Сохраним Тибет > В Дели прошел второй день конференции «Наука, нравственность и образование» с участием Далай-ламы
В Дели прошел второй день конференции «Наука, нравственность и образование» с участием Далай-ламы30 марта 2015. Разместил: savetibet |
Дели, Индия, 25 марта 2015 года – Второй день конференции, посвященной вопросам науки, нравственности и образования в университете Дели, начался около 9 утра с доклада Клиффорда Сарона, одного из давних сотрудников института «Ум и жизнь». В настоящее время он руководит проектом по исследованию шаматхи, и его доклад был посвящен тому, как созерцательные практики можно использовать для ментальных и эмоциональных тренировок при подготовке учителей. Он поделился с Его Святейшеством Далай-ламой, что еще в 2009 году задался вопросом, как поощрять обычных людей исследовать свой ум, и ответил, что над этим должны трудиться ученые, такие люди, как он сам. Клиффорд Сарон добавил, что за последние годы интерес к умению контролировать свой ум неимоверно возрос, но он не всегда направлен на благие цели, и привел в пример такое рекламное объявление: «Хочешь разбогатеть на Уолл-стрит – начни медитировать».
Второй день конференции по вопросам науки, нравственности и образования в университете Дели. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество еще раз высказал свой интерес, о котором он упоминал и раньше, к различию между неконцептуальными и концептуальными мыслями. Он обратил внимание слушателей на то, что есть разница между тем, как объект воспринимается органами чувств, образами объекта, возникающими в уме, и тем, что исследователи могут обнаружить, изучая ментальный уровень практики. Он заметил: «Есть разница, сосредотачиваетесь вы на внешнем объекте или на уме, как таковом». И посоветовал использовать ум как объект сосредоточения. Раджан Чанди, который как и Радхика Херзбергер, преподает в школе «Риши Вэлли», начал свой доклад, упомянув о широко распространенном мнении, что медитация означает полную остановку мыслей в уме. Он кратко обрисовал трехэтапный подход к получению знаний, свойственный древней индийской практике, который включает прослушивание лекций учителя или чтение книг, затем размышление о полученных знаниях, и наконец вы проникаетесь этим знанием в ходе медитаций и оно становится частью вас. Раджан Чанди выступает с докладом на конференции по вопросам науки, нравственности и образования в университете Дели. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество заметил: «Вы говорите о том, что мы называем аналитической медитацией, которая ведет к випашьяне, или проникновению в суть вещей. Вы подняли очень важные вопросы о долгосрочных последствиях нашего пагубного, эгоистического отношения. Если, с другой стороны, мы помогаем другим, то обретаем друзей и счастье. Я очень благодарен за ваши слова». Нандини Чаттерджи-Сингх выступает на конференции по вопросам науки, нравственности и образования в университете Дели. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество ответил: «Я знаю, что многие с удовольствием слушают музыку, и мне следует поддержать ваше начинание, но я сам довольно равнодушен к музыке. Однако, если вы полагаете, что она может оказать благотворное влияние, я бы поддержал идею играть музыку в таких горячих точках, как Сирия, где люди убивают себе подобных!» Его Святейшеству Далай-ламе вручают диплом почетного доктора монгольской Академии наук. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Когда я впервые побывал в вашей стране в 1979 году, в ней все еще правили коммунисты, но в монастыре Ганден монахи читали молитвы на тибетском языке и от усердия их лица были красными. В те времена у меня не было монгольского переводчика, мы со старшими монахами общались с помощью письменного тибетского. Сегодня монголы обрели свободу, а мы, тибетцы, еще не решили наших проблем. В Тибете в прежние времена было много замечательных монгольских ученых-философов. Мой главный напарник по проведению монастырских диспутов тоже был монголом по имени Нгодуп Цогньи». Янджинсурен Содномдордж выступает с докладом о буддийских нравственных аспектах в системе образования в Монголии. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество сказал, что на него произвела огромное впечатление глубина ее исследования. В качестве примера благотворного эффекта, который оказывает буддийская культура, Его Святейшество рассказал о тибетских мусульманах, следующих родной религии, но глубоко впитавших буддийскую культуру. Один из тибетских мусульман рассказывал Его Святейшеству, что во время паломничества в Мекку ничего не мог с собой поделать и испытал жгучее сострадание к животному, которое принесли в жертву согласно обычаю. Кимберли Шонерт-Рейчл выступает с докладом о социальном и эмо- циональном обучении. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Когда пришло время ответить на вопросы из зала, Шантум Сетх спросил Его Святейшество, возможно ли обучать пониманию пустоты в школах. «Не знаю, – ответил Его Святейшество. – Практика понимания пустоты, или шуньяты, требует огромных мыслительных усилий, серьезной подготовки, прослушивания учений, размышлений и медитаций над полученными знаниями, о чем уже говорилось раньше. Основная идея в том, что не существует независимого “я”, в чем сходятся все четыре школы буддийской мысли. В 60-х годах прошлого века, хотя я следовал мадхьямака-прасангике, мне кажется, мое воззрение ближе к мадхьямака-сватантрике, если судить по древним текстам. Постепенно ощущение понимания становится все сильнее. Второй день конференции по вопросам науки, нравственности и образования в университете Дели. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Профессор Т. Н. Мадан произнес слова благодарности. Анурадха Шарма зачитал финансовый отчет конференции, а Минакши Тхапан поблагодарил всех организаторов встречи. На прощание Его Святейшество сказал: «Мы провели эти два дня с большой пользой. Я узнал кое-что новое, и теперь будет замечательно, если вы начнете обсуждать услышанное здесь между собой. Анализ приносит много пользы. Я хочу также поблагодарить Университет Дели за организацию этой встречи; я с нетерпением жду новых встреч в будущем. Хочу поделиться – я начал размышлять над проведением встречи по теме “Диалог квантовых физиков и последователей философской школы мадхьямака”, который может принести огромную пользу». Завтра рано утром Его Святейшество возвращается домой в Дхарамсалу. Перевод: Ольга Селезнева |