Сохраним Тибет > Кармапа. Экологический кризис

Кармапа. Экологический кризис


17 декабря 2015. Разместил: savetibet
В мае — июне 2014 года Его Святейшество Кармапа XVII Огьен Тинлей Дордже впервые посетил Германию, исполнив давнее желание своих европейских учеников. Во время этого исторического визита Кармапа — глава 900-летней школы карма кагью тибетского буддизма — путешествовал по всей стране, даруя учения в до предела заполненных залах и встречаясь с представителями различных религиозных конфессий. Предлагаем вашему вниманию третью главу из книги "Взращивая сострадание. Первые учения в Европе", подготовленной по материалам учений. Перевод с тибетского Рингу Тулку Ринпоче и Дамчо Дианы Финнеган, перевод с английского Марии Васильевой. Английское издание подготовлено Фондом Кармапы в Европе. Русское издание подготовлено буддийским центром Карма Дродул Линг.


Кармапа. Экологический кризис

Здесь, в Европе, вы, возможно, знаете об экологии больше, чем я, поэтому не думаю, что смогу сказать вам что-то новое. Тем не менее я считаю, что экологический кризис — это главная проблема ХХІ века. В последние несколько лет я уделял этому вопросу особое внимание и приложил некоторые усилия для защиты окружающей среды.

Я постарался разобраться в этом вопросе и затем начал выступать на некоторые экологические темы, организовывать конференции и принимать конкретные меры в таких сферах, как защита диких животных и лесов. Мы создали ассоциацию под названием «Кхорьюг», которая объединяет пятьдесят пять мужских и женских монастырей по всему гималайском региону: в Индии, Непале и Бутане. Ассоциация не ограничивается лишь монастырями линии кагью тибетского буддизма, но включает также монастыри других линий. Мы организовали центры в каждом монастыре, которые работают с целью увеличения экологической осознанности и активности не только в самих монастырях, но также в организациях, связанных с ними. Я считал, что для монахов и монахинь было важно обрести ясное понимание экологических проблем, поскольку они выполняют роль лидеров в гималайских сообществах. И эта деятельность продолжается уже несколько лет.

Ледники и снежные вершины Гималаев и Тибетского плато питают так много рек Азии, что Тибетское плато называют Водной башней Азии. По этой же причине учёные называют его Третьим полюсом. Поскольку особенно много рек берут своё начало в Тибете, Тибетское плато играет решающую роль в поддержании окружающей среды планеты в целом и Азии в частности.

Поэтому я считаю, что жителям Гималаев особенно важно обрести понимание вопросов защиты окружающей среды. Если раньше их образ жизни находился в гармонии с окружающей средой, то сейчас это уже не так. В наши дни в результате материального прогресса образ жизни изменился, и многие люди не осознают, каким образом их новый образ жизни и материальное развитие наносят вред окружающей среде. Они не понимают, что предметы, сделанные из пластика, не распадаются на протяжении тысяч лет, и бросают их везде, где хотят. Раньше им никогда не приходилось прилагать какие-то особые осознанные усилия для защиты окружающей среды, поскольку их образ жизни был в гармонии с естественной средой.

Когда люди слышат о «тибетском вопросе», то первое, что приходит им на ум, — это политика. Однако, с моей точки зрения, тибетский вопрос не обязательно целиком и полностью должен рассматриваться как политический. Он даже не является заботой одних лишь тибетцев или одной конкретной страны. Вопрос защиты окружающей среды в Тибете касается всей Азии. И, на самом деле, если рассматривать его в более широкой перспективе, то он является заботой всей планеты. С этой более широкой точки зрения мы можем видеть, что тибетцы жили в гармонии с окружающей средой Тибетского плато на протяжении тысяч лет. Поэтому, чтобы защитить природную среду Тибета, необходимо защитить тибетский образ жизни: тибетскую культуру, духовные традиции, привычки, образ мышления, который гармонично сочетается с этой окружающей средой. Данный вопрос выходит за пределы политики. Он выходит за пределы интересов одной расы или одной нации.

Хотя я интересуюсь вопросами защиты окружающей среды, у меня нет особых знаний и опыта в этой сфере. Однако мне оказывал поддержку Фонд защиты дикой природы — в частности, одна женщина из этого фонда, которая взяла под опеку мою экологическую деятельность.

Чтобы нас волновали вопросы защиты окружающей среды, чтобы мы чувствовали необходимость делать что-либо в этой сфере, когда мы слышим об окружающей среде, — для этого в нашем уме должен возникать какой-то образ. В наши дни многие люди переехали жить в города. Люди, выросшие в городах, не имеют близкого контакта с природой. Красота природы — это то, что они в основном видят, глядя на фотографии, и не испытывают её непосредственно, не осознают её важность, как это делают те, кто растёт в окружении мира природы. В моём случае мне повезло вырасти в окружении дикой природы Восточного Тибета в регионе, совершенно не тронутом современной цивилизацией. Наш образ жизни был абсолютно таким же, как у людей, которые жили там на протяжении тысяч лет, он не претерпел никаких изменений.

Сейчас уже нет возможности испытать подобное. Всё было принесено в жертву прогресса. Но в то время это всё ещё было возможно, и у меня был шанс испытать чувство близости с природой и обрести опыт традиционного образа жизни, который был в гармонии с окружающей средой. Поэтому во мне есть основа, которая позволяет мне ценить чрезвычайную важность окружающей среды и испытывать истинное чувство любви, заботы и уважения к дикой природе. Мне кажется, что, когда я говорю о защите окружающей среды, я не просто мыслю концепциями, но испытываю подлинное чувство связи с ней и говорю исходя из этого.

В наше время сложилась определённая тенденция смотреть на результаты, но не видеть их причины. Например, в супермаркете покупатель видит упаковки говядины, курятины и другого мяса. Многие дети думают, что мясо делают в магазине, и не понимают, что для его получения выращивают животных, причиняя им большие страдания, и в конце концов убивают их. Мы не видим причин и условий — мы видим лишь упакованное мясо, которое выглядит как нечто произведённое на фабрике.

Предшествующие причины и условия кажутся слишком отдалёнными от результатов, которые мы видим прямо перед собой. Подобным образом происходит и в случае окружающей среды. Если происходящие изменения и ухудшение состояния окружающей среды далеки от нас, мы не видим и не понимаем их.
Как я уже говорил, я не очень сведущ в вопросах защиты окружающей среды. Однако я могу сказать, что в конечном итоге проблема экологии — это проблема нашего ума, поскольку всё сводится к поведению людей, а наше поведение движимо нашей мотивацией, намерениями и отношением.

Поэтому я говорю, что разрушение природной среды обитания вызвано человеческими желаниями и жадностью. Для того чтобы понять, как работает желание, в буддизме приводится пример шелкопряда, который плетёт кокон, в котором сам и застревает. Точно таким же образом желание порождает лишь большее желание. Посредством желания мы ловим себя в свои же сети. Желание никогда не приводит к прекращению желания, оно лишь приводит к увеличению желания.

В наши дни, что бы мы ни делали — смотрим ли телевизор, читаем газеты или просто идём по улице и смотрим на экран своего мобильного телефона, — мы повсюду встречаем что-то, что увеличивает нашу жадность. Реклама постоянно принуждает нас приобретать что-то другое, говоря: «Хорошо это, хорошо то! Купи это! Купи то!» Бòльшая часть того, что мы видим и слышим, кажется, создано, чтобы вызвать желание и стимулировать нашу жадность.

Каков результат этого? Наши желания возрастают. Мы постоянно хотим больше вещей и поэтому покупаем их. К чему это приводит? Это увеличивает давление на окружающую среду как источник природных ресурсов, которые необходимы для производства этих продуктов. Мы не просто эксплуатируем окружающую среду, мы чрезмерно её эксплуатируем. Поэтому если мы спросим, в чём истинная причина ухудшения состояния окружающей среды, я думаю, следует ответить, что всё сводится к желанию и жадности человеческого ума.

Но если мы спросим, а есть ли предел человеческим желаниям, или придёт ли время, когда наши желания будут удовлетворены, то мне кажется, что это очень маловероятно. В наш век материализма корпорации и правительства обещают удовлетворить все наши желания и в то же время молятся, чтобы наши желания лишь возрастали. Мы молимся: «Пусть мы освободимся от желания!» — тогда как они молятся: «Пусть у них будет больше желаний!» Они молятся и прилагают всевозможные усилия для того, чтобы стимулировать наше желание. В то же время они обещают, что мы сможем продолжать жить так, как мы живём сейчас, ничего не меняя. Это похоже на то, как кандидат в президенты даёт много разных обещаний: «Не волнуйтесь! Я сделаю это, я сделаю то, я обещаю!»

Таким образом мы закрываем глаза на то, что действительно происходит, и вместо этого живём в мире иллюзии. У человеческих существ на самом деле нет огромных желудков, но в нашем воображении наши желудки кажутся поистине огромными. В желудки наших умов могут уместиться три планеты, равные по размерам планете Земля.

Что мы можем сделать с этим? Нам необходимо понять, что наша жажда материальных вещей никогда не будет удовлетворена. Как только мы увидим, что наши желания не могут быть удовлетворены, нам следует спросить себя: а есть ли другой путь? Если такой путь есть, нам необходимо следовать ему.
Если бы я баллотировался в президенты, думаю, у меня не было бы много избирателей. Люди бы думали: «Он твердит, что нам нужно измениться, что наши желания не могут быть удовлетворены, что всё это не работает!» Они ожидали бы, что я буду давать им обещания и гарантировать, что сам обо всём позабочусь, что им не нужно ничего делать, не нужно ничего менять. Так что я бы не был успешным кандидатом в президенты.

Вчера я ходил в итальянский ресторан, где для меня приготовили огромную пиццу. Иногда я думаю, что целая пицца — это слишком много для нашего желудка, и нам на самом деле не нужно столько еды. Но в том, что касается наших желаний, даже пиццы, которую мы не в состоянии съесть, недостаточно: мы хотим получить всю Землю, и даже тогда мы не будем удовлетворены. Поэтому я думаю, что нам следует ясно осознавать разницу между тем, что мы хотим, и тем, что нам необходимо. Очень важно, чтобы мы их различали.

Это не означает, что мы должны научиться обходиться совсем без материальных ресурсов. Это было бы слишком. Нам нужны некоторые материальные ресурсы. Нет необходимости всем жить, как йогин Миларепа. Это было бы слишком экстремально, это не подходит каждому, и в этом нет необходимости. Но нам нужно найти баланс между нашими внутренними ментальными ресурсами и нашими внешними материальными ресурсами. Чтобы начать делать это, мы можем взглянуть на то, что у нас есть, и попытаться почувствовать удовлетворённость этим.

По моему опыту, мы не ценим то, что является обычным и простым, и не чувствуем удовлетворённости тем, что мы у нас это есть. Мы постоянно ждём, что вещи должны быть более качественными и модными, мы всё усложняем. Хотя, мне кажется, в действительности то, что делает нас счастливыми, является простым и обычным.

Возьмём, к примеру, дыхание. Дыхание очень обычно, в нём нет ничего особенного. Но если мы направим на него своё внимание и почувствуем его на опыте, мы увидим, что простое дыхание совершенно удивительно. Кислород, который нам необходим, должен поступать извне — из растений и деревьев. Мы не можем жить без дыхания, и в то же время мы не прилагаем никаких усилий для того, чтобы дышать. Все необходимые условия постоянно присутствуют естественным образом. И это так не только для одного-единственного вдоха, но для последовательной череды вдохов и выдохов, одного за другим. Даже такой опыт может вызвать потрясающее чувство удивления, удовлетворения и счастья.