Сохраним Тибет > Далай-лама ведет «неформальные» переговоры о возвращении в Тибет
Далай-лама ведет «неформальные» переговоры о возвращении в Тибет2 октября 2014. Разместил: savetibet |
Панорамная карта Утайшаня, созданная в 1846 г. монгольским монахом в местном монгольском монастыре Цифу, основном месте проживания монгольских монахов, посещающих священные горы. Паломники отправлялись на Утайшань, чтобы стать свидетелями чудесных видений, предстающих перед ними в виде необычного света или облаков, которые можно видеть на карте. Оттиск на ткани, сделанный с деревянного блока и раскрашенный вручную. Музей Рубина, Нью-Йорк. Дхармсала: Далай-лама упомянул в четверг о том, что ведет неформальные переговоры с Китаем о совершении исторического паломничества в Тибет после более полувека, проведенного им в эмиграции, передает AFP. Духовный лидер Тибета сказал, что «ясно обозначил» свое желание совершить паломничество к священным горам у себя на родине контактным лицам в Китае, в число которых входят вышедшие в отставку должностные лица китайской компартии. «Окончательного решения пока не принято, но такая идея есть», – заявил 79-летний лидер в интервью в Дхарамсале, где он проживает. «Не официально, не всерьез, но неформально… я сказал, что у меня есть такое желание, и некоторые из моих друзей также проявляют к этому искренний интерес, выказывают беспокойство [на этот счет]», – добавил он. «Недавно кое-кто из должностных лиц в Китае, например заместитель секретаря партии в Тибетском автономном районе, также упоминал о возможности моего паломничества к этому священному месту». Далай-лама уже давно заявлял о своем желании посетить горы Утайшань, которые тибетцы считают священными. Его комментарий прозвучал в четверг на фоне высказываемых предположений о снижении напряженности в отношениях с Китаем, который в прошлом называл духовного лидера «раскольником» и обвинял в стремлении к отсоединению [Тибета от Китая]. Находящийся в эмиграции буддийский монах, который отошел от политики в 2011 году, сказал, что борется за расширение автономии населенных тибетцами областей. В прошлом месяце анонимный блоггер разместил пост на китайском вэбсайте, где в позитивном ключе отзывался о возвращении Далай-ламы. Пост вскоре был удален. Некоторые эксперты усмотрели в этом признаки возможного смягчения позиции Китая – этого мнения придерживается и Далай-лама. В четверг он в положительном ключе высказался о некоторых комментариях председателя КНР Си Цзиньпина касательно важности буддизма для китайского общества и сказал, что «оптимистично настроен» в отношении нынешнего руководства в Пекине. «Это нечто совершено новое – лидер китайской компартии положительно отзывается о духовности», – заявил находящийся в эмиграции лидер, который не так давно назвал Си Цзинпина «более открытым» в сравнении с его предшественниками. Далай-лама, поддерживавший близкие отношения с отцом Си Цзиньпина до своего ухода в Тибет в 1959 году после завершившего неудачей восстания [тибетского народа против китайского правления], также хвалил руководителя КНР за принятые им жесткие меры по борьбе с коррупцией в органах государственной власти. «Эти шаги показывают, что он (Си Цзинпин) подходит к решению проблем с гораздо большей долей реализма», – отметил Далай-лама. Однако он критически высказывается о том, как в Китае обращаются с диссидентами, в том числе с уйгурским писателем Ильхамом Тоти, который недавно был приговорен к пожизненному тюремному заключению по обвинению в сепаратизме. «Есть случаи арестов диссидентов – представителей интеллигенции – например, задержали уйгурского писателя», – сказал он. – Во-первых, эти люди выступают не против правительства и не против народа. Так что [в арестах], на мой взгляд, нет необходимости… Думаю, в конечном итоге эти меры будут иметь губительные последствия». От редактора Savetibet.ru: Мы приводим статью в том виде, в котором она была выпущена информационным агентством AFP. Следует иметь в виду, однако, что упомянутые в статье священные горы Утайшань расположены не в Тибете, как указывает автор, но в Северном Китае (провинция Шаньси) и являются священным местом паломничества не только буддистов Тибета, но и Китая, Индии, Монголии, Непала, Цейлона, Вьетнама, Бирмы, Кореи, Японии и других стран. Для справки: УтайшаньУтайшань 五台山 — Горный массив в Сев. Китае (пров. Шаньси), где расположен один из наиболее крупных буд. храмовых комплексов. В сутре «Хуа янь цзин» («Аватамсака-сутра») Будда предсказывает, что бодхисаттва Манджушри (Вэньшушили) будет проповедовать на горе, где веет прохладой. В «Вэныпушили бонепань цзин» («Манджушри-паринирвана-сутра» — «Сутра о паринирване Манджушри») говорится, что Вэньшушили покинул всех бодхисаттв и поселился на горе с пятью пиками. В 662 монах Хуй-цзэ из монастыря Хуйчан по указанию имп. Гао-цзуна и имп-цы У Цзэ-тянь установил, что гора с пятью пиками, являющаяся местом медитации Манджушри, — это У. В «Синь бянь У-дай ши пинхуа» («Заново составленное пинхуа по истории Пяти династий»; рус. пер.: Л.К. Павловская, 1984) рассказывается о монахе по имени Чэн Хуй с У., к-рого в 925 пригласили в столицу к имп. Чжуан-цзуну (923-925) дин. Поздняя Тан провести моление о дожде. Наиболее известные монастыри У. — Сяньтун, Таюань, Уе, Лохоу, Юаньчжао, Гуанцзун, Пусадин, Цыфу, Саньцюань, Саньта, Шоунин, Дайлодин, Шаншаньцай, Шусян, Пухуа, Линфэн, Вэньшу, Бишань, Цзифу, Цзиньган, Гуанмин, Цифо, Гуанхуа, Пушоу, Баохуа, Яньцин, Фогуан, Фэнлинь, Наньчань, Юго, Чжэньхай, Лунцюань, Цинлян, Лохань. Ок. 20 монастырей (Фогуан, Цинлян, Бишань и др.) были возведены при дин. Сев. Вэй (386-534). Монастырь Пусадин, основанный при северовэйском Сяо-вэнь-ди (471^499), нек-рое время был резиденцией цинских императоров (по этой причине его крыши были покрыты золоченой черепицей), там установлены стелы императоров Кан-си (1661-1722), Цянь-луна (1735- 1795) и Цзя-цина (1795-1820). Императоры дин. Сев. Ци (550-577) направляли налоговые сборы на поддержание 200 монастырей У. Во времена дин. Суй (581-618) были возведены монастыри на вершинах пяти пиков. На вершине сев. пика Едо (3058 м), являющегося самой высокой горой не только У., но и всего Сев. Китая, расположен монастырь Линъин, на вершине центр, пика Цуйянь (2895 м) — Янь- цзяо, на вершине зап. пика Гуаюэ (2773 м) — Фалэй, на вершине вост. пика Ван- хай (2795 м) — Ванхай, на вершине юж. пика Цзиньсю — Пуцзи. В эпоху Тан (618-907) в р-не У. действовало наиб, число монастырей — 360. Тогда же У. стал «столицей» кит. буддизма, одним из т.н. шести святых мест буддизма, местом паломничества буддистов из Индии, Непала, Тибета, Цейлона, Вьетнама, Бирмы, Кореи и Японии. Паломничества на У. неоднократно совершали кит. императоры. В эпоху Сун (960-1279) число монастырей сократилось до 72. При дин. Мин (1368-1644) их стало 104, при дин. Цин (1644-1911) — 100, при республиканском правлении — 122. В наст, время ведется строительство новых монастырей и реконструкция старых. У. — уникальное место тысячелетнего взаимодействия кит., тибет., монг. и маньчж. буддизма. Результат этого взаимодействия проявлялся как на доктринальном, так и на религ.-практическом уровне. Архитектура, скульптура и фресковая живопись храмов представляют большую художественную ценность. Во многих произведениях кит. поэтов и художников воспеты природа и храмы У. Лит.: Хуан Чань-хуа. Фо-цзяо гэцзун дай (Догматика всех буддийских школ). Тайбэй, 1973; Тан Юн-тун. Хань Вэй лян Цзинь Нань-бэй-чао фо-цзяо ши (История буддизма в [эпохи] Хань, Вэй, двух Цзинь, Южных и Северных династий). Т. 1-2. Пекин, 1983; Фо-сюэ да цыдянь (Большой энциклопедический словарь буддизма). Пекин, 1984; Фанчу Банъчжунсинъ. Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Пекин, 1996; Чжунго фо-цзяо тай гуань (Исследования по китайскому буддизму). Пекин, 1996; Cui Zheng-sen. 108 Temples of Mt. Wutai. Shaxi, 2004. С.Ю. Лепехов Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев. |