Сохраним Тибет > Далай-лама прибыл в монастырь Палпунг Шераблинг
Далай-лама прибыл в монастырь Палпунг Шераблинг13 марта 2015. Разместил: savetibet |
Верхний Бхатту, штат Химачал-Прадеш, Индия, 11 марта 2015 года – Сегодня утром тибетцы и иностранцы собрались у ворот резиденции Его Святейшества Далай-ламы, чтобы пожелать ему доброго пути. Пока Далай-лама проезжал по ухабистым дорогам Дхарамсалы, его повсюду ждали небольшие группы людей, стремившихся хоть мельком увидеть своего духовного лидера. У тантрического монастыря Гьюто в ожидании Далай-ламы собралось около ста монахов с белыми хадаками и палочками благовоний в руках. В Гопалпуре все обитатели «Тибетской детской деревни» – ученики и преподаватели – выстроились вдоль дороги, растянувшись метров на двести, с улыбками на лицах и сложенными у груди в знак почтения руками.
Его Святейшество Далай-ламу встречают в монастыре Палпунг Шераблинг (на переднем плане Таи Ситу Ринпоче). Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) У ворот Шераблинга Его Святейшество встречали Тай Ситу Ринпоче и Джамгон Конгтрул Ринпоче. Они вместе миновали переполненный людьми крытый монастырский двор, поднялись по ступеням, которые охраняют статуи рычащих снежных львов, и вошли в зал собраний. У входа Его Святейшество торжественно перерезал ленточку и отворил двери. В зале его ждали гости – бывшие и нынешние калоны, представители Ассамблеи тибетских народных депутатов и Центральной тибетской администрации, ламы, монахи и монахини из близлежащих монастырей, а также обитатели монастыря Шераблинг. Как только Его Святейшество занял место на высоком троне у подножия огромной статуи Будды Майтреи, присутствующие начали читать молитвы и восхваления. Ситу Ринпоче сам лично приготовил мандалу из зерна, символизирующую вселенную, и во время чтения молитв совершил подношение мандалы и символических изображений тела, речи и ума просветленных существ. В своей вступительной речи Ситу Ринпоче отдал должное бодхисаттвенским деяниям Далай-лам, начиная с Гендуна Друпа и Пятого Далай-ламы, взявшего на себя ответственность за благоденствие тибетского народа. Он рассказал об узах, связывавших его предшественника и Тринадцатого Далай-ламу. Ситу Ринпоче также отметил, что в нынешние непростые времена Его Святейшество Далай-лама твердо придерживается несектантского подхода, и интерес к буддизму возрастает по всему миру. С тех пор, как Тибет был оккупирован в 1959 году, десятки тысяч тибетцев обрели второй дом в Индии благодаря дальновидности и доброте Его Святейшества и неустанной поддержке народа и правительства Индии. Позже, сказал он, воззрения Его Святейшества Далай-ламы и 16-го Гьялва Кармапы слились воедино в признанном 17-м Гьялвой Кармапой Оргьене Тринлее Дордже. «В 1991 году, когда был построен этот храм со статуей Майтреи, мы пригласили вас посетить наш монастырь, и сегодня наши мечты сбылись, – завершил свою речь Тай Ситу Ринпоче. – Пожалуйста, примите нашу искреннюю благодарность, пожелание долгих лет жизни и просьбу хранить нас в своем сердце». Его Святейшество Далай-лама садится на трон у подножия статуи Будды Майтреи. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Лопон Карма Дакпа в общих чертах описал сутраянскую традицию. Досточтимый Чойинг Кункьяп рассказал о тибетской медицине, ее происхождении во времена царя Ньятри Ценпо, о трудах тибетского врача Ютока и его учеников в XII веке и об усилиях предыдущего Ситу Ринпоче по объединению различных школ тибетской медицины. Досточтимый Нгаванг поведал о тибетской астрологии, традиции которой бережно хранят в Шераблинге, а лама Шераб Дреме вкратце описал тибетскую грамматику, берущую истоки в санскрите, и рассказал о посвященном этой теме произведении Ситу Панчена, написанном в VIII веке. Благодаря трудам Ситу Панчена в Дергее был также установлен ручной типографский станок. Министр религии и культуры Центральной тибетской администрации Пема Чинджор в своем обращении напомнил о словах Его Святейшества, произнесенных на первом заседании Тибетского молодежного конгресса. Далай-лама говорил тогда о бесценных сокровищах буддийской культуры, которые тибетцы могут предложить всему миру. Министр признался, что в молодости не придал большого значения этим словам, но позже он убедился, насколько прав был Его Святейшество. Он отметил, как важно, чтобы учителя обладали хорошей подготовкой, а каждое направление тибетского буддизма бережно сохраняло свои собственные неповторимые черты. Пенпа Церинг, спикер Ассамблеи тибетских народных депутатов, сказал, что само присутствие Его Святейшества в Шераблинге уже повод для праздника. Он выразил надежду, что обучение и духовная практика будут процветать и дальше, отметив, что качество обучения не менее важно, чем количество обучающихся монахов и монахинь. В своем обращении Его Святейшество отметил, что линия Ситу Ринпоче долгие века служит Дхарме и живым существам. Свидетельством тому учреждение этого монастыря, предоставляющего возможность для обучения и практики. Его Святейшество сказал: «Когда мы размышляем о монастыре-университете Наланда, на ум приходит, что в первую очередь он был центром обучения, а не просто местом для проведения церемоний. Памятуя об этом, Тай Ситу Ринпоче прикладывает особые усилия для поддержания изучения пяти наук. Его Святейшество Далай-лама в библиотеке монастыря Палпунг Шераблинг. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Буддизм не требует слепой веры. Он учит преобразованию ума с опорой на духовную тренировку. Ум – это то, что преобразуется, и то, с помощью чего происходят преобразования. Деньги не помогут умиротворить эмоции, тревожащие наши умы: необходимо разобраться, как устроен ум и как обрести покой ума. Вот почему все больше людей сегодня питают живой интерес к психологии, науке об уме и буддийским объяснениям работы ума, сохранившимся в традиции Наланды». Его Святейшество рассказал о том, что сейчас ведется работа, чтобы извлечь из Кангьюра и Тенгьюра – собраний слов Будды и комментариев к ним – материалы, относящиеся к буддийской философии, науке и религиозной практике. По его словам то, что относится к буддийской философии и науке, может быть интересно для всех, кто интересуется изучением этих предметов. Его Святейшество отметил сходство между взглядами философской школы мадхьямака (школы «срединного пути»), представленными Чандракирти, который писал, что ничто не существует независимо и все явления условны, и квантовой физикой, которая учит, что невозможно обнаружить никаких объективно существующих явлений. Сходным образом, предположение, что наблюдатель и наблюдаемое – по сути одно, соответствует воззрению школы читтамара («только ум»), отрицающей существование отдельных от ума, внешних явлений. Его Святейшество добавил, что призывает дхарма-центры стать центрами знаний, в которых люди могли бы изучать буддийскую науку и сопоставлять ее с современными научными знаниями. Перед обедом Его Святейшество посетил библиотеку, расположенную этажом выше над залом собраний и залом мандал. Там он прочел строфы благословения и по традиции сделал подношение риса и лепестков цветов. Во второй половине монахи и монахини приняли участие в показательных философских диспутах, в которых они затронули темы языка и грамматики, а также коснулись сутр совершенной мудрости. Его Святейшество слушал с живейшим интересом. По завершении диспутов были произнесены благодарственные речи. Завтра Его Святейшество дарует посвящение долгой жизни и проведет учения по произведению Атиши «Светоч на пути к пробуждению». Перевод: Ольга Селезнева Фоторепортаж о событии:Первый день визита Его Святейшества Далай-ламы в монастырь Палпунг Шераблинг в Верхнем Бхатту, штат Химачал-Прадеш, Индия. 11 марта 2015 г. |