Сохраним Тибет > Видео. Буддизм, Китай и окружающая среда

Видео. Буддизм, Китай и окружающая среда


20 ноября 2014. Разместил: savetibet


Перевод и озвучивание: Наталья Иноземцева
Техническая поддержка: Максим Брежестовский
www.savetibet.ru


Масштабный экологический кризис в Китае заставляет это светское государство обращаться за поддержкой к религиям, которые говорят людям о духовных ценностях, призывают проявлять сострадание к природе и способствуют созданию того, что некоторые китайские официальные лица называют "экологичной цивилизацией". В своем репортаже для еженедельной программы "Религия и этика" Ди Сэм Лазаро разбирается в причинах, побудивших успешного журналиста-эколога, воспитанного в атеистических традициях, обратиться в буддизм.

Расшифровка видео:


На двадцатом этаже высотного здания в Пекине один из лучших китайских журналистов по вопросам охраны окружающей среды приобщается к буддизму. Лю Цзяньцян занимается журналистскими расследованиями. Его первая работа на тему окружающей среды была посвящена разоблачению незаконного возведения плотины в верховьях реки Янцзы и стала сенсацией государственного масштаба. Критические статьи Лю Цзяньцяна в итоге стоили ему работы. Сегодня он сотрудничает с международным интернет-изданием «Китайский диалог» (China Dialog). Лю Цзяньцян говорит, что по прошествии десяти лет журналистской работы, почувствовал себя опустошенным.

«Мы каждый день занимаемся хорошим делом, и это наполняет нас положительной энергией. Но одновременно нам приходится сталкиваться с самыми темными сторонами нашего мира. Мы, экологи, каждый день имеем дело с загрязнением воздуха, загрязнением рек и массовым уничтожением животных. Мы постоянно находимся под действием этой негативной энергии. Где нам найти источник силы?»

Лю Цзяньцян один из миллионов китайцев, которые вновь возвращаются в буддийские, даосские и конфуцианские храмы, которые раньше были под официальным запретом.

Чуть более сорока лет назад во время китайской культурной революции многие буддийские храмы в центре Пекина, такие как этот, были разрушены или обезображены. Сегодня они вновь живут, в них приходят верующие. По некоторым данным каждый пятый китаец называет себя буддистом.

Некоторые исследователи полагают, что массовое обращение китайцев к религии связано с проблемами окружающей среды.

Мартин Палмер, Альянс религий во имя охраны природы. «Мы живем в мире, в котором капитализм, социализм, консьюмеризм породили своего рода индустриального монстра, который сметает все на своем пути, высасывает жизнь из деревень, загрязняет почву, воздух и воду. Это бездушный мир».

Мартин Палмер, которого вы видите здесь в программе китайского телевидения, родом из Англии, но уже почти двадцать лет работает в Китае. Он призывает религиозные объединения откликнуться на экологические проблемы и способствовать охране природы. В 2006 году он понял, что этот призыв услышала и китайская коммунистическая партия.

«В 2006-м году меня пригласили на встречу с министром окружающей среды и министром по делам религий. Они были весьма откровенны. Они сказали, что в результате проведения политики ограничения рождаемости в Китае выросло самое эгоистичное поколение за всю историю страны. Потому что единственный ребенок растет, ощущая себя центром внимания и предметом абсолютного обожания семьи, которая ничего для него не жалеет. И вот эти чиновники-коммунисты сказали мне, что хотели бы, чтобы религии помогли вернуть в общество сострадание».

Но что все-таки побуждает каждого отдельного человека, такого как Лю Цзяньцян, перейти ту грань, что отделяет атеизм от буддизма? В его случае тибетские буддисты, которых в стране около пяти миллионов.

Ши Лихун журналист и кинорежиссер, она знакома с Лю более десяти лет. И тем не менее его решение стало для нее неожиданностью.

«Когда я узнала, что Цзяньцян обратился в буддизм, это было как гром среди ясного неба. Знаете, наше поколение ведь воспитывали в духе атеизма. Нам с детства внушали, что любые религиозные верования – это суеверия. Так что лично мне очень трудно принять какую бы то ни было религию. Между мной и религией огромная пропасть. Поэтому мне было очень интересно постараться понять, что же заставило его преодолеть эту пропасть? Я подумала о других моих друзьях, которые обратились в буддизм».

Чтобы удовлетворить свое любопытство, Ши Лихун отправилась со съемочной группой в горную местность на западе Китая, прилегающую к автономному региону, за пределами Китая известному как Тибет. Богатому биоразнообразию этих мест, по словам экологов, угрожает опасность. Здесь также берут начало реки Хуанхэ и Янцзы, чьи воды в буквальном смысле несут жизнь сотням миллионов людей, живущих ниже по течению. Один из главных героев ее документального фильма – монах Таши Сенге. Он рассказывает, что забота об окружающей среде и уважение ко всем формам жизни с давних пор были неотъемлемой частью жизни местного населения.

«Бабушка как-то сказала мне, что нельзя в реке мыть руки, мочиться в нее или иным образом загрязнять воду. Я удивился: почему? Мне сказали, что там живет бог-дракон. Я спросил: а как он выглядит? А мне ответили: не говори этого, ни в коем случае, узнаешь, когда вырастешь. Мама и папа сказали мне по секрету, что это священное озеро. Но велели никогда не говорить об этом вслух, потому что мы не можем открыто говорить о богах. В глазах коммунистической партии они не существуют, они всего лишь суеверия. Того, кто будет говорить о богах, накажут. Так что они старались молчать».

Но вопреки всему, вопреки политическим потрясениям и социальным переменам, в Тибете, по его словам, сохранились неизменными эти фундаментальные ценности.

«Кто защитит природу? На Западе и в Китае считается, что это обязанность государства. Но тибетцы думают иначе. Это противоречит буддизму. Если вы так думаете, то вы не буддист. Каждый из нас защитник. Каждый, будь то младенец или восьмидесятилетний старик – это защитник, каждый несет ответственность за то, чтобы охранять любую жизнь».

А в китайской столице Лю Цзяньцян, ученик тибетского монаха Цемэ Ринпоче, говорит, что духовные искания заставили его по-новому посмотреть на мир и изменить свой подход к журналистике.

«Раньше в своих статьях я апеллировал только к соблюдению законов. Я говорил: это незаконно, это национальный парк, как вы можете его разрушать? Теперь же, когда я пишу, то думаю о том, что в воде живут рыбы, это миллионы живых существ. Мне кажется, что я должен говорить и от их имени тоже. Я должен думать не только о том, что хорошо для нас, для людей. Я отчетливо вижу, что во мне произошли перемены».

Вездесущая компартия Китая, которая официально стоит на позициях атеизма, судя по всему, активно поддерживает традиционную культуру, как выразился один чиновник на недавнем совещании. Этот бывший член центрального комитета партии сказал, что экологически устойчивая цивилизация начинается с простых понятий: «То, что мы думаем, состояние нашего сердца и души определяет состояние окружающей среды. В традиционной китайской культуре уделяется большое внимание гармоничным отношениям между человеком и природой, поощряется умеренность в потреблении и простоту образа жизни. Мы это поддерживаем. Мы не против использования природных ресурсов. Мы против их чрезмерной эксплуатации. Мы хотим золотые горы, но нам так же нужны зеленые горы и чистая вода».

«За последние несколько лет, пожалуй, все более отчетливо вырисовывается идея, что если и будет китайское решение этой проблемы, то оно придет через традиционную китайскую культуру. Так что я считаю, что это партнерство между религиями и правительством в области охраны природы будет становиться все крепче и крепче».

Это партнерство, как надеется Мартин Палмер, поможет снизить экологические издержки, которыми Китай расплачивается за экономических прогресс последних десятилетий. Это был Ди Сэм Лазаро для еженедельного выпуска «Религия и этика».