Сохраним Тибет > Видео. Далай-лама. Обращение к монгольскому народу по случаю праздника Цаган-сар
Видео. Далай-лама. Обращение к монгольскому народу по случаю праздника Цаган-сар14 февраля 2016. Разместил: savetibet |
Праздничное поздравление-обращение Его Святейшества Далай-ламы XIV к монголам по случаю праздника Цаган-сар. По сведениям, полученным из Офиса Его Святейшества Далай-ламы, это видео записано в Дхарамсале, Индия, съемочной групой Монгольского телевидения незадолго до отъезда Его Святейшества в США в январе 2016 г. Перевод с монгольского: Ж. Оюунчимэг Озвучивание: Роман Сухоставский savetibet.ru Расшифровка видео:Сегодня первый день нового года по нашему летосчислению. В этом году Цаган-сар и Лосар совпали. Поэтому, обратившись сначала к Прибежищу в Трех Драгоценностях, поздравляю всех вас с Новым годом! Наверное, вы все знаете, что Монголия и Тибет имеют исторические связи. Я всегда говорю, что Монголия и Тибет – как близнецы-братья. Еще до распространения буддизма в Центральной Азии Монголия и Тибет были соседствующими государствами, связанными дружескими отношениями. После того как буддизм распространился в Тибет и в великую Монголию – в обеих странах получила развитие одна и та же школа буддизма. В Монголию буддизм пришел позже, уже из Тибета. Я всегда помню об этом. Сам я впервые посетил Монголию в 1979 году. В то время Монголия была социалистической страной. Во время моего визита политика власти была пронизана духом красной идеологии, которая в некоторой степени разрешала религиозную деятельность в пределах монастыря, но вне монастыря она запрещалась. Поэтому мы проводили религиозные обряды, давали учения и лунги в монастыре Гандан. В то время все ламы читали религиозные тексты на тибетском языке. Я видел слезы в глазах лам, когда во время церемонии подношения мандалы они громким голосом читали религиозные тексты. Я тогда тоже испытывал большое волнение. Наши две страны, как я уже сказал, имеют многовековые дружественные отношения, особенно с того периода, когда благодаря вере живых существ в буддийское учение и [трудам] учителя Пагпа-ламы между нами установились тесные духовные связи. Когда всеведущий Сонам Гьяцо посетил Монголию, ему был дарован титул "Далай-лама". Так между Далай-ламой и монголами установилась особая священная связь. Далай-лама XIII, мое предыдущее воплощение, также посещал Монголию. Говорят, он хорошо знал монгольский язык. Я помню эти исторические моменты, то, что в прошлом, в тяжелое время монголы хранили свои традиции, свою национальную религиозную культуру, и особенно культуру великой Наланды, приспосабливая ее к своим традициям. Религия Монголии, преодолев очень трудные времена, развивается дальше. Увидев это, я испытал большую гордость за вас. Я даже плакал. Это стало для меня незабываемым событием. Затем я еще несколько раз посещал Монголию. Всем вам предстоит, одновременно с современной наукой, достигшей больших высот, развивать и традиционную буддийскую религию, которая прежде была в упадке. В Индии [в буддийских монастырях] учится очень много российских граждан, студентов, которые относятся к монгольским национальностям – это калмыки, буряты, тувинцы. Из вашего государства, Монголии, в [тибетских] монастырях обучается более 400 студентов. Они стремятся достичь вершины буддийского учения. В буддизме важна не только вера, но и обретение знания. В буддийском учении главное ‒ достижение запредельной мудрости. Будды трех времен учили, что мы должны руководствоваться не одной только верой, но стремиться к знаниям и в результате полного обучения обрести запредельную мудрость. Даже Всеведущий Будда для обретения мудрости должен был учиться, тренировать свой ум. Поэтому сначала нужно слушать [учения], приобретать соответствующее знание. Затем многократно обдумывать, вновь и вновь анализировать, чтобы понять смысл. После этого, совмещая анализ и практику медитации, порождать бодхичитту. Развивая ее дальше, надо стремиться к достижению состояния Будды. Если кратко: "Ом гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи сваха" – "Иди, иди, выйди за пределы, совершенно выйди за пределы, укоренись в просветлении". Исходя из этого, силой аналитического ума надо развивать дальше обретенные знания, устранить омрачения, в конце концов, достичь просветления. Поэтому самое важное – изучать буддийское учение. Когда я встречаюсь не только с тибетцами, но и с буддистами Китая, Японии, Кореи, всегда напоминаю и советую им: "Мы должны стать буддистами XXI века". Буддист XXI века – это человек, имеющий современное образование и понимание основ буддийской философии, сочетающий знания и веру. Это сочетание веры и знания является принципом нашей религии. Если мы сумеем их объединить, наши религия и вера продолжат развиваться в XXII и XXIII веках. Поэтому самое важное – изучение Дхармы Будды. Я вижу, что мои духовные друзья очень стараются строить новые дуганы, создавать буддийские изображения. Это очень нужно и полезно. Но самое полезное – создание книг, печатание трудов монахов, распространение книг и учения для просвещения верующих. Я сейчас призываю к этому братьев и сестер из Монголии. В один из предыдущих визитов я обратился ко всем вам наставлением: "Не пейте водку, пейте больше кумыса". И я очень рад, что вы приняли мое наставление. Сегодня нам очень важно учиться сочетать изучение достижений западного научно-технического прогресса и учений великой школы Наланды. Поэтому я вам всем напоминаю, чтобы вы придавали этому большое значение. Я несколько раз посещал Монголию. Во время этих визитов я чувствовал, что многовековые буддийские традиции не утрачены и имеют большой потенциал. И у меня есть желание еще много раз посетить Монголию. Так что надеюсь встретиться с вами. Большое спасибо всем. Монголия – прекрасная страна с красивой природой, пусть она еще больше расцветает и все населяющие ее живые существа найдут счастье. И пусть Монголия идет в ногу с научно-техническим и технологическим прогрессом, пусть люди в ней обретут счастье и душевное равновесие, в этой жизни и будущих – счастье и благополучие. Если в нынешней жизни будете жить со смыслом, обретете благие рождения. Поэтому желаю вам так поступать. Мне исполнилось 80 лет, но я чувствую себя хорошо. У меня есть желание вновь посетить Монголию и попить кумыса. Спасибо. Счастливого праздника! |