Сохраним Тибет > В Дхарамсале состоялся молебен о долголетии Далай-ламы
В Дхарамсале состоялся молебен о долголетии Далай-ламы7 ноября 2015. Разместил: savetibet |
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 3 ноября 2015 года – Двор храма Тхекчен Чолинг и комплекс Цуглагкханг радовали глаз цветами и яркими флагами, когда сегодня утром Его Святейшество Далай-лама в сопровождении монахов, трубящих в церемониальные рожки, прибыл на праздник.
Его Святейшество Далай-лама у статуи Будды в храме Тхекчен Чо- линг. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) «Сегодня мы празднуем схождение Будды из рая 33 божеств, где великий учитель даровал наставления своей матери, обретшей рождение в райских мирах, – начал Его Святейшество. – Этот праздник почитают и последователи палийского канона. Молебен о долголетии мне решили поднести жители Баркхам Ронгпо, Баркхам Цонгшо, Триндо и Центральный исполнительный комитет провинции Кхам. Поскольку день сегодня благоприятный, я бы хотел начать его со встречного подношения посвящения долгой жизни вам. Здесь собрались представители организаторов нынешнего праздника, жители Дхарамсалы и Гималайского региона, а также гости из традиционно христианских стран. Среди гостей члены Американского института предпринимательства, с которыми у нас в ближайшие пару дней пройдет конференция. Скорее всего, им впервые предстоит увидеть подобную церемонию». Его Святейшество объяснил, что традиционно, тибетские буддисты практикуют винаю, свод правил монашеской дисциплины, и выполняют практики однонаправленного сосредоточения и проникновения в суть вещей. Тибетский буддизм включает в себя также учение о 37 факторах пробуждения, общее для всех буддийских традиций. Характерные черты санскритского канона, унаследованные тибетским буддизмом, – это практики постижения пустоты (отсутствия самобытия), взращивания бодхичитты и шести парамит. По словам Его Святейшества, самая суть всех этих практик – помощь другим. Его Святейшество продолжил, заметив, что кроме общих учений, существуют также уникальные объяснения различных уровней сознания. Например, в обычном бодрствовании преобладает восприятие с помощью органов чувств и задействован относительно грубый уровень ума; когда мы спим и видим сновидения задействован более тонкий ум; в состоянии глубокого сна сознание еще тоньше; когда мы находимся в обмороке, проявляется еще более тонкий ум. И самое тонкое сознание проявляется во время смерти. Его Святейшество упомянул, что некоторые буддийские практикующие умеют сосредотачиваться на этом наитончайшем сознании после клинической смерти, и пока они погружены в состоянии так называемой посмертной медитации, их тела не разлагаются. В настоящее время ученые заняты исследованием этого феномена. Упомянув о беседе, которая недавно состоялась у него с индуистским свами, питающим живой интерес к буддийской философии, Его Святейшество сказал, что он и его друг пришли к единодушному мнению: люди, помнящие свои предыдущие жизни – яркое свидетельство тому, что подобные вещи существуют. «Мы выполняем практики, позволяющие проявляться более тонкому сознанию, чтобы использовать его на своем духовном пути, – пояснил Его Святейшество. – Тибетцы не изобретали эти практики, мы унаследовали их от наших индийских учителей». Его Святейшество заметил, что буддисты стран, где следуют санскритскому канону, привыкли начитывать «Сутру сердца» – краткое изложение учений о совершенной мудрости. Однако в тибетском буддизме не просто сохранилось несколько более длинных версий сутр о совершенной мудрости, но также и подробные объяснения к ним, написанные Нагарджуной и его учениками. Это безусловная заслуга бодхисаттвы Шантаракшиты, которого тибетцы величают Настоятелем. Именно он стоял у истоков традиции объяснений и комментариев в Тибете. Он также подвиг тибетцев на перевод индийской буддийской литературы на тибетский язык, благодаря чему они могут изучать священные буддийские сочинения на родном языке. Шантаракшита также положил начало строгому, скрупулезному подходу к обучению, принятому в монастыре-университете Наланда. В результате, тибетцы стали обладателями наиболее полной традиции буддийских учений. Тибетцы из Баркхам Цогшо преподносят Его Святейшеству подарок в знак благодарности во время праздничной церемонии во дворе храма Тхекчен Чолинг. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) «Необходимо преодолевать неведение. Будда наставлял: "Полностью укроти свой ум". Мы не склонны к серьезным размышлениям, мы находимся во власти множества неверных представлений, коренящихся в неведении. Мы цепляемся за внешнюю видимость вещей. В результате, нам кажется, что вещи наделены независимым существованием». Его Святейшество сослался на слова своего друга, американского психиатра Аарона Бека, который говорил отой роли, которую играет перенос наших собственных переживаний в момент, когда у нас возникают разрушительные эмоции. Ученый утверждает, что когда мы злимся, то видим своего врага полностью в черных тонах, хотя на 90 % эти эмоции – лишь наши собственные умопостроения. «Чем лучше вы поймете реальность вещей, – заметил Его Святейшество, – тем меньше будете цепляться за их независимое существование. Кроме того, пока вы не осознаете, как сильно цепляетесь за независимое существование вещей, вы не сможете серьезно продвинуться по духовному пути. Поэтому слова Будды "Полностью укроти свой ум" означают битву с разрушительными эмоциями. И первым шагом будет взращивание памятования и нравственности». Его Святейшество заметил, что в прошлом большинство тибетцев полагались лишь на слепую веру. В наши дни, когда образование в целом стало значительно лучше, по его мнению, бесконечно важно понимать уникальные особенности буддийского учения. Он посоветовал прислушаться к совету, который дается в трактате «Украшение из постижений: «Исследуй содержание, предмет и задавайся вопросом – какова цель? Какова временная цель? Какова высшая? И как они соотносятся друг с другом?» В свете этого, очень важно по совету самого Будды исследовать его слова, как золотых дел мастер проверяет качество золота. Проверяйте, исследуйте и ставьте собственные эксперименты. «Исходя из этих соображения, я и начал диалог с современными учеными, – продолжил Его Святейшество. – В буддизме мы опираемся на логическое обоснование. Мы, тибетцы, унаследовали знания, которыми можем по праву гордиться. Я не призываю других обращаться в буддизм, однако, например, наши знания в области психологии могут внести бесценный вклад в общее благополучие всего человечества. Совет Будды, что заботиться о других – в наших собственных интересах, может оказаться весьма полезным для каждого. Если мы противопоставим чрезмерной сосредоточенности на себе заботу о других, а неведению – мудрость, это пойдет на благо, ради этого стоит долго жить. Однако, как замечал геше Потова, если вы только вредите другим, лучше уж, пусть ваша жизнь будет покороче». Затем Его Святейшество даровал посвящение долгой жизни Белой Тары, в ходе которого собравшиеся под его руководством провели церемонию зарождения бодхичитты. По завершении, настоятель монастыря Намгьял провел молебен о долголетии Его Святейшества, тоже с опорой на Белую Тару. Члены четырех групп, от лица которых проводилась церемония – мужчины и женщины, пожилые и совсем юные – с радостными лицами прошествовали через храм с подношениями в руках. За молебном о долголетии, который состоялся в храме, последовала еще одна церемония, на этот раз во дворе. Перво-наперво, представители жителей Баркхама Цогшо провозгласили, что хотят поднести Его Святейшеству символический подарок в знак своей благодарности. Цогшо Шабдрунг Ринпоче зачитал восхваление достоинств Его Святейшества. Он упомянул об особой связи Авалокитешвары с жителями Страны снегов, о Великом Пятом Далай-ламе, принявшем на себя светское и духовное руководство Тибетом, и о рождении Его Святейшества в Амдо. В восхвалении Его Святейшество также поблагодарили за разъяснения о вреде поклонения Долгьялу (Шугдену) и за поддержание чистой линии учений Чже Цонкапы. Выразив обещание местных жителей не иметь ничего общего с поклонением Долгьялу, Ринпоче добавил, что все они молятся о возвращении в Тибет и мечтают, что однажды будут слушать учения Его Святейшества у себя дома. Затем Его Святейшеству поднесли золотую медаль с изображением Тибета и Будды долголетия Амитаюса, символизирующую связь жителей Баркхама Цогшо с Далай-ламами, начиная с Пятого. Жители Баркхама Ронгпо в свою очередь поднесли Его Святейшеству золотое Колесо Дхармы. Они также пообещали не поклоняться Долгьялу и добавили, что стараются убедить своих соотечественников в Тибете последовать их примеру. Тибетцы исполняют для Его Святейшества Далай-ламы народный танец во время праздничной церемонии во дворе храма Тхекчен Чолинг. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) В свою очередь Его Святейшество уверил, что и до 1959 года и после, в изгнании, духовные узы, связывающие его и жителей этих регионов, оставались крепкими и нерушимыми. «Вот это на самом деле важно, – добавил он. – Маленький мальчик из деревушки близ Кумбума, не стал бы главой Тибета, если бы между нами не было сильных кармических связей. Вы упомянули поклонение Долгьялу и то, что некоторые из наших соотечественников продолжают эти практики, но не стоит их за это корить, ведь и нынешний Далай-лама тоже их выполнял. Я начал эти практики в 1950 году в Дромо и продолжал их до 1970 года. Говорили, что Долгьял – один из главных защитников традиции гелуг. Одни ламы с этим соглашались, другие нет. Сегодня сторонники Шугдена шумно протестуют против меня. Они называют меня фальшивым Далай-ламой. Они утверждают, что я мусульманин, и тибетцы не должны меня поддерживать. Те, кто подстрекает людей к подобным действиям, должно быть испытывают ко мне личную неприязнь и вражду. Я со своей стороны, каждый день выполняю практики, направленные на развитие бодхичитты и понимание пустоты, поэтому я не сержусь на них. Начав практики поклонения Долгьялу, я, тем не менее, никогда не терял некоторого скептицизма. Заподозрив неладное, я провел собственное расследование этой истории длиной почти в 400 лет. Я прибегал к самым разным методам. Я выполнял эти практики из-за неведения. Как только мне открылось истинное положение дел, я решил их прекратить. Я также считаю своим долгом рассказывать другим о том, что стало известно мне. Однако прислушаются ли люди к моим словам или нет, их личное дело». Его Святейшество вкратце описал развитие событий с той поры, как он принял на себя ответственность за Тибет в возрасте 16 лет. Коснувшись ключевых моментов, кульминацией которых стало бегство из Тибета в Индию в 1959 году, он заключил, что сегодня, в 21-м столетии, мир изменился и взаимовыгодное урегулирование тибетского вопроса пойдет на пользу как тибетскому, так и китайскому народам. «Все меньше остается тибетцев, покинувших родину в 1959 году, однако молодое поколение, рожденное за пределами Тибета, не теряет твердости духа. Важно не сдаваться и дальше. Таши делек». Перевод: Ольга Селезнева Фоторепортаж о событии:3 ноября 2015 г., в праздник схождения Будды из рая 33 божеств, Его Святейшеству Далай-ламе поднесли молебен о долголетии в храме Тхекчен Чолинг в Дхарамсале. |