Сохраним Тибет > Связи Тибета с Россией, Монголией и Индией: история и современность. Интервью с Сергеем Кузьминым

Связи Тибета с Россией, Монголией и Индией: история и современность. Интервью с Сергеем Кузьминым


21 ноября 2014. Разместил: savetibet
12 ноября 2014 г. в Институте востоковедения РАН (Москва) прошел круглый стол на тему "Исторические и духовные связи Тибета с Россией, Индией и Монголией", приуроченный к объявлению 2014 года "Годом Его Святейшества Далай-ламы". Один из организаторов круглого стола старший научный сотрудник ИВ РАН Сергей Кузьмин рассказал об этой встрече.

Связи Тибета с Россией, Монголией и Индией: история и современность. Интервью с Сергеем Кузьминым
Круглый стол на тему "Исторические и духовные связи Тибета с Россией, Индией и Монголией",
приуроченный к объявлению 2014 года "Годом Его Святейшества Далай-ламы".


― Сергей Львович, расскажите, пожалуйста, кто принимал участие в заседании круглого стола, что волновало присутствующих?

― На заседании присутствовали многочисленные гости из России и Тибета. Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче сделал доклад "Далай-лама и постсоветская эра". В нем он дал подробный исторический обзор контактов Тибета с Россией, роли Далай-ламы в развитии буддизма в нашей стране. Тэло Тулку Ринпоче, в частности, отметил, что отношениям России с Далай-ламой (в разных перерождениях) уже несколько веков, это всегда были религиозные и культурные отношения, которые никогда не носили политического характера. Директор Тибетского центра культуры и информации в Москве Наванг Рабгьял дал подробный обзор связей Тибета с Россией с XVII по XXI в.

Ирина Урбанаева (Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН) на основе анализа компаративных аспектов становления тибетской и китайской традиций буддизма показала аутентичность буддийских учений, воспринятых тибетской традицией из Индии. В частности, она сделала обоснованный вывод, что не существует "бурятского буддизма" или иных подобных национальных вариантов.

Геше Нгаванг Тугдже, обсуждая проблему взаимосвязи буддизма и науки, показал, что между наукой и буддизмом нет противоречий.

Сообщение Сергея Лепехова из Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН было посвящено общим вопросам состояния буддизма в Тибете и Индии и перспективам его сохранения в различных регионах.

Главный редактор журнала "Буддизм России" Андрей Терентьев рассказал о своих встречах с Далай-ламой и его ответах на ряд актуальных вопросов, касающихся как внутреннего мира человека, так и его отношений с окружающим миром.

Связи Тибета с Россией, Монголией и Индией: история и современность. Интервью с Сергеем Кузьминым
Выступление Сергея Лепехова из Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.

Раиса Крапивина (Институт восточных рукописей РАН) сделала сообщение об интеллектуальном наследии Тибета, А. Д. Цендина (РГГУ) – о традиции российской тибетологии и проблеме транскрипции тибетских имен и терминов, а Мингиян Биткеев (Центр Буддийской философии КГУ) – о буддийской феноменологии в диалоге с западной применительно к вопросам воспитания и образования, Рустам Сабиров (ИВ РАН) – о будущем института тулку в тибетском буддизме (в социально-политическом аспекте), я рассказал о тибето-монгольской цивилизации, Татьяна Шаумян (ИВ РАН) – о развитии и состоянии тибетологии в России в контексте исторических контактов России и Тибета. Большинство докладов вызвали вопросы и обсуждение, которое продолжалось и в кулуарах. Участники круглого стола и гости посетили мемориальный кабинет Ю.Н. Рериха в Институте востоковедения РАН.

В целом, круглый стол выявил не только интерес к обсуждаемым вопросам и важность налаживания междисциплинарных научных связей, но и необходимость продолжения и углубления диалога науки и буддизма. Профессора П.Ц. Биткеев (Калмыкия) и С.Ю. Лепехов (Бурятия) особо отмечали важность налаживания связей между научными учреждениями в разных регионах России и взаимного информирования о проведении мероприятий по буддологии и тибетологии.

― Вы автор книги "Скрытый Тибет", где приходите к выводу, что в течение всей своей многовековой истории Тибет не был частью какого-либо государства. Вы приводите документальные доказательства, опираясь на многочисленные источники. Но хотелось бы узнать ваше личное отношение к тибетцам и Тибету, переживающим сейчас нелегкие времена.

― Эта книга не обсуждалась на круглом столе. Если о ней зашла речь, то отмечу, что я опирался на разные источники: тибетские, китайские, из других стран. В книге учтены разные, в том числе противоположные точки зрения. Выводы я основывал не на своем отношении, а на исторических фактах.

Что касается личного отношения, то я сочувствую Тибету и тибетцам. Целью китайской политики в Тибете является его китаизация, превращение его народа в китайцев, а тибетских традиций и религии – в шоу для туристов. В этом меня убеждают собственные наблюдения в Тибете, рассказы и фотографии от россиян и тибетцев, которые там побывали после меня. Любые протесты там жестоко подавляются. Отчаяние доводит тибетцев до самосожжений. В наших СМИ, к сожалению, преобладает абсурдная пропаганда, что такие протесты – это происки США против КНР.

― На протяжении более 30 лет в республиках России, исповедующих буддизм, идет возрождение утраченных духовных традиций, безжалостно уничтоженных в годы воинствующего атеизма. Не знаю, как все пошло бы на волне интереса к буддизму, не подкрепленного знанием о нем, если бы не помощь Его Святейшества Далай-ламы и тибетских монахов, приехавших к нам, чтобы помочь в возрождении буддийской культуры, традиций. Хотелось бы узнать ваше мнение о роли наследия Тибета в возрождении буддизма не только в Бурятии, Калмыкии и Туве, но и России в целом.

– Напомню, что традиционный буддизм России – это тибетский буддизм школы Гелуг, который исповедует Далай-лама. Коммунисты в свое время уничтожили буддизм в СССР. Требовалось его восстановление. Однако собственных возможностей в России не было: почти все ученые ламы были уничтожены, книги сожжены, храмы и учебные заведения разрушены. Значит, надо было обратиться к тому источнику, где в полной мере сохранилась преемственность учений и традиций. К сожалению, это не могли быть Тибет или Монголия: ведь тамошние красные сделали с религией примерно то же, что имело место в СССР. Поэтому возрождение буддизма стало возможно только с помощью Его Святейшества Далай-ламы и других тибетских монахов из тибетского сообщества в эмиграции (прежде всего, в Индии), которые сохранили это наследие в наибольшей полноте. Они и сейчас вносят неоценимый вклад в развитие буддизма в России и Монголии.

Связи Тибета с Россией, Монголией и Индией: история и современность. Интервью с Сергеем Кузьминым
Участники круглого стола "Исторические и духовные связи Тибета с Россией, Индией и Монголией" на экскурсии в мемориальный кабинет Ю.Н. Рериха в Институте востоковедения РАН

― Как вы оцениваете перспективы приезда Его Святейшества Далай-ламы в Россию?

― Этот вопрос на круглом столе не обсуждался. Я могу высказать свое личное мнение. Известна позиция МИД РФ по данному вопросу. Фактически, это выполнение указаний иностранного государства (КНР), которое вмешивается в наши внутренние дела, не допуская выдачи российской визы духовному лидеру российских буддистов – Далай-ламе. С этим нельзя согласиться. Интересы наших граждан важнее интересов китайской компартии. Хотелось бы надеяться, что визит Далай-ламе в Россию все-таки состоится.

― Спасибо большое за интервью, круглый стол, посвященный давним и современным связям между странами, был не только интересным, но и крайне важным. Надеюсь, что у вас и участников этого мероприятия появились новые идеи для вот таких встреч.

― Решено и далее проводить круглые столы в аналогичном формате. Весьма ценным здесь является разнообразие подходов к решению научных и философских проблем, налаживание междисциплинарных связей, диалог науки и религии. Что касается прошедшего круглого стола, то цифровую версию его материалов планируется выложить на интернет-сайт Института востоковедения РАН.

Нина Шалдунова
Фото Натальи Князевой и Дениса Унгуряну

Буддизм в Калмыкии