Сохраним Тибет > Второй день диалога «Взращивать мудрость, изменять людей» с участием Далай-ламы

Второй день диалога «Взращивать мудрость, изменять людей» с участием Далай-ламы


25 сентября 2015. Разместил: savetibet
Кембридж, Великобритания, 17 сентября 2015 года – На ясном голубом небе ослепительно сияло солнце, когда утром Его Святейшество Далай-лама совершил короткую поездку до Криппс Корт. Утреннее обсуждение было посвящено теме «Образование в будущем», его вел Эд Кесслер.

Второй день диалога «Взращивать мудрость, изменять людей» с участием Далай-ламы
Его Святейшество Далай-лама здоровается со своими друзья-
ми в аудитории в начале второго дня диалога «Взращивать
мудрость, изменять людей». Фото: Джереми Рассел (офис
ЕСДЛ)
В начале беседы лорд Роуэн Уильямс поделился своими наблюдениями относительно образования. Он отметил, как значимы первые месяцы и годы жизни ребенка, а также выразил озабоченность переполненностью школьных классов. По мнению лорда Уильямса, образование – это едва ли простое переливание знаний из одного сосуда в другой; следует задаться вопросом, как создать систему, воспитывающую творческих, милосердных людей. Он поведал, что когда его супруга помогала учителям в школах, случалось, ей приходилось общаться с детьми, с которыми до нее ни один взрослый не разговаривал всерьез.

Его Святейшество Далай-лама начал свое выступление с того, что описал тибетскую модель обучения, позаимствованную в Древней Индии: в рамках этой модели у каждого учителя всего несколько учеников. Учитель кропотливо объясняет им изучаемое произведение. Затем ученики читают и обдумывают этот трактат самостоятельно, после чего проводят между собой монастырские диспуты. С опорой на логику они привносят в дебаты сомнения и скептицизм, оттачивающие ум.

Его Святейшество вкратце обрисовал три этапа приобретения знаний: «Сперва мы получаем знания от учителя или черпаем их из книги. Затем мы исследуем и обдумываем то, что узнали – это время размышлений. На этом этапе очень важно много читать и рассматривать самые разные точки зрения, изучать различные буддийские и небуддийские школы мысли, исследовать логику, подкрепляющую их идеи. И наконец, мы углубляем полученные знания, применяя их на собственном опыте».

Второй день диалога «Взращивать мудрость, изменять людей» с участием Далай-ламы
Его Святейшество Далай-лама выступает на утренней сессии
второго дня диалога «Взращивать мудрость, изменять людей».
Фото: Иан Каннинг
го Святейшество добавил, что изучение устройства ума и эмоций, последствий, к которым приводят, скажем, гнев, тревожность и разочарование, – дело первостепенной важности. Это поможет нам также понять, как важно взращивать ощущение единства всего человечества. Стремление преследовать в первую очередь интересы лишь своей страны, своего сообщества – вчерашний день по меркам современного глобального мира. Его Святейшество обратил внимание, что в прошлом общечеловеческие ценности людям прививала церковь, но сегодня влияние церкви падает, а школы и образовательные учреждения пока не приняли на себя ответственности за нравственное воспитание человека. Это необходимо исправить, вот почему Его Святейшество призывает к внедрению в современное образование светской этики и поддерживает разработку соответствующих учебных программ.

Лорд Уильямс выразил свое полное согласие, добавив, что и религиозные учреждения должны больше говорить о человеческом благополучии и нашей возрастающей взаимозависимости. Отвечая на вопрос из зала, он сказал, что образование должно развивать не убежденность в чем-то, а уверенность в своих силах, и заметил, что иногда мечтает, чтобы над школьными дверями висели таблички с надписью: «Без паники!»

Участники снова разбились на небольшие группы и начали дискуссии об образовании, разрешении конфликтов и свободе, а Его Святейшество и лорд Уильямс переходили от одной группы к другой и принимали участие в обсуждениях. Его Святейшество заметил, что совет Будды, который тот дал своим последователям, – не принимать его учение за чистую монету только лишь из слепой веры, а проверять и исследовать его смысл самостоятельно, необыкновенно актуален и по сей день. Он добавил, что этика должна быть живой и отталкиваться от нравственных принципов, а не просто стать сводом жестких, абсолютных правил; самый главный критерий наших поступков – мотивация. Его Святейшество добавил, что многие привыкли считать политику грязным делом, но по сути грязна не сама политика, а мотивация, скрывающаяся за действиями политиков. Свобода вовсе не означает, что можно делать все, что заблагорассудится; она опирается на идею, что все люди по природе своей милосердны. Принцип ненасилия, ахимсы, в древнеиндийской традиции подразумевает ответственное отношение. С одной стороны, ненасилие означает служение другим, когда это возможно, но что еще более важно, о ненасилии нужно помнить, когда вы в силах причинить другим вред, но намеренно от этого воздерживаетесь.

Второй день диалога «Взращивать мудрость, изменять людей» с участием Далай-ламы
Его Святейшество Далай-лама и Роэун Уилльямс принимают
участие в работе отдельных дискуссионных групп. Фото:
Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Ведущим заключительного пленарного заседания, которое прошло во второй половине дня, стал Раджив Мехротра, секретарь делийского Фонда всеобщей ответственности, учрежденного под эгидой Далай-ламы. Он начал с того, что попросил поднять руки тех из зрителей, кто считает себя религиозными, затем духовными, и, наконец, вовсе не интересующимися подобными материями людьми. Оказалось, что в большинстве своем собравшиеся питают интерес к духовности, при этом вовсе не обязательно следуют той или иной религии. Несколько человек заявили, что им нет дела до подобных вещей.

Раджив Мехротра попросил лорда Уильямса объяснить разницу между религией и духовностью. Тот упомянул бытующее мнение, что религия – это жесткая и обезличенная система, а духовность – это нечто, что каждый выбирает для себя сам. Однако, продолжил он, религия, не ведущая к новым открытиям, пуста, как пуста и духовность, оторванная от внешнего мира. Лорд Уильямс предпочитает говорить о вере, немалую долю которой составляет доверие. Это весьма созвучно буддийской идее о принятии прибежища. Что крайне важно для каждого из нас, продолжил он, так это научиться быть правдивым, честным и искренним.

Его Святейшество в свою очередь заметил, что в целом, быть духовным – значит быть хорошим, порядочным человеком, поэтому в его голове прекрасно укладывается мысль о светской духовности. Религия подразумевает веру, и хотя некоторым кажется, что вера немыслима без величественных храмов, на самом деле, по сути это практика любви. Различные религиозные философии – это разные пути и методы понимания реальности, но вера в любой религии призвана укреплять практики сострадания и любви. Однако, по всей видимости, есть люди, которые полагают, что в их повседневной жизни вера гораздо важнее, чем практика любви.

Его Святейшество признал, что идея о том, что нас сотворил Бог, тесная связь с Богом, которую мы при этом ощущаем, обладает необыкновенной мощью. Он заметил, что концепция «одна истина, одна религия» применима на индивидуальном уровне, но живя в многорелигиозном мире, мы просто обязаны принять существование многих истин и многих религий. И конечно, самое главное, быть искренними в своей практике.

Второй день диалога «Взращивать мудрость, изменять людей» с участием Далай-ламы
Один из слушателей задает вопрос на второй сессии второго
дня диалога «Взращивать мудрость, изменять людей». Фото:
Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Из зала задали вопросы о Томасе Мертоне, об эвтаназии и природе сознания. Лорд Уильямс ответил, что религия не учит, что за жизнь нужно держаться любой ценой, хотя лично он пока не убежден, что эвтаназия приемлемый способ покинуть этот мир. Оба духовных лидера единодушно выразили свое восхищение Томасом Мертоном, которого Его Святейшество назвал надежным мостом между христианством и буддизмом.

Рассуждая о сознании, Его Святейшество заметил, что наше обычное повседневное сознание обуславливается чувственным восприятием. Более тонкий вид сознания – это сознание в сновидениях, поскольку на него уже не влияет восприятие органами чувств. Следующие виды сознания, соответственно все более тонкие, – это сознание в состоянии глубокого сна, в обмороке и во время умирания. По словам Его Святейшества, до конца 20-го века большинство ученых считали сознание производной функцией мозга. Однако, после открытия свойства нейропластичности, многие начали менять свое мнение.

Его Святейшество рассказал, что в Тибете известно немало случаев, в основном речь идет о духовных практикующих, когда после клинической смерти тело остается свежим на протяжении многих дней. Он добавил, что ученые начали проявлять интерес к этим явлениям, и даже поставили несколько экспериментов с использованием медицинского оборудования, обнаружив кое-что любопытное. Тибетцы утверждают, что в этих случаях тонкое сознание остается в теле еще некоторое время после смерти.

Его Святейшество добавил, что собрание буддийской литературы, переведенной на тибетский язык, которое насчитывает около 300 томов, можно разделить на три основные категории: наука, философия и религия. Религия касается только буддистов, но научные и философские буддийские воззрения могут представлять большой интерес для академического изучения самыми разными людьми. Благодаря таким рассуждениям, и родилась идея составить сборник буддийской науки. Идею претворили в жизнь, и в настоящее время книга переводится с тибетского на несколько языков мира, включая английский. Его Святейшество пообещал прислать в Кембридж экземпляр «Сжатого изложения буддийской науки» когда сборник будет готов.

Второй день диалога «Взращивать мудрость, изменять людей» с участием Далай-ламы
Его Святейшество Далай-лама и лорд Роуэн Уильямс проща-
ются с аудиторией по окончании диалога «Взращивать муд-
рость, изменять людей». Фото: Иан Камминг
В заключение представители от каждой дискуссионной группы вкратце поделились выводами, сделанными в группе, а некоторые даже упомянули о вдохновляющих начинаниях, которые уже идут полным ходом.

Кэмерон Тэйлор поднялся на сцену и поблагодарил всех участников, организаторов и спонсоров диалога. Он напомнил, что нынешняя встреча стала первой в рамках фонда «Призыв к диалогу», в будущем состоятся новые встречи, и они надеются увидеть на них и присутствующих сегодня. Он сказал отдельное спасибо Его Святейшеству, лорду Уильямсу и Хилари Уильямс-Паэпуорт. Диалог завершился в теплой и дружеской атмосфере, на прощание все вместе сфотографировались.

Перед тем, как покинуть Криппс Корт Его Святейшество провел короткую встречу с группой тибетцев, призвав своих соотечественников гордиться родным языком, а также богатым культурным и религиозным наследием и бережно хранить их. Он сердечно поблагодарил своих соотечественников за встречу, а также за красочное и теплое приветствие, которое они устроили ему на улице. Завтра Его Святейшество отправляется в Лондон.

Перевод: Ольга Селезнева