, осведомленность, исследования, мы постепенно можем развить твердую убежденность в том, что практика сострадания и есть первоисточник внутренней силы. Сегодня данные некоторых научных медицинских исследований подтверждают, что постоянные страх, гнев, ненависть буквально разъедают нашу иммунную систему. Об этом говорят ученые. Тренируя свой ум, мы можем изменить даже наш мозг. Переводчик: Речь идет о нейропластичности мозга. Далай-лама: Тренировки ума на самом деле меняют мозг. Для решения проблем, причины которых в уме, нужно полагаться не на чувственные ощущения, а на ум. Ум обладает колоссальной силой. Только людям присущи такие возможности. Мозг животных устроен довольно примитивно, а строение человеческого мозга гораздо сложнее, и у нас есть способность пользоваться его возможностями. Независимо от того, к какой религии мы принадлежим, верим ли мы в Бога или нет, верим в Будду или нет. Это в наших собственных интересах. Мы социальные животные. Личное счастье во многом зависит от остального сообщества. Если вы не доверяете себе подобным, как можете вы стать счастливым человеком? Поэтому в ваших собственных интересах уважать своих соседей, заботиться об их благополучии. Тогда возникает доверие, рождается настоящая дружба. Социальным животным необходимо искреннее сотрудничество. Сотрудничество опирается на доверие. Сотрудничество, основанное на принуждении, будет фальшивым. Как социальным животным нам нужны душевная теплота, уважение к правам других, забота о благополучии других. Когда мы искренне заботимся о благополучии других, не остается места для насилия. Мы начинаем заботиться об их жизни, об их правах. Сможем ли мы тогда их запугивать, обманывать или вводить в заблуждение? Сострадательный настрой на уровне ума играет ключевую роль в обретении счастливой жизни, построении счастливой семьи. Таким образом можно построить счастливое сообщество, и счастливую страну. Посмотрите на Индию – это замечательная страна. Кто приехал из Индии? Поднимите, пожалуйста, руки. Хорошо. Я всегда называю себя посланником древней индийской мысли, и в первую очередь традиции ахимсы. В современной Индии все так же жива освященная тысячелетиями традиция ахимсы, благодаря чему процветает межрелигиозная терпимость. Индия – прекрасный пример для всего остального мира. Иногда я говорю своим друзьям из Пакистана, мусульманской страны, что быть может, некоторым шиитам будет безопаснее жить в Индии (смех). Меня глубоко вдохновляет, что последователи зороастризма, парсы, живут в Мумбаи в полной безопасности. Сегодня их осталось совсем мало, меньше ста тысяч, но они не испытывают никакого страха, чувствуют себя совершенно спокойно, проживая среди миллионов индуистов, мусульман и христиан. Несколько лет назад я встречался с одним румыном, который делал научную работу о межрелигиозной гармонии в Индии. Мы встречались в Джодпуре. Он рассказал, что посетил несколько мусульманских деревень близ Джодпура, а в индийском понимании деревня – это население по крайней мере в несколько тысяч человек. И он рассказывал, что в одной мусульманской деревне жило всего три семьи, исповедующие индуизм, но они не испытывали ни малейшего страха, чувствовали себя в полной безопасности. Такова Индия. Конечно, то здесь, то там случаются конфликты на политической или экономической почве, но в остальном индийцы живут в гармонии. Куда бы я ни приезжал, я всегда хвалю атмосферу ненасилия и межрелигиозной гармонии, которые царят в Индии. Эта страна - живой пример межрелигиозной гармонии. Хочу подчеркнуть еще одну важную вещь. В Индии придерживаются идеи секуляризма, которая в индийской трактовке означает равное уважение ко всем религиям, а не отсутствие уважения к ним. Некоторые мои европейские друзья, мусульмане, католики с опаской относятся к моим словам о секуляризме, ведь во времена французской, а затем большевистской революции, а также и во времена китайской революции, секуляризм подразумевал негативное отношение к религии. И это вполне понятно. Мы должны проводить …. различие, ясную грань между церковью, как институтом, и религией. Разница очень большая. Революционеры во Франции, большевики в России, революционеры в Китае… Религия учит практике любви. Кто станет выступать против любви? Никто. Даже животные выражают признательность за проявленные к ним любовь и доброту. Ни один человек не будет протестовать против любви, сострадания, прощения. Революционеры выступали против церкви, религиозных учреждений. Если бы я был одним из них, я бы их поддержал, ведь церковь сильно коррумпирована. Некоторые марксисты говорят, что религиозные институты эксплуатируют народ. Это чистая правда. Даже среди тибетских лам встречаются такие, кто эксплуатирует веру своих последователей. Поэтому нападки на существующие религиозные институты вполне обоснованы. В случае французской революции, мне кажется, было что-то подобное. Во времена русской революции царская и церковная власти поддерживали друг друга и были тесно переплетены. Революционеры хотели произвести изменения в элите, которая контролирует и эксплуатирует народ и пользуется при этом полной поддержкой церкви. Но мы должны ясно понимать, что такое религия? Религия – это любовь. Это то, что нам нужно. А церковь – это в определенной степени экономический или политический институт. Я полагаю, что индийская трактовка секуляризма, подразумевающая равное уважение ко всем религиям, а также ко взглядам неверующих, уникальна для нашего мира. Однажды я обсуждал секуляризм с моими индийскими друзьями и они сказали, что две или три тысячи лет тому назад проводилось множество диспутов между различными школами индийской мысли, различными философскими и религиозными направлениями. Была среди них и школа чарвака, полностью отрицающая духовность. Все остальные школы критиковали воззрения этой школы, но в то же время называли последователей чарваки мудрецами, риши. Риши означает мудрый человек. Взгляды критиковали, но последователей уважали. Хорошо, правда? Также мои друзья говорят, что секуляризм в индийском понимании подразумевает и уважение ко взглядам неверующих. Я думаю, что это очень актуально для современного мира. Сегодня на Земле живет около семи миллиардов человек, и более миллиарда называют себя неверующими. Мы не можем забывать о них. Верить или нет, личное дело каждого. Но каждый человек должен проявлять сострадание к другим. Поэтому нам нужна такая система образования, которая обучала бы душевной теплоте и опиралась на светские принципы. Это единственный выход. Индийская конституция основана на идеях секуляризма. Рамджи Амбедкар, Раджендра Прасад, все эти великие юристы, писавшие индийскую конституцию, сами были очень религиозными людьми. Я никогда не встречался с Амбедкаром, но вот Раджендру Прасада я знал лично, мы встречались несколько раз, это был очень верующий человек. Столь религиозные люди создали светскую конституцию, опирающуюся на идеи секуляризма. Почему? Секуляризм вовсе не означает неуважения к религии, он подразумевает равное уважение ко всем религиям, а также ко взглядам неверующих. Индия - многорелигиозная страна. Не знаю, сколько в Индии было в то время неверующих, но в любом случае, согласуясь с реальностью, они создали конституцию, основанную на светских принципах. Теперь, что касается всего мира, всех семи миллиардов людей. Мы должны преподавать нравственные ценности светским образом, не так ли? Продвижение светской этики стало одним из главных обязательств моей жизни, куда бы я ни приезжал, я стараюсь упомянуть об этом. Сегодня здесь собрались индийцы, жители других стран, поэтому я пытаюсь заручиться вашей помощью. Продвижение внутренних ценностей начинается не на правительственном уровне. Сегодня Индия охвачена предвыборной гонкой, все ждут результатов. Но в вопросах внутренних ценностей влияние политиков, правительств и даже ООН весьма ограничено. Ответственность лежит на плечах каждого из нас. Мы обязаны создавать сострадательную атмосферу в семье, в обществе, только так мы изменим мир к лучшему. И Индия должна возглавить это движение, поскольку вы унаследовали тысячелетние традиции межрелигиозной гармонии и светской этики. Поэтому мои индийские друзья не должны слишком заботиться о деньгах и участвовать в коррупции. Не делайте этого! (смех) Однажды, это тоже было в Джодпуре, я беседовал со студентами, а после лекций я обычно отвечаю на вопросы слушателей, и один юный студент сказал: вот сейчас я учусь, но когда придет пора жить в реальном мире, мне придется стать коррумпированным, иначе успеха в жизни не добиться. Я не знал, что и ответить. Потом на следующей неделе я приехал в Мумбаи, где встречался с моими друзьями-предпринимателями, и они тоже упомянули, что без коррупции их бизнес не будет успешным (смех). Это ведь на самом деле очень и очень печально. Поэтому вы, индийцы, должны возглавить продвижение светской этики, а это автоматически повлечет за собой гармонию в отношениях между религиями. В последнее время, когда я беседую с индийскими студентами в университетах, в колледжах, я всегда напоминаю им, что эти идеи – их бесценное сокровище. Модернизация Индии – это очень важно, ведь в Индии живет около миллиарда человек, это самая густонаселенная демократическая страна мира, поэтому материальное развитие, модернизация очень важны. Но в то же время индийцы должны уделять больше внимания своим богатым тысячелетним традициям. Это не просто древние традиции, они необыкновенно актуальны в современном мире. Ясно? Это я хотел сказать, особенно, жителям Индии. На протяжении уже более 55 лет Индия является моим домом. Сказать по правде, я самый загостившийся гость индийского правительства (смех). До определенной степени я эксплуатирую деньги правительства (смех). Вот так. Здесь очень много людей, к тому же у нас не осталось времени. Так что я не смогу ответить на вопросы. Сегодня я просто хотел поделиться своими размышлениями и рассказать о главных обязательствах моей жизни своим братьям и сестрам. Вы все приехали из разных уголков мира, пожалуйста поразмышляйте о сказанном сегодня, обсудите с друзьями, и если это покажется вам интересным, задумайтесь глубже и применяйте на практике. Но если вам показалось, что мои слова лишены смысла, просто забудьте о них. Спасибо, до свидания! |