Сохраним Тибет > В монастыре Ганден Джангце прошел второй день учений Далай-ламы по ламриму
В монастыре Ганден Джангце прошел второй день учений Далай-ламы по ламриму26 декабря 2014. Разместил: savetibet |
Мундгод, штат Карнатака, Индия, 24 декабря 2014 года – «В молитве, которую читает лама, говорится, что нет ничего лучше для нашего слуха, чем слова учений, успокаивающих эмоции, – сказал Его Святейшество Далай-лама в начале второго дня учений по этапам пути к Пробуждению, которые он дарует в монастыре Ганден Джангце. – В этих учениях говорится не только о том, как распознать беспокоящие эмоции, но и о том, как их обуздать. Никто не хочет страданий, а у нас, людей, есть интеллект, с помощью которого мы можем избежать страданий. Язык можно использовать по-разному. Мы должны пользоваться им во благо. Учение Будды – это духовное учение, помогающее обуздать наши несдержанные умы.
Его Свяетйешство Далай-лама приветствует аудиторию перед началом второго дня учений в монастыре Ганден Джангце. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество отметил, что само по себе материальное развитие не ведет к счастью. Нам необходимо знать, в чем источник страданий и беспокойства, причиняющих столько боли, и как положить конец нашим страданиям. Чже Цонкапа говорил, что из всех деяний Будды, самыми важными были деяния речи, а из всех его учений наиболее действенным является учение о взаимозависимом возникновении. Его Святейшество добавил, что читать «Сутру сердца», как все они только что сделали, очень полезно, однако несравнимо более важно знать ее смысл. В ней говорится, что все без исключения Будды трех времен полагаются на совершенную мудрость. Более того, любовь и сострадание эффективно противостоят гневу, но не помогут преодолеть неведение. В «Сутре сердца» ясно говорится, что не только сам человек пустотен – лишен самобытия, но и пять составляющих его скандх также лишены самобытия. Форма не имеет объективного существования. Как показано в семичастном анализе на примере колесницы, вещи существуют только на уровне обозначений. Вот это, по мнению Чже Цонкапы, очень сложно понять. «Я не утверждаю, что постиг пустоту, – сказал Его Святейшество, – но думаю, могу смело сказать, что я к этому близок. Хотя вещи не обладают самобытием, мы не можем утверждать, что они не существуют вовсе». Упомянув встречу с представителями Международной ассоциации последователей школы гелуг, которая состоится завтра, Его Святейшество сказал, что уже переговорил с Ганден Три Ринпоче, настоятелями и бывшими настоятелями о том, что необходимо сделать. Он заметил, что если в прошлом монахи в свободное время вели беседы о учебе, то сегодня они, скорее всего, обсуждают новые фильмы. С другой стороны, в наши дни учение распространилось намного шире. Монастыри, в которых раньше основной упор делали на выполнении ритуалов, сегодня становятся центрами обучения. Его Святейшество Далай-лама приложил немало усилий к тому, чтобы не только монахи, но и монахини усердствовали в обучении. И вот сегодня некоторые из монахинь уже почти готовы сдать экзамены на степень геше-ма (доктора буддийской философии). На вопросы людей, сомневавшихся в том, что такое возможно, Его Святейшество отвечал, что раз есть полное посвящение для монахов, должно быть и полное посвящение для монахинь, и поскольку существует ученая степень геше, должна быть и степень геше-ма. Его Свсятейшество Далай-лама дарует наставления во второй день учений в монастыре Гандан Джангце. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) «Слишком часто мы пытаемся не замечать своих недостатков. В 1956 году я был в Индии и сказал пандите Неру, что хочу остаться в их стране. Однако он посоветовал мне возвратиться в Лхасу. Добравшись до Дромо, я сказал встречавшим меня, что нам необходимо открыто обсудить наши промахи, а на наши достоинства пусть обращают внимание другие. Это относится и к нашей завтрашней встрече. Мы должны задаться вопросом, почему так мало учеников из тибетского сообщества в изгнании поступают сегодня в монастыри. В основном ученики приходят из Тибета и транс-гималайского региона. В то же время я призываю учеников светских учебных заведений изучать логику и искусство ведения диспута. Я надеюсь, что это станет для них источником вдохновения и позволит по праву гордиться собой. Не уподобляйтесь нерадивому служителю в храме Джокханг, который не заметил, как кто-то съел подношения, а в одной из часовен начался пожар». Начиная объяснения по ламриму Шамара Пандиты, в котором описывается семичленная практика, Его Святейшество сказал, что наилучшее из подношений – это выполнение практики. Дойдя до раздела практики, где выражается просьба к Буддам даровать учения по Дхарме, Его Святейшество сказал, что Будда с полным правом мог бы на это ответить, что он уже даровал учение. Его учения составляют собрание Кангьюра. Далай-лама добавил, что среди тех немногих, кто на самом деле изучал эти тома, ген Ньима Гьелцен и Тонгпон Ринпоче. Дойдя до строф произведения Шамара, в которых упоминается отречение или взращивание решимости освободиться, Его Святейшество предложил прочесть короткое сочинение Чже Цонкапы «Основа всех благих достоинств», а также строфы из «Трех основ пути»: И все же одно только отречение, Без чистого устремления – бодхичитты, Не приведет к неистощимому блаженству непревзойденного пробуждения. И потому мудрые должны породить наивысшую бодхичитту. Захваченные потоками четырех бурных рек, Накрепко стянутые путами кармы, что нелегко развязать, Заключенные в стальную клеть цепляния за «я», Окутанные со всех сторон непроглядным мраком неведения, [Существа] рождаются снова и снова в бесконечной самсаре, Беспрестанно испытывая три вида страданий… Созерцая эту участь существ, некогда бывших нам матерями, Породи наивысшее намерение — бодхичитту. Слушатели следят по тексту за наставлениями Его Свя- тейшества Далай-ламы во второй день учений в монасты- ре Ганден Джангце. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Дневную сессию Его Святейшество начал словами: «Очень важно распознать болезнь под названием беспокоящие эмоции. Об этом учат лишь немногие духовные традиции, но в древних индийских традициях, в которых есть практики шаматхи и випашьяны, мы находим некоторые признаки такого учения. В них предпринимается попытка понять устройство ума и его функции. Выступая на Всемирном индуистском конгрессе, на который меня недавно приглашали, я подчеркнул, что в таких местах как [воссозданный] университет Наланда необходимо проводить философские диспуты, обсуждать расхождения между различными традициями, это пойдет на пользу всем сторонам. Я призвал их вновь обратиться к своему богатейшему древнему наследию». Его Святейшество рассказал о добровольной программе изучения естественных наук, которая введена в монастырях в последние 10 лет, и упомянул, что западные преподаватели с неподдельным восхищением отзываются о подготовке монахов и монахинь. Вопреки языковому барьеру и совершенно иной общей подготовке, монахи, по словам своих учителей, пользуются строгим научным подходом и опираются на логическое обоснование и дедукцию. Однако сегодня многие люди отказываются считать беспокоящие эмоции чем-то отрицательным. «Посмотрите на сторонников поклонения Долгьялу, – сказал Его Святейшество, – мне жаль, но они попали во власть ложных представлений и непонимания. Я выражаю свое мнение, но они не прислушиваются к нему. Если мы считаем себя последователями Чже Цонкапы, то должны быть непредвзятыми и опираться на логическое обоснование. Но кто я такой, чтобы указывать им как поступать, ведь даже сам Будда не приказывал другим?» Напомнив своим слушателям, что буддисты учатся ради обретения пробуждения, а не ради ученых степеней, Его Святейшество заметил, что некоторые учителя, завершив собственное обучение, наставляют других. Это еще больше углубляет их понимание. Он также отметил, что доброта учителей, предстающих перед нами в обыденной форме, позволяет нам получать учение от них. Завтра Его Святейшество продолжит чтение сочинений Пабонки Ринпоче и Шамара Пандиты. Перевод: Ольга Селезнева Фоторепортаж о втором дне учений Его Святейшества Далай-ламы по 18 коренным текстам и комментариями традиции Ламрим, которые проходят в монастыре Ганден Джангце на юге Индии. |