Сохраним Тибет > В Лондоне Далай-лама прочел публичную лекцию о нравственности и ненасилии
В Лондоне Далай-лама прочел публичную лекцию о нравственности и ненасилии28 сентября 2015. Разместил: savetibet |
Журналист Би-Би-Си Клайв Майри и Его Святейшество Далай-лама. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ) Его Святейшество ответил: «Дело в подозрительности и недоверии. Нам нужно стремиться к мирному урегулированию конфликта на родине этих несчастных, ведь именно он стал причиной, по которой они вынуждены искать лучшей доли». Когда журналист процитировал слова бывшего архиепископа Джорджа Кэри, сказанные в защиту военного вмешательства, Его Святейшество ответил: «Это его личное мнение. Я смотрю на вещи по-другому». Господин Майри упомянул, что по мнению многих молодых тибетцев, политика ненасилия в тибетском вопросе потерпела поражение. Его Святейшество не согласился, заметив, что они безусловно имеют право на собственное мнение, но будет ложью утверждать, что подход Срединного пути терпит неудачу. Напротив, он завоевывает все больше поддержки и восхищения со стороны китайских граждан. Далай-лама добавил, что многие китайцы, с которыми он встречается, просят прощения за зло, причиненное Тибету. Что касается протестов сторонников Шугдена, Его Святейшество посоветовал заинтересованным людям более тщательно исследовать этот вопрос и не позволять собственному гневу лишать ясности их суждения. Он сказал, что они могут отправиться в Южную Индию и своими глазами увидеть монастыри в тибетских поселениях, в которых около двух тысяч монахов беспрепятственно поклоняются этому духу. Его Святейшество опроверг предположение журналиста, что его расстроила невозможность встречи с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном во время текущего визита, добавив, что его поездка не носит политического характера. Он также повторил, что вопрос о существовании Пятнадцатого Далай-ламы будет зависеть от пожеланий тибетского народа. Он признал, как уже неоднократно делал в разных уголках мира, что следующим Далай-ламой вполне может стать женщина. Его Святейшество Далай-лама с братьями Хиндуджа. Фото: Иан Камминг В ответ Его Святейшество сказал, что индуизм, джайнизм и буддизм объединяют общие практики нравственности, сосредоточения и мудрости, и единственное отличие кроется лишь в том, что Будда проповедовал идею анатмана, отсутствия независимого «я». Он сказал, что называет себя сыном Индии, ведь каждая клеточка его мозга пропитана знаниями Наланды, а его тело уже давным-давно питается индийским рисом и далом. На вопрос, есть ли, по его мнению, в мире злые люди или они просто во власти заблуждений, Его Святейшество ответил: «Они во власти заблуждений. Сколько бы мы ни искали, нам не найти злого ребенка. Только взрослея, люди начинают совершать дурные поступки. Люди – общественные животные. Нас связывает любовь. А если говорить о том, становится ли мир лучше, то нужно отметить, что все больше людей начинают осознавать важность покоя ума». Зашла речь об астрологии, и Его Святейшество ответил, что он не специалист в этом вопросе, но Пятый Далай-лама, который был прекрасным астрологом, как-то заметил, что в один день с ним на свет появились также тысячи собак. После обеда, устроенного леди Мохини Кент Нун и Фондом семьи Хиндуджа, Его Святейшество отправился в лондонский театр «Колизей», где послушать его лекцию на тему индийской традиции ахимсы собралось 2300 человек. В преддверии лекции объяснили, что «ахимса» означает непричинение вреда и что Его Святейшество считает ее состраданием в действии. «Братья и сестры, – начал тибетский духовный лидер, – все люди равны. Мы все ментально, физически и эмоционально одинаковы. Все мы испытываем созидательные и разрушительные эмоции. По природе своей человек сострадателен, и сострадание нас сближает. Посмотрите на нашу повседневную жизнь – нам хорошо, когда другие улыбаются и относятся к нам с любовью. А если нас осуждают, мы чувствуем себя не в своей тарелке. Это свидетельствует о том, что нам нужны друзья. Дружбе нет дела до славы, денег или физической силы. Она опирается на доверие, а доверие рождается из любви и нежности. Таким образом, важность любви и нежности для человеческого счастья нельзя переоценить. Смысл нашей жизни – обрести радость и счастье». На это последнее замечание зрители ответили теплыми рукоплесканиями. Его Святейшество продолжил: «Многие проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, мы творим собственными руками. Почему? Мы склонны делать чрезмерный упор на второстепенных различиях между нами. Мы придаем огромное значение национальности, расе, цвету кожи, вероисповеданию, материальному положению. Мы забываем о том, что по сути мы все просто люди, и каждый из нас хочет прожить счастливую жизнь. И поскольку это так, мы все должны помогать друг другу. Его Святейшество Далай-лама выступает с лекцией в театре "Коли- зей". Фото: Иан Камминг Его Святейшество заявил, что первое главное обязательство его жизни – способствовать человеческому счастью. Второе обязательство, которое он принял на себя как буддийский монах, заключается во взращивании межрелигиозной гармонии. Он заметил, что в любой религии можно выделить три аспекта: религиозный, философский и культурный. Религиозный аспект – послание любви, сострадания, терпимости и самодисциплины, которое несут все вероисповедания. Философские воззрения, вера в бога-творца или закон причино-следственных связей, различаются, однако их цель – укрепить практики любви и сострадания. В свете этого, ахимса имеет отношение к деяниям тела и речи, но грань между насилием и ненасилием лежит в области мотивации, возникающей в нашем уме. Его Святейшество подчеркнул свое восхищение древней индийской традицией ахимсы и межрелигиозной гармонии. Он сказал, что Индия – живое свидетельство тому, что разные религии могут уживаться бок о бок в мире и уважении. По его мнению, индийские общины в таких странах как Великобритания в ответе за распространение этих древних идей, необыкновенно актуальных в современном мире. Отвечая на вопросы зрителей, Его Святейшество сказал, что ахимса не появляется сама по себе; она становится следствием взращивания душевной теплоты. Спросили, бывают ли ситуации, когда ахимса неуместна, и Его Святейшество ответил, что ахимса, или ненасилие, и непричинение вреда другим – лучшее решение для любых человеческих конфликтов. Кто-то из зала спросил, как реагировать на изнасилование и убийство своих друзей, и Далай-лама ответил: «Спросите себя, сможет ли ваш гнев хоть чем-то помочь и облегчить боль. Гнев и жажда мести разрушают покой ума. Индийский учитель 8-го века Шантидева любил давать совет, который я нахожу очень практичным и реалистичным: “Если проблему решить можно, то нет нужды беспокоиться, а если справиться с ней не в наших силах, то тревожиться тем более незачем”». Когда молодая женщина, поклонница Шугдена, потребовала ответа на вопрос о поклонении этому духу и религиозной свободе, Его Святейшество терпеливо ее выслушал и предположил, что протестующим неизвестна вся история целиком. Им следует узнать больше. Он добавил, что ему очень жаль, что они попались в сети неведения. В заключение, отвечая на вопрос, в чем смысл жизни, Его Святейшество произнес: «Счастье и радость – вот смысл нашей жизни», - и зал снова наполнили теплые рукоплескания. «Если наши поступки приносят другим радость, это очень хорошо. Спасибо вам!» Перевод: Ольга Селезнева Фоторепортаж о событии:В третий день пребывания в Лондоне, 20 сентября 2015 г., Его Святейшество Далай-лама дал интервью корреспонденту Би-Би-Си и прочел лекцию о нравственности и ненасилии. |