Сохраним Тибет > Седьмой день учений по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим

Седьмой день учений по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим


29 декабря 2015. Разместил: savetibet
Ташилунпо, Билакуппе, штат Карнатака, Индия, 26 декабря 2015 года – Сегодня утром голоса участников философских диспутов, проходящих ежедневно перед началом учений, звучали иначе – в диспуты вступили монахини. Когда прибыл Его Святейшество Далай-лама, прочли строфы приветствия, «Сутру сердца» и молитву линии преемственности Ламрим, затем подали чай.

Седьмой день учений по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим
Седьмой день учений Его Святейшества Далай-ламы в монастыре
Ташилунпо. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Философские воззрения могут различаться, – начал Его Святейшество, – но все мы абсолютно равны в желании обрести счастье и избежать страданий. Причина, по которой у нас не получается воплотить это устремление в жизнь, в необузданности наших умов. Нас одолевают беспокоящие эмоции, такие как привязанность и гнев. Искусные средства сами по себе не в состоянии противостоять подобным разрушительным эмоциям, здесь не обойтись без понимания пустоты. Нагарджуна называл Будду непревзойденным наставником, поскольку он проповедовал идеи пустоты и взаимозависимого возникновения. Идея взаимозависимого возникновения – глубочайшее наблюдение, поскольку все без исключения вещи зависят от причин и условий. Если бы мы смогли заинтересовать политиков идеей взаимозависимого возникновения, это бы расширило их довольно ограниченное мировоззрение.

Самые глубокие учения Будды содержатся в сутрах совершенной мудрости. В них излагается мудрость, которой нам необходимо овладеть – пустота и взаимозависимое возникновение.

Сегодня мы приступаем к чтению раздела трактата Шамары Пандиты, посвященного аналитической медитации (випашьяне). Как я упоминал вчера, я получил передачу этого сочинения в 60-х годах прошлого столетия от одного монаха из Голока по имени Драгпа Гьяцо. Поскольку поначалу у него самого не было передачи на раздел о випашьяне, я попросил его постараться получить необходимые объяснения. Он нашел одного монаха в преклонных годах – тому перевалило уже за 90 лет. Звали этого монаха, как оказалось, Тензин Гьяцо, и он даровал учения по разделу о випашьяне. На его долю выпало немало страданий в те тяжелые для Тибета годы. Когда ему удавалось найти еду, он ел, а все остальное время питался энергией цветов.

В начале мы все вместе вознесем молитвы Манджушри, ведь он способствует устранению всякого неведения. Постижение пустоты не только помогает нам справиться с разрушительными эмоциями и преодолеть страдания, как это сделали архаты, но также позволит нам устранить препятствия к знания, как это делали и делают Будды и бодхисаттвы».

Седьмой день учений по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим
Монах читает текст вслед за Его Святейшеством Далай-ламой.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество продолжил, не прерываясь, читать трактат, полный наставлений как с прямым смыслом, так и нуждающихся в толковании. Незадолго до перерыва на обед, он достиг кульминационной точки текущего раздела: «Значение пустоты – взаимозависимое возникновение; значение взаимозависимого возникновения – пустота. В сочинении Чандракирти “Ясное толкование основ мадхьямаки” (Прасаннапада) говорится, что пустота – это обозначение, наложенное на взаимозависимое возникновение». На этом месте Его Святейшество оторвал взгляд от страницы с текстом, посмотрел на учеников и с улыбкой заметил: «Непросто все это, правда?»

Раздел, который Его Святейшество начал читать после обеда, был посвящен исследованию темы объекта отрицания. Когда в середине дневной сессии подали чай, Его Святейшество объявил, что намеревается провести церемонию зарождения бодхичитты и даровать обеты бодхисаттв послезавтра. Он добавил, что, вероятнее всего, церемонию зарождения бодхичитты будет проводить в соответствии с наставлениями, изложенными в сочинении Чже Цонкапы «Большое руководство к этапам пути Пробуждения». Он объяснил, что хотя обеты индивидуального освобождения (пратимокша) и тантрические обеты должны дароваться живым учителем, обеты бодхисаттв можно взять на себя перед изображением Будды. Учитель также может даровать их с опорой на комментарий Чже Ринпоче к сочинению «Ступени бодхисаттвы» (Бодхисаттва бухми), к главе, посвященной нравственности.

Его Святейшество сказал: «Именно с такой просьбой я обратился однажды к Кьябдже Лингу Ринпоче. Серкхонг Ринпоче тоже был со мной в тот раз. Меня глубоко взволновала эта церемония, и я плакал. Я думаю, именно ее мы с вами и проведем».

Его Святейшество читал до конца дневной сессии, а в завершение сказал: «Сегодня мы прочли 55 страниц. Изрядный материал для размышлений и анализа».

Мастер пения одного из монастырей горячо и с большим воодушевлением исполнил молитву посвящения традиции Ламрим, а когда стихли последние звуки, Его Святейшество попросил его прочесть молитву «Слова истины», которую венчают такие строки:

Силой глубинной взаимозависимости пустоты и относительных проявлений,
Силой великого сострадания Трех Драгоценностей и обращенных к ним этих Слов Истины,
Силой незыблемого закона причин и следствий,
Пусть эта искренняя молитва не знает преград и будет услышана вскоре.


Перевод: Ольга Селезнева