Сохраним Тибет > Cад духовной мудрости

Cад духовной мудрости


7 ноября 2015. Разместил: savetibet
Cад духовной мудростиОчень часто я вспоминаю своё первое посещение Сарнатха. Вместе с одним моим знакомым из Казахстана мы ехали на моторикше из Варанаси в сторону археологического комплекса и на самом подъезде миновали странное сооружение, которое своим очертаниями напоминало буддийскую ступу, однако имело надстройку в виде восьмиугольной башни, явно доставшейся ей из мусульманского наследия. Возможно благодаря этой странности, а возможно по каким-то другим скрытым причинам это сооружение сразу «бросилось» мне в глаза. Но времени на рассуждения у меня в ту поездку не было. Как и положено классическим буддийским паломникам мы обошли все наиболее известные достопримечательности, посетили ступы и храмы, но так и не вернулись к этому странному сооружению. Мой знакомый оказался «категоричным» буддистом, чётко делящим всё на «наше» и «не наше». Поэтому моё ненавязчивое предложение немного пройтись и посмотреть на это сооружение, вызвало бурю его негодования. Он почему-то твёрдо решил, что буддийская ступа не может иметь такую странную форму, а значит, нам там делать нечего. Впрочем, я особо и не настаивал. Не подумайте, я не ставлю ему в упрёк подобное деление вещей на буддийское и небуддийское, тибетское и нетибетское, махаянское и тхеравадинское. Я искренне признателен ему за возможность приобщиться к величайшему наследию, которую он мне тогда предоставил!

Но уже в следующую свою самостоятельную поездку я не пожалел ступней и пешком отправился удовлетворять свой интерес. И оно того стоило! Это была ступа Чаукханди. Именно в этом месте по преданию Будда впервые после просветления встретил своих бывших товарищей по аскезе. Я с жадностью и трепетом поглощал имевшуюся на информационных щитах информацию. Помню своё внутреннее восклицание, обращение к моему другу: «Как же ты мог не прочувствовать зов этого места!» Но даже в то время я не мог представить, какую роль она сыграет в моей жизни.

Впоследствии, когда я имел возможность жить в Сарнатхе довольно длительное время, я очень часто приходил сюда. Почему именно это место притягивало моё внимание, я не берусь объяснить даже самому себе. Возможно потому, что ступа Чаукханди находится в относительной удалённости от главных достопримечательностей и не вызывает повышенного интереса у большинства паломников и туристов. Возможно из-за наличия высоких деревьев, создающих спасительную тень в пятидесятиградусную жару (вот уж где действительно убеждаешься в том, что деревья – это жизнь), это тихое и уединённое место способствует размышлениям и приведению своего внутреннего мира в порядок. А возможно и какая-то другая скрытая или даже очень скрытая причина тянула меня сюда с непреодолимой силой. Я приходил, делал частичный обход (совершить полный обход не позволяет металлический забор, ограждающий проход к индуистскому святилищу, расположенному на территории комплекса) и измождённый жарой, но всё-таки чем-то неудовлетворённый возвращался в свою аскетическую обитель. Очень часто во время посещений я останавливался у забора с тыльной стороны ступы и зачарованно вглядывался сквозь него в волшебный сад, который резко контрастировал не только со жгучей реальностью Сарнатха, который тибетцы прозвали «горячим адом», но и с большинством мест, посещённых мною в Индии. Подобную зелень, свежесть и умиротворение невозможно найти даже в правительственных или посольских кварталах, частных владениях или на территории пятизвёздочных отелей в Дели. Я белой завистью завидовал владельцам этого сада и даже представлял себе, как перебравшись через забор, просто похожу среди этой красоты хотя бы несколько минут до тех пор, пока меня не выдворят с частной территории. Что это могло мне дать, я не представлял, однако перебороть появление подобной навязчивой мысли было просто невозможно. К счастью, дальше смелых фантазий мои действия не заходили. А все попытки узнать что-либо об этом саде у работников археологического комплекса или моих знакомых тибетцев и постараться как-нибудь легально посетить его не увенчались успехом. Я подходил к воротам, отделяющим узкий длинный проход, ведущий к саду, пытался задавать вопросы охранникам-индийцам, но они совершенно не говорили по-английски. Это же штат Уттар-прадеш. А Сарнатх, за малым исключением, всего лишь большая деревня. Так я и витал в несбыточных мечтаниях несколько месяцев.

А дела мои тем временем складывались не лучшим образом. После многочисленных и безуспешных попыток найти возможности и средства для обучения тибетскому языку и буддийской философии в Индии, после длительного и утомительного ожидания приглашения, необходимого для оформления визы, и решения многочисленных административных препон я, наконец, попал в Центральный тибетский университет в Сарнатхе. Там я надеялся пройти подготовительный курс, необходимый для поступления, а затем и полную программу обучения, и стать полноценным переводчиком. Однако мои радужные ожидания очень быстро улетучились. Я в принципе и до приезда был готов к отсутствию методики, системного подхода и учебных материалов, поскольку обладал определенным опытом жизни среди тибетцев и был знаком с особенностями тибетского менталитета и их отношения к жизни. Но к отсутствию подготовительного курса как такового, к отсутствию занятий, да и просто интереса со стороны администрации учебного заведения я оказался не готов. Все эти условия не просто затрудняли выполнение поставленной передо мной задачи, но делали мою миссию практически невыполнимой. Я пытался выйти из положения всеми доступными мне средствами: несколько раз приезжал в Дхарамсалу, учился в Библиотеке тибетских трудов и архивов, занимался с частыми преподавателями, брал уроки разговорного тибетского языка. Но всё это были полумеры. И хотя прогресс в изучении языка был налицо, я всё ещё не был готов к поступлению, а все мои личные сбережения подходили к концу. В очередной раз я вернулся в Сарнатх и пытался самостоятельно осваивать тексты по грамматике и философии. Но одно дело получить общие представления, и совсем другое – подготовиться к вступительным экзаменам, рассчитанным на выпускников тибетских средних школ. Про дальнейшее обучение с таким уровнем знаний речи вообще быть не могло.

Время шло, а ожидаемого результата не было. Всё чаще я анализировал ситуацию и всё чаще приходил к неутешительному выводу, что иду не правильным путём. В силу сложившихся обстоятельств, я не имел возможности бросить всё и начать обучение в другом месте. Обязательства, договоры, ожидания моих наставников и надежды родственников вязали меня по рукам и ногам. Временами отчаяние полностью завладевало моими мыслями. Надо было не просто что-то менять, надо было менять всё коренным образом. Но на что? Как? На какие средства? Как всё это объяснить моим руководителям?

Я закурил и десять дней не выходил из комнаты. И это человек, который всю свою сознательную жизнь ратовал за здоровый образ жизни и привык принимать волевые решения, несмотря на риски и непонимание со стороны друзей и близких!

Cад духовной мудростиИ вот однажды, во время очередной прогулки по центру Сарнатха, я неожиданно увидел на вожделенных воротах свежую надпись «Сад духовной мудрости, посещение с 10:00 до 17:00». Меня пронзило током. Оказывается, объект моих грёз не был частным владением, просто раньше он не был готов к приёму посетителей! Ни секунды не колеблясь, я бросился стучать в ворота. Калитку открыл улыбчивый индиец. Памятуя о предыдущих контактах, я, задавая вопрос о возможности посещения сада, сопроводил его активной и доходчивой жестикуляцией. Но она оказалась излишней. Радушный жест рукой открыл врата рая. На все мои попытки вручить плату за проход индиец лишь отрицательно мотал головой и только нерешительно протянул мне адресную книгу, в которой нужно было оставить свои контактные данные. Это было как в сказке – мало того, что я, наконец, мог осуществить свою давнюю мечту и посетить этот дивный сад, оказалось, сделать это можно на безвозмездной основе! Честно говоря, после грабительских расценок, установленных индийским правительством на посещение археологических и культурных памятников иностранцами, этот подарок был поистине царским. Как тут не вспомнить, что Индия это страна чудес и мудрецов.

Итак, черкнув небрежным почерком несколько строк в гостевой книге, я быстрым шагом направился по длинному проходу в сторону сада. На входе меня приветливо встретила большая каменная плита из красного песчаника с высеченной надписью «Сад духовной мудрости». Помните, как в русских сказках – на развилке дорог путника обязательно встречает камень с надписью «направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдешь – голову сложишь, прямо пойдёшь…» На секунду я почувствовал себя сказочным персонажем. Нет, у меня не было ни тревог, ни сомнений, да и выбора, честно говоря, как и обратной дороги для меня не существовало. Я ещё не знал, что приму здесь решение, которое снимет все мои накопившиеся за несколько лет напряжения, откроет новые возможности и столкнёт меня с новыми вызовами. Просто причины и сопутствующие условия уже сложились, оставалось лишь сделать последние несколько шагов.

В отличие от сказочного героя я не привстал в стременах и не стал всматриваться вдаль, просто достал фотоаппарат и запечатлел эту картину для истории. Первый же взгляд на открывшиеся просторы позволил ощутить присущую ему гармонию, тщательность и продуманность, с которой сад был распланирован, а также любовь и заботу, с которой за ним ухаживали. Как человек, проработавший какое-то время в компании, занимавшейся ландшафтным дизайном, я сразу оценил, каких трудов и усилий стоит поддерживать такую огромную территорию в порядке. Особенно учитывая климатические условия Сарнатха. Остриженные деревья и кустарники, цветущие розы и экзотические пальмы лишь подчеркивали особенность места и создавали необходимую для сосредоточения атмосферу, которая уже сама по себе лишала восприятие обыденности.

Сделав всего пару шагов, я увидел в тени раскидистых деревьев тхеравадинского монаха, находившегося в созерцательном погружении. Мне не хотелось ему мешать, поэтому я быстро миновал место его уединения и прошёл на открытую площадку с небольшими информационными щитами. Я быстро пробежал их глазами, но поскольку мне хотелось составить общее представление о саде, не стал долго задерживаться, оставив осмысление содержания на будущее.

Побродив по дорожкам, выложенным всё тем же песчаником, поражаясь красотами невиданных мною ранее разновидностей пальм и вдыхая ароматы роз, георгинов, ромашек и других цветов, я вышел к следующей площадке, которую обрамляла композиция из каменных скульптур, посвящённая Благородному восьмеричному пути. Инстинкт первооткрывателя и чувство прекрасного не оставляли мне выбора – я принялся фотографировать всё подряд.

Были ещё сад лекарственных растений, небольшой парк из высоченных деревьев с лавочками и столиками для чтения, расположенными таким образом, что часть из них постоянно находится в тени, живописная композиция с сухим деревом, каменная композиция с непонятными не то китайскими, не то японскими иероглифами, чудесные виды на ступу Чаукханди и огромное море цветов. Но я не буду раскрывать вам все секреты этого волшебного места и оставлю словесный образ неоконченным, чтобы не лишать вас удовольствия непосредственного восприятия этого удивительного явления, которое вы сможете получить при личном посещении.


Cад духовной мудростиCад духовной мудростиCад духовной мудрости

Cад духовной мудростиCад духовной мудростиCад духовной мудрости

Cад духовной мудростиCад духовной мудростиCад духовной мудрости

Cад духовной мудростиCад духовной мудростиCад духовной мудрости

Cад духовной мудростиCад духовной мудростиCад духовной мудрости


Однако помимо внешних красот у этого сада есть и другие особенности. Недаром же его назвали Садом духовной мудрости. Я уже упоминал об информационных щитах и композиции, посвящённой Благородному восьмеричному пути. Когда бы вы ни пришли сюда, вы всегда встретите людей, сидящих где-нибудь поблизости и размышляющих о прочитанном. Нет, вы не найдёте здесь каких-то уникальных советов, вся эта информация доступна и из других источников, но есть одно но. Во-первых, как утверждает традиция, чтобы произошел процесс передачи знания, необходимы пять составляющих: правильное место, правильное время, правильный учитель, правильное учение и достойный сосуд (готовый к пониманию ученик). Все эти составляющие, как нетрудно догадаться, наличествуют в этом месте. Люди, намеренно приходящие сюда, обладают и временем, и желанием к познанию. Стенды с информацией в определённой степени заменяют собой учителя и учение. Ну а тихое уединённое место способствует сосредоточению, восприятию и освоению материала. Здесь можно не только послушать (а точнее почитать), но и поразмышлять над прочитанным, привести свои чувства в порядок и, погрузившись в состояние умиротворённого созерцательного равновесия, попытаться взрастить или укрепить в потоке своего ума определённые качества (или, как принято их называть, благие ментальные факторы).

Пришло время взглянуть на информационные щиты. Особенно мне импонирует форма подачи материала – она доступна для понимания даже маленьким детям.

Cад духовной мудростиCад духовной мудростиCад духовной мудрости

Cад духовной мудростиCад духовной мудростиCад духовной мудрости

Cад духовной мудростиCад духовной мудростиCад духовной мудрости

Cад духовной мудростиCад духовной мудростиCад духовной мудрости


1. В суете повседневной жизни мы часто забываем привести себя в порядок.
2. Все мы привыкли приводить себя в порядок на внешнем уровне. Однако мы – это, несомненно, нечто большее, чем наша внешность.
3. Наше имущество и привязанности держат нас в неведении относительно подлинного устройства мира и нас самих.
4. Соблазны этого мира настолько сильны, что они полностью поглощают наш разум. Наша утончённая составляющая теряется в этом грубом мире материи.
5. Однако кроме нас самих нет иной причины наших страданий. Мы страдаем, потому что порождаем напряжённые состояния своего ума.
6. Страдание это внутренние травмы, напряжение, разочарования и нервные расстройства с которыми мы живём. Оно является следствием нашего неведения. Старение, болезни, страх смерти, эмоциональная и физическая боль – всё это тоже разные виды страданий.
7. Страдание – это дукха. Дукха (санскр. duhkhah) это привязанность ко всему непостоянному, преходящему, мнимому, неподдающемуся нашему контролю.
8. Мы можем изменить своё состояние, используя свой интеллект и во многих случаях предотвратить усиление негодования, гнева и ненависти. Осознанность и внутреннее равновесие могут освободить нас от страданий.
9. Равновесие это состояние эмоциональной или ментальной устойчивости. Или спокойствие, возникающее на основе глубинного осознания и принятия текущего момента.
10. Мы также должны понимать, что с нами происходит. Это знание помогает разорвать круг страданий и боли, по которому мы ходим. Самоосознание ведёт к пониманию того, что мы по своей природе духовные существа и что то, в чём мы действительно нуждаемся, это духовная пища.
11. Медитация [созерцательное погружение и взращивание или укрепление благих ментальных состояний] – это внутреннее путешествие, выводящее наш ум из беспокойного, встревоженного, смущённого и сбитого с толку состояния, конечная цель которого спокойствие и безмятежность.
12. Базовый принцип духовной практики медитации это изменение чувств и ощущений. Положительные эмоции гарантируют хорошее умственное и физическое здоровье.

Четыре благородные мысли, гласящие о страдании:



Cад духовной мудростиCад духовной мудростиCад духовной мудрости


Cад духовной мудростиCад духовной мудростиCад духовной мудрости


1. Страдание наполняет всё наше существование.
2. Причина страданий – неведение о непостоянной природе действительности.
3. Осознание этого факта – средство, устраняющее страдания.
4. Практика Благородного восьмеричного пути ведёт к устранению страданий.

Наша жизнь наполнена страданиями. Страдание это боль, старение, болезни и смерть. Это также печаль, гнев, зависть, страх, беспокойство, отвращение, ненависть и отчаяние.

У страданий есть причина. Действительность – это постоянное изменение, однако неприятие этого факта служит источником страданий. Привязанность к тому, что непостоянно, служит источником страданий. Неведение, выражающееся в неспособности увидеть вещи такими, какими они являются на самом деле, служит источником страданий.

Существует прекращение страданий. Страдание можно прекратить, устранив его причину. Причина – неведение и привязанность. Устранив все виды [страстных] желаний, неприязни и беспокоящих мыслей, можно прекратить страдания.

Страдания можно прекратить, следуя восьмеричному пути.

Благородный восьмеричный путь



Правильное знание – осознание непостоянства, а, следовательно, непривязанность.
Правильные мысли – устранение непроизвольных отрицательных мыслей и сознательное порождение положительных мыслей.
Правильная речь.
Правильные деяния.
Правильный способ обретения средств к существованию.
Правильные усилия – желание практиковать правильное сосредоточение.
Правильное памятование – внимание к действительности и взаимодействие с ней.
Правильное сосредоточение – беспристрастное наблюдение за [своим] умом.

Практические цели восьмеричного пути

Осознание изменчивости.
Непривязанность.
Управление своим умом.
Пребывание в действительности.

Правильные воззрения

Понимание того, что всё меняется. Понимание того, что привязанность к чему-либо в изменяющейся действительности бессмысленно. Осознание того, что непривязанность может устранить страдание.

Правильные мысли

Устранение отрицательных и сосредоточение на положительных мыслях. Отрицательными мыслями можно управлять, фокусируя внимание на сострадании, непостоянстве, а также неизбежности смерти. Понимание и преодоление страданий в мыслях, которые несут смятение, беспорядок, гнев, ненависть, страстные желания и вожделение.

Правильные усилия

Сосредоточение на собственных ощущениях, эмоциях и мыслях. Сознательное усилие, направленное на понимание того, что страдания существуют только в наших мыслях и что то, что существует в наших мыслях зачастую более надуманно, чем реально.

Правильная речь

Правильная речь требует отказа от обмана, пустой болтовни, сплетен и оскорблений.

Правильные деяния

Требуют избегать действий, сопряжённых с воровством и отнятием жизни.

Правильный способ обретения средств к существованию

Предлагает зарабатывать на жизнь честными средствами, без хитрости и обмана. Если же мы совершаем что-то неправильное, необходимо искренне раскаяться и решить не повторять это снова.

Правильное памятование

Подразумевает фокусирование своего внимание на текущем моменте, а не на собственных вечно меняющихся внутренних [не связанных с текущим моментом] мыслях.

Правильное сосредоточение

Правильное сосредоточение это тренировка беспристрастного наблюдения за своими внутренними мыслями, сопровождающаяся успокоением дыхания, тела и эмоций.


Cад духовной мудростиВот, собственно говоря, и всё, что вы сможете здесь прочитать. Как я уже говорил, всё, что здесь написано, можно найти и в других источниках. Более того, информация дана в довольно сжатом виде, и если вы захотите расширить своё понимание, вам необходимо обратиться к другим источникам – книгам или аудиозаписям лекций, в которых эта тема раскрывается более подробно. Я же, возвращаясь к теме статьи о трудных решениях в тяжелых ситуациях, добавлю только две вещи.

Во-первых, напомню, что ступа Чаукханди была возведена в месте, где Будда впервые после просветления встретил своих бывших товарищей по аскезе. Говорят, что они сначала не хотели принимать и слушать его, поскольку он оставил их и, по сути, предал совместную практику. Но поразившись изменениями, произошедшими в нём, изменили свою точку зрения и, выслушав его, стали его учениками, сформировав таким образом сангху. Представьте себя на месте этих людей. Я думаю, такое изменение позиции далось им не просто, и это место несёт на себе отпечаток силы, способствовавшей принятию подобного непростого решения. К тому же близость места, где был осуществлён Первый поворот колеса учения и миру было явлены Четыре истины благородных, а также Восьмеричный путь благородных, превращают этот сад в совершенно особое место.

Во-вторых, мой личный опыт принятия трудного решения в очень непростой ситуации, позволяет рекомендовать его для посещения. Читая в тридцатый, сороковой, а может быть и сотый раз об основах буддийского воззрения, я неожиданным для себя образом вычленил из этого обширного материала советы, которые помогли мне осознать, что привязанность к любым объектам, даже если они с некоторых точек зрения представляются благими, несет страдания. Что боязнь встречи с нежелательным сама по себе несёт большие страдания, чем встреча с ним, что бескомпромиссное и беспристрастное самонаблюдение ведёт к прекращению страдания, что сложные решения, принятые в результате умозаключений, сделанных на основе правильных посылок, не ведут в пропасть, а открывают новые возможности. Пусть с новыми вызовами, с новыми трудностями, но они открывают путь и разрывают замкнутый круг. Что изучение теории познания и распознавание различных актов ума имеют практическое, а не чисто научное значение. И многое, многое другое.

Юрий Пучко специально для savetibet.ru

Другие статьи автора:


Что тебе нужно? Или как я писал о тибетской каллиграфии

Паломникам на заметку. Пещера Тилопы в Трилокпуре


Молитвенные флаги Тибета