Сохраним Тибет > В Петербурге открывается выставка «"Сакральный дар божеству…". Скульптура Юго-Восточной Азии VII–XX веков в собрании Эрмитажа»

В Петербурге открывается выставка «"Сакральный дар божеству…". Скульптура Юго-Восточной Азии VII–XX веков в собрании Эрмитажа»


30 января 2016. Разместил: savetibet
12 февраля 2016 года в Манеже Малого Эрмитажа открывается выставка «"Сакральный дар божеству…". Скульптура Юго-Восточной Азии VII–XX веков в собрании Эрмитажа», на которой представлено более 200 экспонатов, рассказывающих об истории культуры и искусства огромного региона – Юго-Восточной Азии.

Эта громадная территория включает материковую (современный Индокитайский полуостров) и островную (в основном Малайский архипелаг) части. Сейчас здесь находится одиннадцать государств, скульптура пяти из них – Таиланда, Бирмы, Лаоса, Вьетнама и Индонезии – представлена в Эрмитаже. Эта коллекция насчитывает более трехсот пятидесяти памятников.

В Петербурге открывается выставка «"Сакральный дар божеству…". Скульптура Юго-Восточной Азии VII–XX веков в собрании Эрмитажа»

Первые предметы из Юго-Восточной Азии (среди которых не было скульптуры) оказались в Эрмитаже в 1891 году – это были подарки сиамского короля Рамы V Чулалонгкорна цесаревичу Николаю Александровичу, будущему императору Николаю II, поднесенные ему при посещении Сиама (Таиланда) во время путешествия на Восток. Основу эрмитажного собрания скульптуры этого региона составляет коллекция сиамской (тайской) буддийской скульптуры, принадлежавшая Георгию Антоновичу Плансону, видному дипломату начала ХХ века, генеральному и чрезвычайному посланнику России в Сиаме в 1910–1916 годах. Переданная в Эрмитаж в 1931 году из Этнографического отдела Государственного Русского музея, она включает более 200 памятников тайской скульптуры XV – конца XIX века, а также несколько бирманских и лаосских изображений. После окончания Второй мировой войны, в 1945–1946 годах, Эрмитажу было передано несколько десятков памятников скульптуры Юго-Восточной Азии из Музея этнологии (Museum für Völker¬kunde) в Берлине. В 1969–1970 годах в Эрмитаж поступило около 400 предметов искусства Индонезии, в том числе десятки скульптур из камня и терракоты. Кроме того, были единичные поступления с таможни, а также приобретения через Экспертно-закупочную комиссию музея.

Памятники на выставке, в основном буддийские, напоминают об удивительном процессе «индианизации», охватившем территории Юго-Восточной Азии в I тысячелетии нашей эры. Сюда были принесены индийские религии (разные направления буддизма и индуизма) и священные тексты, памятники индийского эпоса и традиции создания культовой архитектуры и сакральной скульптуры, сформировались письменности разных народов. В силу своих общих художественных, эстетических и религиозных истоков и сходного круга иконографии архитектура и изобразительное искусство Юго-Восточной Азии представляют собой достаточно цельный культурный блок, внутри которого тем интереснее выявляются региональные различия. Более того, уже в ранних произведениях искусства заметны элементы местных переработок и интерпретаций. Длительный сложный процесс синтеза привнесенных элементов и локальных культов, верований и представлений сложился в культуру, которую мы во многом наблюдаем и в наши дни.

Важнейшая специфическая черта всех индианизированных стран и наследовавших им государств на Индокитайском полуострове – культовый, сакральный характер их искусства и культуры: вплоть до начала ХХ века все изображения создавались изначально только как украшение религиозных построек или как личное подношение в них. Культура древней Юго-Восточной Азии оставила нам, по сути, два ярчайших проявления своего былого взлета – религиозную архитектуру и религиозную скульптуру (живопись частично сохранилась только в Бирме).

С XIII века почти на всей материковой части Юго-Восточной Азии утвердился буддизм тхеравады («учение старейших»), центральной фигурой которого является образ Будды Шакьямуни, основателя учения – он предстает и в монашеском, и в коронованном облике. Например, на выставке представлена небольшая скульптурная голова, изображающая, по всей вероятности, Будду. Скульптура относится к раннему этапу искусства Дваравати (Таиланд) и позволяет познакомиться со своеобразным стилем изображений: круглый овал небольшого лица, волнообразный изгиб бровей, которые плавно переходят одна в другую (иногда это почти прямая линия), выпяченные вперед губы. Большой рот с толстой оттопыренной нижней губой и широкое уплощение под носом придают лицу некоторую детскость, непосредственность. Представленные многочисленные изображения Будды, созданные в разных странах Юго-Восточной Азии, позволяют познакомиться с разными художественными национальными стилями. Более десятка скульптур коллекции имеют надписи, четыре из которых – датированные; они представляют особенный интерес.

Кроме того, на выставке присутствуют изображения адорантов (верующих, поклоняющихся божеству или просящих его о помощи) и низших персонажей пантеона, учеников Будды и монахов, будд прошлого и фантастических существ. Интерес на выставке представляет довольно большая скульптура коленопреклонённого адоранта конца XVIII – начала XIX века из Таиланда, которую отличает выдержанность пропорций, лаконичность и чувство меры в распределении украшений. Среди скульптурных изображений фантастических существ стоит особняком образ Гаруды – «солнечного орла» индийской мифологии, ваханы (ездового животного) бога Вишну. В культуре многих стран Юго-Восточной Азии Гаруда наделён особой магической силой и мощными охранительными качествами (он даже помещен на герб Таиланда и Индонезии); многочисленные небольшие изображения Гаруды постоянно включались в декор построек.

В ХХ веке культовое искусство Юго-Восточной Азии утратило свое исключительное положение в культуре, в этих странах постепенно развивается новое, «современное», искусство. Однако создание культовой скульптуры в материковой части занимает по-прежнему важное место в жизни и общества, и отдельного человека. Не только на праздниках, но и вечерами после работы большое количество людей приходят в столичные и деревенские храмы – помолиться, совершить пожертвование и просто посидеть в окружении многочисленных изображений. Храм и в XXI веке остается в буддийских странах одним из важных культурных и образовательных центров, а значит, живо и культовое искусство.

К выставке выпущены научный иллюстрированный каталог коллекции памятников Юго-Восточной Азии в собрании Государственного Эрмитажа (Издательство «Чистый лист», 2016 год) и брошюра (Издательство Государственного Эрмитажа, 2016 год). Куратор выставки – Ольга Павловна Дешпáнде, ведущий научный сотрудник сектора Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

По материалам официального сайта www.hermitagemuseum.org