Сохраним Тибет > В Москве состоялся Международный семинар «Буддийское образование, этика и искусство»
В Москве состоялся Международный семинар «Буддийское образование, этика и искусство»19 августа 2015. Разместил: savetibet |
В Москве в период с 13 по 14 августа состоялся Международный семинар «Буддийское образование, этика и искусство». Он проходил на двух площадках: Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКППРО), и Государственном музее Востока (ГМВ). Со-организаторами семинара выступили Институт востоковедения РАН (ИВ РАН), Государственный музей Востока (ГМВ) и Гималайский научно-исследовательский и культурный фонд (ГНИКФ, Нью-Дели, Индия). В Оргкомитет семинара вошли известные ученые: проф. К. Варику (ГНИКФ, Генеральный секретарь), д. искусств. Т.К. Мкртычев (зам. Генерального директора ГМВ), д.и.н., проф. В.П. Андросов (директор ИВ РАН), доц. Б. У. Китинов (РУДН), д.и.н., проф. Н.Л. Жуковская (зав. сектором ИАЭ РАН), проф. Т.Д. Шапошникова (в.н.с. ИТИП РАО). В работе семинара приняли участие ученые, специалисты, руководители научно-исследовательских учреждений: д. и. н., проф., директор ИВ РАН В.П. Андросов, Первый Зам. Генерального директора ГМВ Т.Х. Метакса, д. филолог. Н., проф., главный научный сотрудник ИВ РАН В.В. Вертоградова, редактор журнала «Буддизм России», к.и.н. А.А. Терентьев, к.п.н., доцент, ректор Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования Л.Д. Мунчинова, авторский коллектив учебника «Основы буддийской культуры» изд-ва «Дрофа» (Б.У. Китинов, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова) и др. Иностранные гости представляли такие страны, как Корея, Камбоджа, Бангладеш, Германия, Канада, Украина. На торжественном открытии семинара приняли участие и выступили начальник Отдела Минобрнауки РФ С.Д. Ермакова, проректор АПКППРО Д.Ю. Иванов, Верховный лама Калмыкии, представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, странах СНГ и Монголии Тэло Тулку Ринпоче, директор Культурного центра им. Джавахарлала Неру г-н Ашиш Шарма, а также представители посольств. Ими была отмечена научно-практическая значимость этого мероприятия, впервые проводимого в России, и подчеркнута необходимость продолжения теоретических изысканий и практического освоения положений и ценностей буддийской культуры. Повесткой семинара стало обсуждение новых исследований и разработок в области буддийского образования, этики и искусства в России и странах индо-буддийского мира. В современной России роль религиозной культуры в целом, и буддийской в частности, была признана в качестве одной из фундаментальных основ для обучения и воспитания детей. С сентября 2012 года во всех российских начальных школах для учащихся 4 классов был введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В новых школьных учебниках (полный курс состоит из шести модулей, один из них − «Основы буддийской культуры») предоставлены базовые знания по традициям религиозных культур: православной, исламской, иудейской и буддийской. Три года обучения показали растущий интерес школьников к буддийской культуре; в сопоставимом плане, данный модуль оказался одним из наиболее успешных. Большой интерес у участников вызвали выступления разработчиков курса «Основы буддийской культуры». По мнению Б.У. Китинова, основного автора учебника, освоение школьниками данного предмета возможно только при условии стимулирования их интереса к познанию своего прошлого. О значении комплексного подхода к изучению и преподаванию религиозной культуры говорили Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко, Т.В. Емельянова, Л.Д. Мунчинова; исторический контекст и современные тенденции развития буддийской этики были представлены в выступлениях В.П. Андросова, Л. Баруа (Бангладеш), дост. А. Ачарьи (Мьянма, Буддийский культурный центр тхеравады в Москве), Д. Содбаатар (Корея), А.Г. Люлиной, А.Ш. Койбагарова. Во второй день работы семинара в лектории ГМВ участники обсуждали особенности влияния буддийского искусства на восприятие буддизма в целом. Большой интерес вызвали выступления Г. Муллина (Канада), С. фон дер Хейде (Германия – Непал), Чен Чанратаны (Камбоджа), в которых излагались новые взгляды на историческое развитие буддийского искусства в трансгималайском регионе и Индокитае. В докладе А.А. Терентьева был подведен определенный итог составления базы данных буддийской иконографии, уникальная информация содержалась в выступлениях В.В. Вертоградовой, Д.И. Жутаева, Е.Д. Огневой (Украина). Впервые в ходе работы семинара встретились российские и зарубежные специалисты, практики и учёные в сфере буддийского образования, этики и искусства. Соответственно, одной из целей семинара стало определение новых областей сотрудничества между разными странами в сфере буддийской культуры, воссоздание условий для восприятия, хранения и распространения знаний по буддийскому образованию, этике и искусству в России. Для нашей страны проведение данного семинара – первый подобный опыт, который несомненно поспособствует развитию духовно-нравственной культуры, способностей к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде. Буддизм стал важным направлением сотрудничества между российскими национальными республиками, где имеет влияние, и различными странами индо-буддийской цивилизации. Российские власти понимают важность таких тенденций и продемонстрировали внимание к потребностям буддистов. Так, в августе 2009 г. Д. Медведев и в апреле 2013 г. В. Путин посетили Иволгинский дацан в Бурятии, и отметили значимость буддизма в российской культуре и этике. В условиях современного положения России буддийский контекст российской культуры будет все более востребован. Цивилизационные дискурсы будут способствовать формированию доверия и углублению сотрудничества между нашей страной и государствами индо-буддийской культуры, тогда как местные буддийские общины будут восстановить традиционные ценности, символы, нормы поведения и идентичности, что в конечном итоге повлияет на общие тенденции в образовании, этике и искусстве. По окончании семинара был принят проект резолюции, который будет направлен в профильные учреждения и ведомства. Участники подготовят статьи для публикации в специальной коллективной монографии. Информация предоставлена организаторами. |