Сохраним Тибет > Далай-лама даровал учения по восьми великим тантрическим комментариям монастыря Гьюдмед

Далай-лама даровал учения по восьми великим тантрическим комментариям монастыря Гьюдмед


15 декабря 2015. Разместил: savetibet
Хунсур, штат Карнатака, Индия, 12 декабря 2015 года – Утром Его Святейшество Далай-лама занял свое место на троне, и оглядев храм, обратил внимание, что монахам раздавали тексты комментариев, по которым проводятся сегодняшние учения: напечатанные в традиционном тибетском формате длинные листы, обернутые в желтую ткань. Его Святейшество объявил, что восемь великих тантрических комментариев Гьюдмеда предназначены далеко не для всех.

Далай-лама даровал учения по восьми великим тантрическим комментариям монастыря Гьюдмед
Его Святейшество Далай-лама дарует учения в монастыре Гьюдмед.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Это тайные комментарии, предназначенные лишь для тех, кто практикует Ваджрабхайраву или Гухьясамаджу. Только твердым приверженцам своего слова следует брать экземпляр этих текстов. Если вы решительно настроены на выполнение практик, то пожалуйста, оставьте у себя копию, но мы напечатали всего несколько сотен экземпляров. Когда в монастыре Гьюто я даровал учения по “Семи главам о Ваджрабхайраве”, произведению, тоже предназначенному лишь узкому кругу учеников, я попросил оставлять у себя экземпляр текста только в том случае, если вы действительно намерены практиковать.

Сегодня на мои учения приехал Сакья Дагтри, таким образом, он станет не только держателем традиции “Пути и плода”, но и Сегью. В конце одного из трактатов по Гухьясамадже, в заключительной молитве Гухьясамаджи, Чже Цонкапа пишет: “Этот путь приведет тебя к пробуждению всего за одну жизнь”».

Его Святейшество пояснил, что восемь великих комментариев касаются в основном практик стадии завершения и относятся к самым разным тантрическим традициям системы Гухьясамаджа, сохраняющимся в стенах монастыря Гьюдмед. Он добавил, что Калачакра следует собственной системе, как и последователи учения Кагье школы ньингма. В дзогчене также проводят грань между непробужденным умом и изначальной осознанностью.

«В Тибете в монастыре Гьюдмед был обычай, согласно которому 32 монаха периодически выполняли строгое затворничество по Гухьясамадже-тантре в Чумиглунге. Не знаю, действительно ли они медитировали о Гухьясамадже, однако настоятель даровал им учения именно по этим текстам. Даже если кто-то из монахов умирал, двери не отворяли; они были накрепко запечатаны. Когда Джамьянг Шепа Нгаванг Цондру проводил подобное затворничество в Чумиглунге, он медитировал также о 173 аспектах трех видов знания.

Я посоветовал устроить места для затворничества и в монастырях Сера, Дрепунг и Ганден. Как говорил архат Сагара: “Медитация помогает извлечь самую соль этой жизни. Не удовлетворяйтесь лишь тем, что носите монашеское одеяние. Размышляйте о Дхарме. Стремитесь постичь суть путем изучения, сосредоточения и практики”.

Чже Ринпоче наполнил свою жизнь смыслом, исключив из нее восемь мирских забот. Он отклонил приглашение китайского императора, которое другие на его месте были бы рады принять.

Далай-лама даровал учения по восьми великим тантрическим комментариям монастыря Гьюдмед
Мандала Гухьясамаджи, построенная к учениям Его Святейшества
Далай-ламы в монастыре Гьюдмед. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)
Если есть возможность строить удобные центры для затворничества, нам следует это делать. Вслед за Джамьянгом Шепой, мы тоже должны уделять время размышлениям о 173 аспектах трех видов знаний. Недостаточно просто начитывать мантры. В тантрическом университете Гьюдмед уже разработана учебная программа на основе сочинений предыдущих Далай-лам. Когда мне принесли эти трактаты, я выбрал один – это был комментарий к “Украшению ясного постижения”, написанный Пятым Далай-ламой. Сохранение и изучение трактатов Далай-лам раньше было прерогативой монастыря Деянг».

Перед тем, как приступить к чтению восьми великих тантрических комментариев, Его Святейшество сказал, что получил передачу этих сочинений от Линга Ринпоче, и большинство из них относятся к практикам стадии завершения. Спокойным, ровным голосом Его Святейшество читал до самого обеда и продолжил чтение после, когда все вновь собрались в храме. Последние слова трактата по Калачакре он произнес, когда солнце уже клонилось к закату. Заметив, что учения Калачакры прекрасно разъясняются в собрании сочинений Кедруба Чже, Его Святейшество сказал, что вчера, во время подготовительных церемоний, он взглянул на алтарь и подумал, что вместо статуй Будды и Чже Ринпоче на полках должны стоять собрания Кангьюра и Тенгьюра.

«Не так давно меня приглашали осветить гигантскую статую Гуру Падмасамбхавы на озере Цопема. Гуру Падмасамбхава сыграл необыкновенно важную роль в истории становления буддизма в Тибете. Он сочинил для тибетцев прекрасные молитвы. Я большой почитатель его доброты, но не мог не отметить в тот раз, что статуя Падмасамбхавы простоит долгие годы, но никогда не заговорит. Подобным образом, мы с величайшим почтением относимся к статуе Будды в Бодхгае, но и она вечно будет хранить молчание.

Я твердо верю, что если бы Чже Цонкапа оказался здесь с нами и мы смогли бы задать ему вопросы, он бы сказал: “Все ответы уже есть в 18 томах собрания моих сочинений”. Пожалуйста, усердно их изучайте. Мы должны быть буддистами 21-го столетия; нам нужно понимать смысл, а не просто повторять за другими. Более того, полезно было бы читать не только произведения самого Чже Цонкапы, но и тех, кто его критиковал. Посмотрите, какие доводы выдвигали Дакцан Лоцава, Шакья Чокден, Горампа и Ронгтон Шеджа Кунриг. В наши дни монахи склонны ограничивать круг своего чтения лишь произведениями, традиционно принятыми в их монастыре».

В заключение все вознесли молитвы о процветании учений Будды.

Прощаясь, Его Святейшество посоветовал собравшимся подойти и рассмотреть песочную мандалу : «Когда вы с преданностью смотрите на мандалу, вы освобождаетесь от злодеяний бесчисленных жизней. Подходите к ней с доброй мотивацией в сердце, помня о бодхичитте и понимании пустоты. Никакой спешки нет, монахи будут читать молитвы перед мандалой еще несколько дней, а потом ее разрушат. Я надеюсь вскоре увидеть большинство из вас в монастыре Таши Лунпо. Мы также приглашаем всех желающих посетить конференцию института “Ум и жизнь” в монастыре Сера».

Перевод: Ольга Селезнева