Сохраним Тибет > В Дхарамсале прошел второй день симпозиума «Изобилие без привязанности»
В Дхарамсале прошел второй день симпозиума «Изобилие без привязанности»12 ноября 2015. Разместил: savetibet |
Выступление Хернандо де Сото на первой сессии второго дня сим- позиума. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Де Сото для начала предложил задуматься над вопросом, почему многие имеют так мало и немногие так много. По его убеждению, со времен падения Берлинской стены стало ясно, что победил свободный рынок. Он объяснил, что для развивающихся стран усиление капитализма – ключевой момент, поскольку это предоставляет возможности для создания прибавочной стоимости. Капитализм строится на договорах, на документах, закрепляющих право частной собственности. Он добавил, что 70 % населения Земли не имеют прав собственности, закрепленных законом и документами. В этой ситуации вспоминаются слова Людвига Витгенштейна, которого спросили: «Что такое вселенная?», а он ответил: «Вещи, связанные друг с другом». Когда Вишну Сваминатхана спросили, как свобода предпринимательства помогает развитию Индии, он подхватил тему частной собственности, начатую де Сото, обратив внимание, что 97 % индийцев не платят подоходный налог. Поскольку из-за этого они находятся вне системы, они не могут взять ипотечный кредит и купить дом, как это делают другие. Он и его коллеги пришли к выводу о необходимости налаживать непосредственные связи между покупателями домов и строителями. Затем, они открыли важную роль женщин. Женщин, которые обеспечивают ежемесячные платежи, и женщин, которые сплачивают сообщество. Исследователи также обнаружили, что если люди бедны, у них возникает желание добиться лучшего. Женщины однозначно заявляют, что даже если сейчас у них нет холодильника, они хотят, чтобы в их новом доме было для него место. Шив Кемка отметил, что хотя общемировой доход неукоснительно растет, его распределение до сих пор весьма неравномерно. Он сказал, что ситуация с неравным распределением благосостояния напоминает пожар. Гурчаран Дас не согласился, заметив, что его водитель так не думает: «Ему нет дела, что Амбани богат; его волнует только, как дать образование своей дочери. В Индии мы больше внимания уделяем тому, как вытащить людей из нищеты, чем справедливому распределению. Тут дело не в зависти». На это Шив Кемка возразил: «Я говорю о равных возможностях, о вероятности заработать деньги тем, кто находится в самом низу. Я считаю, наша система терпит неудачу. Она слишком продажная. Мы упускаем основополагающие моральные нормы. Мартин Лютер Кинг говорил: “Каждый человек должен в какой-то момент принять решение, идет ли он к свету творческого альтруизма или во тьму разрушительного эгоизма”. Это очень сильная идея». Садананд Дхуме спросил Джея Панду, что на это сказали бы его избиратели. Тот ответил, что в целом они тоже больше заботятся о хорошем образовании для своих детей, улучшении здравоохранения и тому подобных вещах. Однако, он признал, что коррупция и несправедливая система порой очень сердят людей. По его мнению, результаты всеобщих выборов прошлого года показали не только поддержку Моди, но и недовольство коррупцией и инфляцией. Когда попросили поделиться своими мыслями Его Святейшество, он ответил: «Я не знаю. Все эти проблемы весьма сложные. Все в мире взаимосвязано. Однако, мы забыли упомянуть, что экономический успех США связан с войной – производством и продажей оружия. Но оружие нельзя подвергнуть вторичной переработке… Мне кажется, что в основе капитализма в целом лежит идея личной наживы, тогда как социализм по крайней мере заботится о нуждах общества. Что мне очень понравилось в идеях Маркса, так это его забота об эксплуатируемых рабочих и призыв к более равномерному распределению благ. Однако обе эти системы зависят от людей, которые их строят. Его Святейшество Далай-лама комментирует выступления участни- ков первой сессии второго дня симпозиума. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Дхуме спросил, изменилось ли положение дел к лучшему за те 57 лет, что Далай-лама провел в Индии. «Да, – ответил тибетский духовных лидер. – В Индии жива древняя традиция ахимсы, или ненасилия, непричинения вреда другим. Это означает, что если у вас есть возможность поэксплуатировать других, а вы намеренно от этого воздержались, вы проявили ахимсу, опирающуюся на каруну: сострадание или уважение к другим. Если у вас дурная мотивация, то даже благие поступки не принесут ничего хорошего. Демократия – прекрасная система, но даже она не принесет пользы, если люди эгоистичны. Отсутствие свободы, свободы слова ограничивает наши творческие способности. Вот почему на встречах с китайцами я часто повторяю, что один миллиард триста миллионов жителей Китая должны получать правдивую информацию о происходящем. А получив ее, они сами в состоянии будут рассудить, кто прав, а кто виноват. Поэтому цензура в корне неверный подход. В этом отношении Индия гораздо более свободная страна. Если мы хотим оставаться реалистами, мы должны действовать в соответствии с текущей ситуацией. Что касается вопроса, склониться в сторону социализма или капитализма, то после распада Советского Союза президент Вацлав Гавел пригласил меня в Чехословакию. В тот переходный для стран Восточной Европы момент я отметил, что было бы здорово взять все лучшее от обеих систем». После короткого перерыва на чай, началась вторая сессия, ведущим которой стал Роберт Дор, а участниками Гурчаран Дас, Артур Брукс, Тулли Фридман, председатель и исполнительный директор «Friedman Fleischer & Lowe LLC» и Его Святейшество. Обсуждали вопрос: «Нравственен ли рынок?» Начал Гурчаран Дас, сказавший, что рынки нельзя считать нравственными или безнравственными, они просто подают сигналы о том, как себя вести. Он привел в пример продавщицу фруктов около своего дома. Однажды он пожаловался ей на дороговизну манго, а она возразила: «Но они же очень хорошие», и он купил немного. Фрукты оказались весьма несвежими. Тогда он рассказал об этом своим друзьям и соседям, и те перестали покупать у этой женщины, предпочитая ее конкурентов. Он назвал это свободой выбора и возможностью наказывать за плохое поведение. Он добавил, что когда человек проявляет нечестность, то подрывает доверие к себе, и рыночные механизмы вынуждают его вести себя достойно. Он привел еще два примера. Один печальный, времен его работы на компанию «Проктор и Гэмбл». Менеджер по закупкам настолько снизил цену поставщикам, что те начали поставлять некачественные ингредиенты. Более плодотворной оказалась политика одной небольшой компании, которой удавалось нанимать на работу самых лучших специалистов – всем было известно, как хорошо в компании относятся к работникам. «Рынки основываются на доверии, – сказал Дас. – Когда я сажусь в такси, водитель не проверяет, есть ли у меня деньги, чтобы заплатить за проезд, он мне доверяет. Рынки подают сигналы, за которыми следует саморегуляция, неотъемлемая часть экономики». Артур Брукс вступил в полемику, заявив, что и в капитализме тоже заложено стремление к добру: служение, непривязанность и оптимизм. Он определил служение в терминах сострадания, предположив, что свобода предпринимательства служит обществу не с помощью благотворительности, а создавая новые возможности для других. Он пояснил, что непривязанность – это понимание опасности и власти материализма. Он рассказал о своем разговоре с одним тибетским монахом, заметившим, что Мао Цзэдун поначалу был увлечен хорошей идеей, но потом его испортила власть. Брукс уверен, что мы по сути только управляем ресурсами, оказавшимися в наших руках, поэтому обязаны направлять их на благо других, и институт частной собственности призван защитить вещи, которыми мы должны поделиться с другими. Он посоветовал своим коллегам на забывать о благодарности. Третья ценность капитализма, оптимизм, по его мнению, заключается в возрождении веры в людей. На бедных людей надо смотреть как на актив, а не проблему. Нужно понимать, что у них есть потенциал для развития. Либби Лью, президент радиостанции «Свободная Азия», сравнила американскую идею «капитализма с человеческим лицом» и ситуацию в Китае. Она признала огромное влияние Китая на современный мир, однако выразила опасения по поводу отсутствия нравственного стержня, духовной жизни, чувства сообщества. Китаем правит элита, полагаясь лишь на свою власть. Лью уверила, что любое доброе начинание в Китае обречено на провал из-за коррупции. Однако она завершила свою речь на мажорной ноте, выразив надежду, что в конечном итоге благая человеческая природа все же одержит верх. Его Святейшество Далай-лама выступает на второй сессии второго дня симпозиума. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Гурчаран Дас заметил, что нет ничего незаконного в преследовании личных интересов; нельзя называть это только жадностью. Хернандо де Сото заметил, что Арабская весна привлекала всеобщее внимание благодаря тому, что это поистине было движением народных масс. Люди не захотели больше терпеть незаконное лишение собственности и правительственную коррупцию. Даниэлла Плетка назвала Америку самой могущественной державой мира с самой успешной экономикой. По ее мнению, проблемы могут возникать, если американское правительство откажется использовать свой авторитет для поддержания нравственных ценностей. Когда Роберт Дор обратился к Его Святейшеству с просьбой добавить несколько слов о капитализме в Индии, тот ответил: «Я всегда повторяю, что Индия опирается на основополагающие древние ценности – ахимсу, ненасилие, и традицию межрелигиозной гармонии. Эти ценности живы до наших дней. Есть также древняя индийская психология, прекрасное собрание знаний. Все это часть богатства Индии. Нынешние индийцы стремятся получить современное образование и воспользоваться благами технологического прогресса, но им не стоит пренебрегать и старыми проверенными идеями. Мне бы хотелось задать вам вопрос. Швеция кажется по-настоящему социалистической страной, где практически не существует разрыва между бедными и богатыми. В Австрии тоже очень мало миллионеров, и практически незаметна разница между бедными и богатыми. Как вы думаете, почему это так?» Артур Брукс ответил, что эти наблюдения даже в большей степени касаются Дании, однако Дания – страна с очень маленьким населением, и ее жителям относительно несложно прийти к согласию. Большой вопрос, можно ли применить датскую модель к Индии. Хернандо де Сото полностью согласился с вышесказанным, добавив, что в США эту проблему решают благодаря тому, что одна политическая партия в основном сосредотачивается на защите интересов людей от крупных компаний, а другая защищает крупный бизнес от правительства. «Я хотел подчеркнуть не важность религиозной веры, – ответил Его Святейшество, – а важность заложенной в нас от природы склонности к добру. Мы выживаем благодаря состраданию и основополагающей человеческой любви и нежности. Дети растут здоровыми, если их окружает любовь. Причина, по которой религиозные традиции, зародившиеся в разные времена и в разных местах, единодушно проповедуют важность любви, в том, что без нее нам просто не выжить. Искренняя любовь – это то, что в конечном итоге выправляет все наши взаимоотношения. Ученые утверждают, что стресс и страх вредят нашему здоровью, а покой ума способствует хорошему самочувствию. Мое сострадание не очень-то помогает справиться с болью в коленях, но без сомнений оно вносит колоссальный вклад в мое общее благополучие. Душевная теплота – ключ к выживанию человечества. Если бы в основе экономических отношений лежала доброта, мир был бы совсем другим. Нам нужно взяться за работу. В свете этого, американская экономика очень важна для всего мира». Подводя итоги симпозиума, Артур Брукс спросил: «Почему бы нам не сделать четыре вещи? Быть благодарными за изобилие; отказаться от жадности; посвятить свои жизни созданию новых возможностей; и, пожалуйста, делитесь с другими тем, что мы обсуждали на этой встрече. Я хотел бы поблагодарить Его Святейшество – для нас огромная честь быть с вами”. Перевод: Ольга Селезнева |