Сохраним Тибет > 20-я годовщина исчезновения юного Панчен-ламы напомнила о директивах Пекина в отношении реинкарнаций
20-я годовщина исчезновения юного Панчен-ламы напомнила о директивах Пекина в отношении реинкарнаций20 сентября 2015. Разместил: savetibet |
Тибетские монахи в эмиграции в масках Одиннадцатого Панчен-ламы за решеткой. Фото: VOA. Отмечавшаяся на днях 20-я годовщина недобровольного исчезновения тибетского юноши, признанного Далай-ламой реинкарнацией Панчен-ламы Х, снова привлекла внимание к директивам китайской компартии. Гендюн Чоки Нима, которому должно исполниться 26 лет, бесследно пропал в 1995 году, когда в партийных кабинетах приняли решение назначить "собственного" кандидата. Несмотря на минувшие годы, многие тибетцы по-прежнему искренне обеспокоены его судьбой, которая остается одной из наиболее тщательно охраняемых государственных тайн. Далай-лама XIV выразил надежду, что он жив, но сегодня компартию больше волнует проблема назначения его преемника. Партаппаратчик из Тибетского автономного района (ТАР) настаивал на праве пекинского руководства регулировать перерождения тибетских лам. Некоторые "друзья говорят, что мой панчен-лама еще жив" и "у него была возможность создать семью", отметил Далай-лама на пресс-конференции в Оксфордском университете 14 сентября, но нужны новые подробности. Пока их нет, всякие комментарии по этому поводу "лишены смысла". Впрочем, добавил он, "китайское руководство более озабочено институтом далай-лам, чем мной". "Упомянутый вами панчен-лама получает образование, ведет нормальную жизнь, растет здоровым, и не хочет, чтобы его тревожили", – сказал в ответ на вопрос журналиста Reuters чиновник отдела по работе 'единого фронта' Норбу Дунчжуб (Norbu Dunzhub). Повторив отговорку пятилетней давности, он не преминул переключиться на рассуждения о том, что Далай-ламой "пренебрег историческими обычаями и нарушил религиозные ритуалы". "Данная идентификация осуществлялась без одобрения [чиновников]. Она была незаконной и недействительной", – продолжил тибетский сотрудник райкома партии. "Вне зависимости от того, что говорит или делает Далай-лама, нельзя отрицать утвержденные полномочия центральнoго правительства в отношении перерождений", – заключил он. "В прошедшие полвека люди из религиозных кругов Тибета, беря в пример выдающихся монахов всех поколений, поддерживали лидерство компартии и социалистическую систему, сделали важный вклад в национальную и этническую сплоченность", – непринужденно заявил во время посещения монастыря Джоканг 7 сентября член политбюро Юй Чжэншэн, находившийся в Лхасе по случаю 50-летия учреждения автономного района. Глава пекинской делегации, курирующий религиозные и этнические дела, вручил 1341-летнему монастырю Джоканг расписную вазу и похожий на переходящее красное знамя вымпел с золотыми иероглифами. Русская служба Синьхуа приводит лозунг, который собственноручно начертал председатель Си Цзиньпин: "Укреплять этническую солидарность, строить прекрасный Тибет". Вымпел будет постоянно напоминать монахам, что они обязаны поддерживать "этническую сплоченность" вокруг партийной верхушки. Иными словами, беспрекословно следовать директивам, касающимся реинкарнаций тибетских лам, и разоблачать "раскольническую деятельность" Далай-ламы, как требуется на занятиях 'политического перевоспитания'. Основные принципы этого курса излагает в репортаже госагентства о торжествах в Лхасе начальник института изучения марксизма-ленинизма при академии общественных наук ТАР Ван Чуньхуань (Wang Chunhuan). "Китайские руководители, с одной стороны, предостерегают 14-го Далай-ламу, чтобы он прекратил раскольническую деятельность, а с другой, призывают, чтобы в своем преклонном возрасте он сделал выбор, подходящий для государства и народа", – говорит он. Если какая-то "группировка" остается в оппозиции, центральное руководство решительно настроена на "долгосрочную битву" против нее. Можно только удивляться, с каким упорством отделы 'единого фронта' пытаются гальванизировать примитивную идеологию, которую Мао Цзэдун выдвинул еще в годы второй мировой войны. В мае 1942 года вождь компартии, провозгласивший себя "лучшим поэтом" Китая, выступил с обоснованием чистки в сфере культуры. Он начал продвигать деление людей на три категории: 'враги народа', 'союзники по единому фронту' и 'авангард народных масс'. Образование, литература, искусство обязаны показывать "неизбежность поражения" врагов, в различной степени "критиковать и объединять" союзников и настойчиво воспевать "направляющую роль" компартии. "Мы революционные утилитаристы, ставящие перед собой самые далекие цели", - указывал Мао Цзэдун, требуя изъять из оборота непонятную массам философию и религию. Валерий Никольский |