Сохраним Тибет > Видео. Далай-лама отвечает на вопросы студентов университета Джамия Миллия Исламия

Видео. Далай-лама отвечает на вопросы студентов университета Джамия Миллия Исламия


1 марта 2015. Разместил: savetibet


Видео: Офис ЕСДЛ
Перевод: Ольга Селезнева
Редактор: Юлия Жиронкина
Озвучивание: Игорь Янчеглов
Режиссер звукозаписи: Максим Брежестовский


Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы студентов по завершении своего выступления в университете Джамия Миллия Исламия в Нью-Дели, Индия, 12 сентября 2012 г. Духовный лидер тибетского буддизма говорит об идеале ненасилия, об уверенности в себе и необоснованной самонадеянности, межконфессиональных конфликтах в Бирме, капитализме и социализме, а также источниках его покоя и оптимизма.


Расшифровка видео:


Далай-лама: А теперь вопросы. В письменной форме, в устной форме. Да, слушаю.

Вопрос: Добрый день. Ваше Святейшество, спасибо огромное за чудесную лекцию. Вы упомянули, что никто не хочет проблем.

Но Ваше Святейшество, не думаете ли вы, что люди не хотят использовать ненасилие для решения своих проблем, потому что в наши дни никто не будет прислушаться к вашим словам, если вы говорите о ненасилии. Махатма Ганди сказал: «Лучше быть жестоким, если жестокость есть в наших сердцах, чем пытаться прикрыть своё бессилие покрывалом ненасилия». Мой второй вопрос касается подхода к решению проблем. Как достучаться до людей, ответственных за решение проблем? Например, в индийском контексте я говорю о северо-востоке страны, о ситуации в штате Джамму и Кашмир. Как жители этих штатов должны разговаривать с правительством, чтобы решить свои проблемы? Большое спасибо!

Далай-лама: Если вы на 100% убеждены, что насилие поможет достигнуть ваших целей, тогда что ж, действуйте. Однако, когда мы полностью отдаемся на милость гнева, в нас рождается необоснованная самоуверенность. Гнев – это слепая сила. Когда вы злитесь, как я упоминал раньше, вы не можете выносить правильных суждений об истинном положении дел. Именно поэтому принимается множество ошибочных решений, как на уровне правительств, руководства компаний, так и на уровне семьи. Множество ошибок совершается, когда ум принимающего решение человека неуравновешен: он испытывает либо слишком сильную привязанность, либо гнев. В делах незначительных гнев, возможно, может посодействовать. Например, если вы сладко спите, и вдруг прилетает комар, то небольшие насильственные действия, быть может, помогут решить проблему (смех). Но более серьезные задачи вряд ли можно решить с опорой на насилие. Здесь, может быть, и есть исключения, но если говорить в общем, то насилие никогда не приводит к решению проблемы. Я в этом убежден. Поэтому гораздо лучше, как бы это трудно не было, воздерживаться от насилия.

Одна из характерных черт насилия – его непредсказуемость. Выбрав для себя путь насилия, вы зачастую сталкиваетесь с очень пагубными побочными последствиями. Я часто рассказываю на своих публичных выступлениях о бывшем президенте США, Джордже Буше – я очень его люблю, как человек он просто замечательный, прямой, открытый, честный; он не будет прятать за лицемерной улыбкой свои истинные намерения, вовсе нет. Он мне очень нравится. Однако его политика в Ираке и Афганистане была, по моему мнению, большой ошибкой. После начала иракского кризиса, на одной из встреч с ним, тогда он еще был президентом, я сказал ему без обиняков: «Вы мне нравитесь, я питаю к вам уважение, но что касается некоторых аспектов вашей политики, тут у меня большие сомнения». Он только улыбался. В его команде работали образованные, опытные советники, и все же они не смогли ухватить истинного положения дел; им не хватило для этого целостного восприятия, целостного подхода. Они выследили Садама Хуссейна, полагая, что вынесенный ему смертный приговор станет решением всех проблем. Но в реальности все совсем не так просто. И как только вы вступаете на путь насилия, очень часто возникают самые неожиданные побочные эффекты. Поэтому намного безопаснее с самого начала избегать насилия.

Следующий вопрос.

Вопрос: Меня зовут Кристина. Ваше Святейшество, я корреспондент японской газеты «Асанишин Мун». Некоторое время назад вы сложили с себя политические полномочия. Как теперь, по прошествии времени, вы оцениваете свой поступок? И что будет обсуждаться на собрании тибетских лидеров в Дхарамсале, которое пройдет в этом месяце? Спасибо.

Далай-лама: Я приехал в университет и надеялся на беседу со студентами, а не с журналистами (смех). Но сделаем исключение. Я отвечу на ваш вопрос. Я всегда верил и говорил, что мир принадлежит человечеству, а не отдельным людям. Некоторое время назад в Америке я сказал, что Америка принадлежит 300 миллионам американцев, а не партии демократов или республиканцев. В Японии я тоже как-то заметил, что Япония принадлежит японскому народу, а не императору. Не подумайте, я глубоко уважаю японского императора! Но я считаю, что люди сами должны управлять своей страной. Демократическая система позволяет людям выбирать своих руководителей и наделять их определенными полномочиями на ограниченный период времени. Если избранный представитель на самом деле воплощает в жизнь пожелания людей, его переизбирают на второй срок. В противном случае, если избиратели в нем не уверены, выберут другого. Именно таким образом люди должны управлять своей страной.

Еще в детстве я обнаружил, что существующая в Тибете система управления наделяет слишком большой властью отдельных людей. Я заметил это еще в детстве. В 1959 году я покинул Тибет, в 60-х мы начали движение в сторону демократизации. Примерно 11 лет назад мы впервые избрали своих политических руководителей посредством голосования, и с тех пор я находился наполовину в отставке. В прошлом году, я почувствовал, что тибетское сообщество в эмиграции с достаточной зрелостью подходит к выборам своего политического руководителя. И я решил, что наступило удобное время полностью удалиться от дел, передать все свои полномочия избранному народом руководителю. Я не просто сам ушел в отставку, но также положил конец почти 400-летней традиции, согласно которой Далай-ламы становились во главе и духовной, и светской власти. Теперь этой традиции положен конец. Я сделал это добровольно, с радостью и гордостью. Таким образом, будущие Далай-ламы, начиная с 14-го, не будут стоять во главе светской власти. Я очень этому рад. Следующий вопрос. Теперь, пожалуйста, от студентов.

Вопрос: Добрый день, Ваше Святейшество. Я хочу спросить, как нам применять идею ненасилия.

Переводчик: Не могли бы вы говорить погромче, пожалуйста.

Вопрос: Мой вопрос: как нам применять и продвигать идею ненасилия ради будущих поколений. В нашей стране много нищеты, многие испытывают острую нужду в самом необходимом. В настоящее время все поклоняются богатству, а нравственные ценности пришли в упадок. Как нам применить идею ненасилия и как ее развить? Спасибо.

Далай-лама: Ненасилие вовсе не означает, что мы как должное принимаем препятствия или несправедливость на всех уровнях. Мы должны бороться за свои права. Мы не должны потворствовать несправедливости. Но противопоставлять несправедливости нужно не насилие. Если вы постоянно миритесь с несправедливостью, это тоже форма насилия. Это очевидно.

В своей повседневной жизни прикладывайте все усилия, боритесь за свои права, чтобы преодолеть свои проблемы, свои страдания, но делайте это ненасильственным путем. Вы имеете на это полное право, вы должны бороться. Махатма Ганди был одним из подвижников ненасилия наших дней, но это вовсе не означает, что он безмолвно подчинялся, смирялся с существующей несправедливостью. Он возглавил борьбу.

Иногда также неверно понимают призыв к прощению. Люди часто меня спрашивают, в чем разница между тем, чтобы «забыть» и «простить». Если вы забудете о проступках других, то будет нечего прощать. Вы должны увидеть ошибочность действий своих противников и предпринять необходимые меры, чтобы остановить причиняемый ими вред, но делать это нужно без гнева, без отрицательных, недобрых чувств к ним. Вот что значит «простить». Это ясно? Если говорить о нас, тибетцах, то мы не позволяем себе питать злобу в адрес некоторых китайских чиновников. Мы противодействуем их пагубным, несправедливым делам, но делаем это без гнева. Людям это по силам, это и правильный путь.

Я ответил на ваш вопрос? Вы удовлетворены?

Вопрос: Спасибо, Ваше Святейшество. Один вопрос от имени комитета по образованию. Вы символ мира, многие называют вас посланником и символом мира, однако в последние месяцы кровопролитие и насильственные столкновения в Мьянме привели к ужасающей трагедии в истории человечества. Но, к сожалению, мы не услышали от вашего имени никакого заявления, порицающего насилие. Пожалуйста, объясните вашу позицию.

Далай-лама: Да, в некоторых частях Бирмы произошли весьма печальные события. Когда я об этом услышал... Вы знаете, у меня не так-то много возможностей для взаимодействия с бирманским правительством. Бирма – буддийская страна, но ее правительство ни разу не позволило мне совершить паломничество в эту страну. Честно говоря, у меня больше возможностей посещать христианские страны, а также некоторые мусульманские страны, чем буддийские. Конечно, исключением здесь является Япония.

Даже Южная Корея, свободная страна, никогда не позволяла мне приехать к ним с визитом. Многие корейские буддисты с нетерпением ждут моего визита в их страну. Та же история и с Тайванем. Некоторое время назад у меня была возможность посетить Тайвань, но недавно даже транзитная остановка в этой стране стала невозможной.

Теперь, что касается Бирмы. Единственным каналом для связи с Бирмой для меня стала Аун Сан Су Чжи. Последние несколько лет она находилась под домашним арестом и мы поддерживали связь через третьих лиц. Только недавно я познакомился с ней лично на встрече в Англии. После случившегося в Бирме я написал письмо Аун Сан Су Чжи с просьбой как-то повлиять на сложившуюся ситуацию. Но пока не получил от нее ответа. Кроме того, мой представитель в Дели по моей просьбе пытался связаться с посольством в Бирме. Прошло уже сколько? ... Около четырех недель, но ни одной встречи пока не состоялось. У нас просто нет возможности обратиться к буддистам на Бирме. Мы бессильны, остается только молиться.

Переводчик: У нас здесь есть письменные вопросы.

Далай-лама: Читайте, пожалуйста.

Переводчик: Как нам контролировать или усмирять гнев, чтобы взращивать в себе благие качества и побеждать пагубные тенденции?

Далай-лама: Расскажу вам одну историю. В 50-х годах, когда я жил в Тибете, один из моих водителей отличался вспыльчивым нравом. Однажды он занимался починкой, забравшись под машину, и случайно ударился головой. Потеряв контроль над собой, он в раздражении принялся биться головой о машину. (Смех) Наверное, его разгневанный ум предполагал так наказать машину, но пострадала-то в итоге его собственная голова. Должно быть, некоторым из вас это знакомо: в припадке гнева вы начинаете бить себя по голове. Какая от этого польза? Когда мы охвачены гневом, мы теряем рассудок. Гнев, как я уже упоминал раньше, на первый взгляд приносит с собой энергию, отвагу, но это слепая энергия, по природе своей она скорее разрушительная, нежели созидательная. Принимая это во внимание, нужно намеренно стараться сдерживать, ограничивать свой гнев. Гнев – это эмоция. А мы с вами – люди. Другим животным, когда их охватывает какая-то эмоция, нечего ей противопоставить. Но мы с вами люди, мы обладаем чудесным мозгом, и когда в нас рождается эмоция, мы способны судить, какие эмоции полезны, а какие –вредны. Мы можем увидеть разницу; а увидев ее, нужно стараться усиливать и развивать положительные эмоции, и сводить на нет – разрушительные. Эту работу мы должны выполнять с опорой на наши умственные способности. Поэтому, когда вспыхивает гнев, и мы оказываемся во власти эмоции, необходимо задействовать свой интеллект, поразмышлять, какую пользу может принести гнев. Поможет ли он решить проблему? Нет! Вы это увидите, если проанализируете ситуацию должным образом. Мы должны преодолевать трудности без гнева, реалистично, мудро. Это единственный путь. Я тоже так поступаю. Когда во мне начинает закипать гнев, я использую свои умственные способности, которые показывают мне, что я не прав: «Тебе следует поступать по-человечески, ты не должен вести себя как животное». Это ясно. Следующий вопрос.

Вопрос: Каково, по вашему мнению, определение успеха в современном мире?

Далай-лама: Я думаю, успеху можно дать разные определения. Как тут ответить однозначно? Это трудно, однако, я думаю, обоснованное чувство удовлетворенности может служить критерием успеха. Следующий вопрос.

Вопрос: Вопрос касается действий буддийских монахов в Мьянме, Бирме. Можно ли, по вашему мнению, найти им оправдание, они ведь ученики Будды?

Далай-лама: Что касается этого вопроса, нужно провести дальнейшее расследование. Мне рассказали, что недавно в одной из газет на языке урду опубликовали фотографию. Она была сделана два года назад в одном из тибетских регионов, на ней было запечатлено несколько сотен тибетцев, погибших от сильного землетрясения. Монахи, проживающие в тех местах, тогда оказывали помощь пострадавшим местным жителям. Мне рассказывали, что потом эту фотографию, на которой изображены мертвые тела и монахи, опубликовали с комментарием, что буддийские монахи убили своих мусульманских братьев и сестер. Это ложная информация! Только сегодня утром я встречался с моими мусульманскими братьями и сестрами, и они мне это рассказали. Это полная дезинформация. Но если какие-то бирманские буддийские монахи на самом деле участвовали в издевательствах над мусульманскими братьями и сестрами, то это недопустимо! Следующий вопрос.

Вопрос: Не считаете ли вы капиталистическую систему главной причиной беспорядков в мире?

Далай-лама: На этот вопрос тоже трудно ответить. Я сам, с тех пор, как нанес визит в Пекин в 1954-55 годах и узнал о марксисткой теории социализма, стал ее большим поклонником. В том, что касается социально-экономических теорий, я марксист. Я буддийский марксист (смех), наверное, в буддийском марксизме заложено немного больше мудрости, чем в обычном материалистическом марксизме (смех). Что касается капитализма, посмотрите на страны Запада. Капитализм в демократических странах обеспечивает свободу личности, способствует становлению правового государства и предоставляет равные возможности каждому человеку; дает возможность каждому проявить свои творческие способности. Капитализм поддерживает личную инициативу, именно поэтому капиталистическая система так успешна.

В то же время у капитализма есть свои недостатки. Социализм мне ближе потому, что согласно марксистской теории, материальные блага должны распределяться поровну. Внимание уделяется не столько тому, как извлечь прибыль, но, скорее ,тому, как справедливо распределить материальные блага. Это показывает, что в марксизме есть место нравственным ценностям, нравственной этике. Капиталистическая же система сосредоточена исключительно на увеличении прибыли. Однако в демократических капиталистических странах есть правовое государство, свобода слова, свобода информации, а правительство подотчетно избирателям. Эта система намного безопаснее. Но если капитализм сочетается с тоталитарной системой управления, это очень тяжелый случай, не так ли? В современном Китае, например, процветает несправедливость, поскольку отсутствует правовое государство. Если вы у власти, то вольны делать, что захотите, закон на вас не распространяется. Жить там очень трудно. Следующий вопрос. Да, да. Девушка хочет задать вопрос.

Вопрос: Добрый день, Ваше Святейшество.

Далай-лама: Погромче, пожалуйста.

Вопрос: Добрый день, Ваше Святейшество. Всегда приятно видеть вас таким спокойным и удовлетворенным. Как вы умудряетесь сохранять покой и не поддаваться стрессу. И особенно удивительна эта прекрасная улыбка на вашем лице, вы все время улыбаетесь. Как нам справиться со стрессом в своей повседневной жизни, что может помочь мне и все людям, собравшимся здесь? Поделитесь, пожалуйста, с нами вашими мыслями по этому поводу. Спасибо!

Далай-лама: Как я уже говорил раньше, по сути своей мы все одинаковы. Все мы, представители семимиллиардного населения планеты, обладаем равными возможностями. Вопрос в том, знаем ли мы о своих способностях, используем ли мы знания, которые помогают их раскрыть. Вопрос только в этом, в остальном у всех нас равные возможности.

Если говорить обо мне лично, то я часто упоминаю, что моя мать была необыкновенно сострадательной женщиной. Она была неграмотной крестьянкой, не получившей образования, но обладала редкой душевной теплотой. Приведу один пример, моя мама была очень добра ко мне. Когда я был совсем малышом, – мне было год или два, а я был самым младшим в семье, – мне доставалось больше всего материнского внимания, ведь о младших всегда заботятся больше, так ведь? Я просто купался в материнской любви, но мы жили обычной крестьянской жизнью, у меня не было игрушек. И часто мама усаживала меня к себе на плечи, и я был на седьмом небе от счастья. Я держал маму за уши, и если хотел, чтобы она повернула направо, тянул за правое ухо, налево – за левое. И мама слушалась своего глупого маленького ребенка. Но если она не выполняла моих пожеланий, то я кричал и сучил ногами. Моя мама была чересчур добра ко мне, и я рос избалованным ребенком. Думаю, я принадлежу к тем людям, которые в раннем детстве были окружены колоссальной любовью, именно поэтому в моем сердце есть определенная мера любви и сострадания. Первым учителем нравственных ценностей для меня стала моя мама. Поскольку она дарила мне свою безраздельную любовь, во мне лучше развита способность проявлять любовь к другим, мне это легче делать. И, конечно, духовная практика, знание буддийской психологии также играют здесь важную роль. В настоящее время западные ученые проявляют живой интерес к буддийской психологии. Прежде всего необходимо создать карту человеческого ума и эмоций. Когда мы овладеем знаниями об устройстве ума и эмоций, нам будет легче справляться с возникающими эмоциями. Это тоже очень важно.

Но, в общем и целом, каждый человек обладает равными возможностями. Больше размышляйте, используйте свои интеллектуальные способности. Здесь нет никаких секретов.

С тех пор, как я стал беженцем, а в 16 лет я потерял свободу, в 24 я потерял родину, вот уже более шестидесяти лет у меня довольно трудная жизнь, но эти трудности помогают мне обрести внутреннюю силу и внутренний покой. За это я должен быть благодарен китайским коммунистам; их беспощадность сделала меня сильнее, спасибо им. Я надеюсь, что и трудности в вашей жизни вас тоже только закалят.

Я часто говорю своим индийским друзьям, что уже почти 70 лет вы живете в свободной, независимой стране, но дух тех времен, когда были в живых Махатма Ганди и другие борцы за свободу, их дух, бесстрашие, самоотверженность, честность, правдивость все еще нужны вашей стране; не нужно потакать своим слабостям. Вот так. Спасибо. Я был очень рад возможности пообщаться с вами. Да, у вас, кажется, есть вопрос? Хорошо, последний вопрос.

Вопрос: Ваше Святейшество, вы говорили о лицемерии тех стран, где людей притесняют, что и в этих случаях необходимо придерживаться ненасилия и нравственной этики. Мы определенно не чувствуем по отношению к таким людям сочувствия и желания их простить, все что мы ощущаем – это беспомощность. Вы также говорите о внутренней силе, может ли она в какой-то момент принимать форму агрессии и демонстрации силы?

Далай-лама: Конечно, уверенность в собственных силах играет существенную роль. Необходим оптимизм, сила воли, решительность, все эти вещи тесно связаны с уверенностью в себе. Настоящая уверенность обоснованна, она опирается на полноту знаний об истинном положении дел – такая уверенность в себе весьма благотворна.

Однако приведу в пример председателя Мао Цзэдуна, которого я искренне уважал. Осенью 1954 года я отправился в Пекин, и провел там пять или шесть месяцев. За это время мы провели несколько встреч, я испытывал к нему большое уважение. А он впоследствии относился ко мне как к собственному сыну. Я тоже тогда питал к нему почти сыновние чувства. Но посмотрите, к чему привела китайская революция – всему виной его чрезмерная самоуверенность, не опирающаяся на полноту знаний об истинном положении дел. Его окружение только и делало, что пело ему хвалу. И поскольку ему самому не хватало самодисциплины, в нем родилась чрезмерная самоуверенность. Слепая самоуверенность! Нужно различать эти вещи. Как я уже говорил, нам нужно составить карту эмоций, нужно учиться проводить различие между ними. Эмоции могут казаться похожими, например гнев, он может быть и благотворным, и разрушительным. Любовь также может быть и созидательной, и разрушительной. Разнообразие велико. Подобно тому, как современная наука старается получить точные знания об элементарных частицах, об их свойствах и функциях; изучает, каким образом сочетание различных элементов приводит к изменению свойств, возникновению новых энергий, так мы должны исследовать и свой ум. Наши эмоции, наши мысли тоже обладают различными свойствами; их сочетание, соединение меняет эти свойства, изменяют их. Я считаю, это очень важно понимать. Не так ли? Спасибо, спасибо большое!