Сохраним Тибет > Сикьонг Лобсанг Сенге: правление Китая в Тибете сравнимо с апартеидом

Сикьонг Лобсанг Сенге: правление Китая в Тибете сравнимо с апартеидом


18 марта 2015. Разместил: savetibet
Сикьонг Лобсанг Сенге: правление Китая в Тибете сравнимо с апартеидом
Глава центральной тибетской администрации Лобсанг Сенге Sikyong на митинге
в поддержку Тибете в Париже, 14 марта 2015. Фото: Оливье Адам

В ходе визита в Париж глава центральной тибетской администрации Лобсанг Сенге сравнил правление Китая с апартеидом в Южной Африке, заметив, что приход Си Цзиньпина к власти ничем не облегчил ситуацию внутри Тибета. "Внутри Тибета ничего не изменилось, на самом деле стало еще хуже", – подчеркнул он перед встречей с французскими парламентариями 12 марта.

Во всех крупных городах установлены камеры наблюдения, а тибетцы обязаны иметь "идентификационные карты с высокотехнологичными чипами второго поколения". "Это означает, что если вы покажете ее в любом отделе или пункте пропуска, они будут точно знать, откуда вы, поскольку на этой карте второго поколения есть все ваши биометрические данные. Напоминает Северную Корею или Восточную Германию или режим апартеида – контроль над тибетским народом, над каждым перемещением тибетцев", – сказал он в интервью AFP.

По таким чувствительным для Пекина датам, как 10 марта – годовщина начала восстания 1959 года, "вы увидите стрелков на крышах (в Лхасе) с биноклями и оружием, которые следят за тибетцами", сказал Лобсанг Сенге. "Если вы отправитесь в любой из крупных монастырей, сразу перед воротами [увидите] военный гарнизон".

Тотальный контроль китайской компартии распространяется как на повседневную жизнь тибетских монастырей, так и на процедуру признания реинкарнации буддийских лидеров. На днях в Пекине партийные функционеры, участвующие в сессии законодательного органа, штампующего решения политбюро, выступили с нападками на Далай-ламу в связи с вопросом о реинкарнации.

Институт Далай-лам когда-нибудь прекратится, отметил духовный лидер тибетского народа в декабрьском интервью программе BBC Newsnight, и было бы лучше, если бы это произошло "в период популярного Далай-ламы". "Тибетский буддизм не зависит от одного человека – у нас [в Индии] есть с хорошо обученные монахи и ученые-философы", – сказал он в другом интервью.

Бывший заместитель начальника отдела "единого фронта" Чжу Вэйцюнь обвинил Далай-ламу в пренебрежении сакральными нормами и "предательстве" стандартной преемственности. "Полномочия принятия решений по реинкарнации Далай-ламы, по окончанию или сохранению линии, принадлежат центральному правительству Китая", – заявил он.

Чиновник из Тибетского автономного района Падма Чолинг, этнический тибетец, сказал, что Далай-лама "профанирует религию и тибетский буддизм".

Если компартия станет искать преемника Далай-ламе, парировал Лобсанг Сенге в интервью Reuters 10 марта, это будет похоже на попытку бывшего генсека кубинской компартии Фиделя Кастро подобрать папу Римского.

“Ни Падма Чолинг, ни кто-либо из компартии не имеет к этому никакого отношения, поскольку коммунисты придерживаются атеизма и считают, что религия – яд”, – сказал он. – Это как если бы Фидель Кастро говорил: ‘Я выберу следующего папу и все католики обязаны ему следовать’. Это нелепость".

Сикьонг Лобсанг Сенге: правление Китая в Тибете сравнимо с апартеидомСикьонг Лобсанг Сенге: правление Китая в Тибете сравнимо с апартеидомСикьонг Лобсанг Сенге: правление Китая в Тибете сравнимо с апартеидом

На митинге в поддержку Тибете в Париже, 14 марта 2015. Фото: tibet.net

В Париже сикьонг (политический лидер) еще раз повторил, что уверен в предпочтительности ненасильственной модели сопротивления в Тибете. "Есть что-то пугающее в том, что заголовки, новости первой полосы – все о конфликтах, насилии, обезглавливании, сожжении людей. Именно это получает больше внимания, и на международном уровне звучат речи о том, сколько оружия и сколько танков надо послать".

"Люди могут подумать, что это и есть выбор, которому нужно следовать. Но мы уверены, что это неправильный выбор. Ненасилие в долгосрочной перспективе выгодно обеим сторонам, а значит, Тибет как ненасильственная модель очень важен", – подчеркнул Лобсанг Сенге.

Валерий Никольский