Сохраним Тибет > Второй день учений Далай-ламы в Леуре
Второй день учений Далай-ламы в Леуре8 июня 2015. Разместил: savetibet |
Его Святейшество Далай-лама проводит подготовительные ритуа- лы для посвящения Ваджрабхайравы на второй день учений. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ) Завершив ритуалы, Его Святейшество занял свое место на троне и объявил, что они начинают чтение «Сутры сердца». «“Сутра сердца” относится к сутрам о совершенной мудрости, которые Будда даровал при втором повороте Колеса Дхармы. Она принадлежит к группе учений, предназначенных для учеников чья чистая карма позволяла им лицезреть существ других уровней. Cутра написана в виде диалога между Шарипутрой и бодхисаттвой Авалокитешварой. Есть несколько собраний произведений, известных как учения о совершенной мудрости, среди них есть сутры из 100 000 шлок, из 25 000 шлок, из 8 000 шлок, сутра из 150 шлок, называемая «Алмазной сутрой», и «Сутра сердца», которая состоит из 25 шлок. В самой краткой форме это учение выражается всего лишь в одном слоге «А», который представляет собой наикратчайшее изложение учения о совершенной мудрости, свидетельствуя о том, что вещи существуют не так, как это нам представляется. Они предстают перед нами независимо существующие, однако слог «А» – это отрицание такого объективного существования. Это неаффирмативное (неутверждающее) отрицание, в котором отсутствует всякое утверждение, в том числе и утверждение о полном несуществовании чего бы то ни было. «По-видимому, в китайских переводах сутр о совершенной мудрости могут быть сутры, отсутствующие в тибетском собрании. В действительности, в том, что касается собрания переведенных слов Будды, китайская коллекция насчитывает гораздо больше сочинений. Но когда речь заходит о собрании более поздних трактатов индийских учителей, то их переведено на тибетский язык несравнимо больше. В то же время, некоторые священные тексты можно прочесть только на языке пали. Будет замечательно, если мы сумеем сделать более доступными сочинения, пропущенные в том или ином собрании». Второй день учений Его Святейшества Далай-ламы в Леуре. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ) В труде Нагарджуны объясняется, как преодолевать искаженные взгляды путем взращивания правильных воззрений, включающих осознание таковости и взаимозависимого возникновения. Его Святейшество заметил, что самая суть буддийского учения заключается в идее взаимозависимого возникновения и в ненасильственном поведении. Все знают, что следствие зависит от причины, но более тонкое толкование идеи взаимозависимого возникновения подразумевает, что и причина тоже зависит от результата. Напомнив, что Чже Цонкапа был одним из трех проявлений Манджушри в Тибете (двумя другими были Сакья-пандита и Лонгчен Рабджампа), Его Святейшество рассказал об опыте духовного обучения Чже Цонкапы, который тот описал в поэме «Счастливая судьба». В ней есть такие слова: Итак, наполнившись сокровищами наставлений, Я практиковал, объединяя два пути Махаяны ― Обычный путь [парамит] И две стадии необычайного пути [тантры], ― В целостный путь собранных воедино основ. Он имел в виду, что практиковал и махаяну и тантраяну. Такая практика с опорой на тончайший ум ясного света может привести практикующего к достижению состояния Будды и обретения четырех тел Будды. Последователи школы сакья обращаются к этой теме в своих учениях о неразрывности самсары и нирваны. Последователи традиции ньингма – в учениях по дзогчену, великому совершенству, а ученики традиции кагью – в учениях по махамудре. Несмотря на различия в том, как именно проводится медитация, все эти практики подразумевают работу с основополагающим умом ясного света. Второй день учений Его Святейшества Далай-ламы в Леуре. Вид на зал, в котором собрались около 600 человек. Фото: Расти Стюарт Не на личность опирайся, а на Учение. Не на слова, а на смысл. Не на относительный смысл, а на высший. Не на интеллектуальное знание, а на мудрость. Попросив учеников уделить особое внимание своим нынешним снам, Его Святейшество возобновил посвящение. В качестве еще одной короткой предварительной церемонии он даровал обеты мирян и провел ритуал зарождения бодхичитты. Он подчеркнул, что надежной опорой для буддистов в следовании обетам будут Три драгоценности: Будда – учитель, Дхарма – истинный путь и Сангха – наши товарищи на пути. Он назвал альтруизм лучшим настроем ума, который противостоит чрезмерной сосредоточенности на себе и способствует физическому и ментальному здоровью. Вернувшись в зал после обеда, Его Святейшество пояснил, что практики ваджраяны должны выполняться в тайне. Он сказал: «Учения о совершенной мудрости никогда не давались открыто для широкой публики, а практики тантры преподавали даже еще более узкому кругу учеников. Тайность этих учений связана с различными ментальными склонностями практикующих. Например, существует два пути для взращивания бодхичитты – семичленный метод причинно-следственной связи и метод уравнивания и обмена себя на других. Второй называют тайным не потому, что необходимо что-то скрыть, а потому, что он не подходит для всех». Его Святейшество даровал обеты бодхисаттв и тантрические обеты, а затем перешел к основной части посвящения. В заключение он объявил, что завтра начнет объяснения по пяти ступеням Гухьясамаджи и шести йогам Ваджрабхайравы. Перевод: Ольга Селезнева |