Сохраним Тибет > Хроника событий. Последний день визита Далай-ламы в Мундгод

Хроника событий. Последний день визита Далай-ламы в Мундгод


7 января 2015. Разместил: savetibet
Мундгод, штат Карнатака, Индия, 29 декабря 2014 года – Утром храм монастыря Дрепунг Лачи и монастырский двор были наполнены гулом оживленных голосов, собравшиеся с нетерпением ждали прибытия Его Святейшества Далай-ламы. Сегодня он даровал посвящение Палден Лхамо. Его Святейшество отметил, что в основном оно предназначено для монахов Ганден Джангце и Дрепунга, по просьбе которых и проводится эта церемония.

Хроника событий. Последний день визита Далай-ламы в Мундгод
Его Святейшество Далай-лама в монастыре Цечен До Нгаг Чолинг.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
После обеда Его Святейшество обратился к группе тибетцев, приехавших из Тибета. Он сказал: «Раньше мы жили в трех провинциях, которые по сути были едины, сегодня введено новое административно-территориальное деление, но мы все так же говорим на одном языке. Более того, именно тибетцы настоящие хозяева Тибета. Ваши патриотизм и мужество вызывают восхищение. Я вам очень благодарен.

Сегодня особый упор необходимо делать на образовании. Нам нужно образование на родном языке, программы по изучению буддизма и буддийской психологии. К этим знаниям начали питать живой интерес даже западные ученые. Нам нужно научиться преобразовывать ум. Главное здесь – понимание. Лучше двадцать один раз прочесть мантру “Ом-мани-падме-хум”, понимая ее смысл, чем начитывать тысячи мантр, значения которых вы не знаете.

После реформ, проведенных Дэн Сяопином, в Китае появилось довольно много зажиточных семей. Замечательно, когда люди живут в материальном благополучии. Однако, крайне важно не бросать богатство на ветер, не тратить деньги на выпивку и азартные игры, а направлять их на благие цели. Учреждать школы и больницы. Оплачивать образование детям из бедных семей. Если можете, используйте свое благосостояние с пользой для общества».

Затем Его Святейшество покинул монастырь Дрепунг Лачи, чтобы посетить несколько близлежащих монастырей. Первую остановку он сделал в монастыре Цечен До Нгаг Чолинг школы сакья. Гнезда шершней, примостившиеся высоко над дверью в храм, поначалу вызвали опасение прибывших, однако представители службы безопасности решили, что все будет в порядке, если насекомых не беспокоить вспышками фотоаппаратов. Обращаясь к собравшимся монахам, Его Святейшество заметил, что последователи школы сакья известны как усердные ученики. И хотя все четыре основные буддийские школы Тибета берут истоки в традиции древнеиндийского монастыря-университета Наланда, Чже Цонкапа превозносил традицию сакья, в частности, за тщательное изучение классических произведений. Его Святейшество добавил, что необходимо хорошо понимать, что такое Дхарма в целом, прежде чем сосредотачиваться на различиях между школами. Он упомянул, что получил объяснения по главным положениям учения Ламдре школы сакья от Чопгье Тричена Ринпоче.

Хроника событий. Последний день визита Далай-ламы в Мундгод
Юный монах подносит Его Святейшеству хадак в монастыре Рато.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Следующим в программе был монастырь Рато. Настоятель встретил Его Святейшество у дверей машины и проводил в храм. Заняв свое место напротив собравшихся монахов и их спонсоров, Его Святейшество рассмеялся и заметил, что сегодня их монастырь уникален тем, что его настоятель – американец, а не тибетец. (Настоятель Рато давний ученик Кьонгла Рато Ринпоче, старшего ученика главного наставника Его Святейшества, Линга Ринпоче.)

Далай-лама продолжил: «Сохранить Дхарму во всех наших монастырях, больших и малых, можно только с опорой на изучение и практику. Тибетский монастырь Рато всегда славился тщательным изучением классических произведений, а вот во многих малых монастырях зачастую вообще не учились. Все внимание уделяли лишь выполнению ритуалов. Мы пытаемся изменить такое положение дел. Мне хотелось бы изменить еще одну вещь: сочинения, написанные в Тибете, такие как ламрим, по которому мы только что провели учения, рассчитаны на подготовленного буддиста. Классические индийские сочинения, с другой стороны, обладают гораздо более обширным охватом, в них рассматриваются противоположные точки зрения, существовавшие в момент их написания».

В монастыре Дрепунг Гоманг Его Святейшеству вручили письменный отчет, который он бегло просмотрел. Он заметил, что из 62 монахов Гоманга, пришедших из форта Букса, сегодня осталось только 26.

Хроника событий. Последний день визита Далай-ламы в Мундгод
Его Святейшество Далай-лама фотографируется с монахами на сту-
пенях монастыря Дрепунг Лоселинг. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)
Он сказал: «После восстания 1959 года в Тибете многие ученые-философы Гоманга были брошены в китайские застенки. Поначалу индийское правительство готово было поддержать только 500 монахов. Мы убедили их довести это число до тысячи пятисот, поэтому поселение, основанное в развалинах форта Букса в штате Ассам стало домом для тысячи трехсот монахов, в большинстве своем последователей школы гелуг, а также сакья. Вскоре прибыли новые беженцы из Амдо. В самые тяжелые времена для монастыря Гоманг жители гималайского региона протянули им руку помощи, позже к ним присоединились и монголы. Монастырь Гоманг следует традиции монастыря-университета Наланда, полагающейся на использовании логики и обоснования. В изучаемых нами сочинениях основной упор делается на исследовании ума, сегодня эта тема привлекает многих ученых.

В прошлом году Ганден Три Ринпоче, Шарпа и Джанце Чойдже, настоятели и я начали обсуждение о том, как нам улучшить положение дел в монастырях. Сегодня за обедом мы продолжили эту тему. Необходимо улучшить обучение и делать как можно больше для служения людям. Я очень прошу вас присоединиться и обсудить эту тему между собой».

В монастыре Дрепунг Лоселинг, расположенном через дорогу, Его Святейшество сказал: «Ганден Три Ринпоче, Шарпа Чойдже и мой главный наставник Линг Ринпоче – монахи этого монастыря. Он стал домом множества великих ученых-философов, последователей Джамгона Ламы Цонкапы. Однако, прошлое величие монастыря – не гарантия успешного будущего. Мы не должны безосновательно надеяться, что все будет идти так же, как раньше. Необходимо искать пути для улучшения образования и условий жизни, даже если не все удастся сделать прямо сейчас. Например, образование начинает приходить в упадок, когда не хватает квалифицированных преподавателей. Многие стремятся уехать на Запад в погоне за заработком.

«В прошлом году, когда я приезжал в монастырь Намдролинг, где ввели девятилетнюю программу обучения, я предложил проводить изучение трактата Шантаракшиты “Таттвасамграха”, опираясь как на буддийскую, так и не-буддийскую системы. К этому тексту существует также комментарий, написанный учеником Шантаракшиты Камалашилой. Я думаю, было бы замечательно, если бы вслед за Намдролингом, вы ввели подобную программу здесь».

И в Гоманге, и в Лоселинге Его Святейшество сфотографировался на память с сотнями монахов, расположившихся на главных лестницах монастырей. Улицы, по которым Его Святейшество возвращался в Дрепунг Лачи, запрудили монахини, монахи, миряне, тибетцы, монголы, мёнпа, местные индийцы и иностранцы, желающие хоть мельком его увидеть. Завтра рано утром он выезжает в Пуну.

Перевод: Ольга Селезнева

Фоторепортаж о событиях:


Его Святейшество Далай-лама фотографируется на память с женщинами-полицейскими, работавшими в Мундгоде во время его визита. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама фотографируется на память с женщинами-полицейскими, работавшими в Мундгоде во время его визита. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Монах несет сладкий рис - традиционное тибетское подношение - во время визита Его Святейшества Далай-ламы в монастырь Цечен До Нгаг Чойлинг Сакья. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Монах несет сладкий рис - традиционное тибетское подношение - во время визита Его Святейшества Далай-ламы в монастырь Цечен До Нгаг Чойлинг Сакья. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама в монастыре Цечен До Нгаг Чойлинг Сакья. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама в монастыре Цечен До Нгаг Чойлинг Сакья. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

Молодые монахи с хадаками в руках слушают Его Святейшество Далай-ламу в монастыре Цечен До Нгаг Чойлинг Сакья. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Молодые монахи с хадаками в руках слушают Его Святейшество Далай-ламу в монастыре Цечен До Нгаг Чойлинг Сакья. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Отъезд Его Святейшества Далай-ламы из монастыря Цечен До Нгаг Чойлинг Сакья. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Отъезд Его Святейшества Далай-ламы из монастыря Цечен До Нгаг Чойлинг Сакья. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Юный монах подносит Его Святейшеству Далай-ламе хадак в монастыре Рато. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Юный монах подносит Его Святейшеству Далай-ламе хадак в монастыре Рато. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

Его Святейшество Далай-лама и Кьонгла Рато Ринпоче обмениваются приветствиями в монастыре Рато. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама и Кьонгла Рато Ринпоче обмениваются приветствиями в монастыре Рато. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Ричард Гир и сикьонг Лобсанг Сенге слушают Его Святейшество Далай-ламу в монастыре Рато. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Ричард Гир и сикьонг Лобсанг Сенге слушают Его Святейшество Далай-ламу в монастыре Рато. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама обращается к монахам в монастыре Дрепунг Гоманг. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама обращается к монахам в монастыре Дрепунг Гоманг. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

Западные гости слушают перевод на английский во время выступления Его Святейшества Далай-ламы в монастыре Дрепунг Гоманг. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Западные гости слушают перевод на английский во время выступления Его Святейшества Далай-ламы в монастыре Дрепунг Гоманг. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама обращается к монахам монастыря Дрепунг Лоселинг. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама обращается к монахам монастыря Дрепунг Лоселинг. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама фотографируется на память с монахами монастыря Дрепунг Лоселинг. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество Далай-лама фотографируется на память с монахами монастыря Дрепунг Лоселинг. Мундгод, Индия. 29 декабря 2014 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

Фоторепортаж о заключительном дне пребывания Его Святейшества Далай-ламы в Мундгоде, штат Карнатака, Индия. 29 декабря 2014 г.