Сохраним Тибет > Далай-лама даровал учения по восьми великим тантрическим комментариям монастыря Гьюдмед
Далай-лама даровал учения по восьми великим тантрическим комментариям монастыря Гьюдмед15 декабря 2015. Разместил: savetibet |
Хунсур, штат Карнатака, Индия, 12 декабря 2015 года – Утром Его Святейшество Далай-лама занял свое место на троне, и оглядев храм, обратил внимание, что монахам раздавали тексты комментариев, по которым проводятся сегодняшние учения: напечатанные в традиционном тибетском формате длинные листы, обернутые в желтую ткань. Его Святейшество объявил, что восемь великих тантрических комментариев Гьюдмеда предназначены далеко не для всех.
Его Святейшество Далай-лама дарует учения в монастыре Гьюдмед. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Сегодня на мои учения приехал Сакья Дагтри, таким образом, он станет не только держателем традиции “Пути и плода”, но и Сегью. В конце одного из трактатов по Гухьясамадже, в заключительной молитве Гухьясамаджи, Чже Цонкапа пишет: “Этот путь приведет тебя к пробуждению всего за одну жизнь”». Его Святейшество пояснил, что восемь великих комментариев касаются в основном практик стадии завершения и относятся к самым разным тантрическим традициям системы Гухьясамаджа, сохраняющимся в стенах монастыря Гьюдмед. Он добавил, что Калачакра следует собственной системе, как и последователи учения Кагье школы ньингма. В дзогчене также проводят грань между непробужденным умом и изначальной осознанностью. «В Тибете в монастыре Гьюдмед был обычай, согласно которому 32 монаха периодически выполняли строгое затворничество по Гухьясамадже-тантре в Чумиглунге. Не знаю, действительно ли они медитировали о Гухьясамадже, однако настоятель даровал им учения именно по этим текстам. Даже если кто-то из монахов умирал, двери не отворяли; они были накрепко запечатаны. Когда Джамьянг Шепа Нгаванг Цондру проводил подобное затворничество в Чумиглунге, он медитировал также о 173 аспектах трех видов знания. Я посоветовал устроить места для затворничества и в монастырях Сера, Дрепунг и Ганден. Как говорил архат Сагара: “Медитация помогает извлечь самую соль этой жизни. Не удовлетворяйтесь лишь тем, что носите монашеское одеяние. Размышляйте о Дхарме. Стремитесь постичь суть путем изучения, сосредоточения и практики”. Чже Ринпоче наполнил свою жизнь смыслом, исключив из нее восемь мирских забот. Он отклонил приглашение китайского императора, которое другие на его месте были бы рады принять. Мандала Гухьясамаджи, построенная к учениям Его Святейшества Далай-ламы в монастыре Гьюдмед. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Перед тем, как приступить к чтению восьми великих тантрических комментариев, Его Святейшество сказал, что получил передачу этих сочинений от Линга Ринпоче, и большинство из них относятся к практикам стадии завершения. Спокойным, ровным голосом Его Святейшество читал до самого обеда и продолжил чтение после, когда все вновь собрались в храме. Последние слова трактата по Калачакре он произнес, когда солнце уже клонилось к закату. Заметив, что учения Калачакры прекрасно разъясняются в собрании сочинений Кедруба Чже, Его Святейшество сказал, что вчера, во время подготовительных церемоний, он взглянул на алтарь и подумал, что вместо статуй Будды и Чже Ринпоче на полках должны стоять собрания Кангьюра и Тенгьюра. «Не так давно меня приглашали осветить гигантскую статую Гуру Падмасамбхавы на озере Цопема. Гуру Падмасамбхава сыграл необыкновенно важную роль в истории становления буддизма в Тибете. Он сочинил для тибетцев прекрасные молитвы. Я большой почитатель его доброты, но не мог не отметить в тот раз, что статуя Падмасамбхавы простоит долгие годы, но никогда не заговорит. Подобным образом, мы с величайшим почтением относимся к статуе Будды в Бодхгае, но и она вечно будет хранить молчание. Я твердо верю, что если бы Чже Цонкапа оказался здесь с нами и мы смогли бы задать ему вопросы, он бы сказал: “Все ответы уже есть в 18 томах собрания моих сочинений”. Пожалуйста, усердно их изучайте. Мы должны быть буддистами 21-го столетия; нам нужно понимать смысл, а не просто повторять за другими. Более того, полезно было бы читать не только произведения самого Чже Цонкапы, но и тех, кто его критиковал. Посмотрите, какие доводы выдвигали Дакцан Лоцава, Шакья Чокден, Горампа и Ронгтон Шеджа Кунриг. В наши дни монахи склонны ограничивать круг своего чтения лишь произведениями, традиционно принятыми в их монастыре». В заключение все вознесли молитвы о процветании учений Будды. Прощаясь, Его Святейшество посоветовал собравшимся подойти и рассмотреть песочную мандалу : «Когда вы с преданностью смотрите на мандалу, вы освобождаетесь от злодеяний бесчисленных жизней. Подходите к ней с доброй мотивацией в сердце, помня о бодхичитте и понимании пустоты. Никакой спешки нет, монахи будут читать молитвы перед мандалой еще несколько дней, а потом ее разрушат. Я надеюсь вскоре увидеть большинство из вас в монастыре Таши Лунпо. Мы также приглашаем всех желающих посетить конференцию института “Ум и жизнь” в монастыре Сера». Перевод: Ольга Селезнева |