Сохраним Тибет > Матье Рикар. К чему ведет то или иное восприятие "я"
Матье Рикар. К чему ведет то или иное восприятие "я"23 марта 2016. Разместил: Ing |
14–17 декабря 2015 г. в монастыре Сера в Билакуппе (Индия, штат Карнатака) проходила XXX конференция института «Ум и жизнь» на тему «Восприятие, концепции и "я"». Предлагаем вашему вниманию доклад Матье Рикара, в котором он рассматривает, к чему ведет то или иное восприятие "я", как из него вытекает наше видение мира и других и совершаемые под его влиянием поступки. Перевод: Ольга Селезнева Озвучивание: Наталья Иноземцева Режиссер звукозаписи: Максим Брежестовский РАСШИФРОВКА ВИДЕО Тхуптен Джинпа: Его Святейшество слегка простыл, не хочет нас заражать. Мы говорили о различных видах «я», о разных видах «я», в том числе о «я», связанном с телом. Сегодня это «я» Его Святейшества немного приболело. Джоан Халифакс: Доброе утро, Ваше Святейшество. Сегодня у нас последняя встреча в рамках нынешней конференции. И снова мы хотим сказать огромное спасибо за то, что мы здесь, с вами, в монастыре Сера. Мы исследовали область ощущений, восприятия, затем перешли к теме формирования концепций и восприятия собственного «я». Сегодня утром доклад будет делать ваш ученик, Матье Рикар. Он поможет нам еще больше углубиться в понимание этой темы, рассмотрев преобразование ограниченного «я» в безграничное «я». Матье, как вы знаете, ученый, опытный созерцатель, провел долгие годы в Гималаях, он писатель и фотограф, и пожалуй, больше всего известен за свою филантропическую деятельность. Прошу, Матье. Матье Рикар: Ваше Святейшество, дорогие ученые, геше Табкхе, Тхуптен Джинпа, Джей и Джон. Сложно выступать в вашем присутствии, вы знаете в тысячу раз больше меня, не получившего строго буддийского образования. По счастью, сегодня мне не нужно слишком углубляться в буддийскую философию, разве только во вступлении. Цель моего доклада – расширить границы нашего обсуждения, чтобы понять, как совместными усилиями мы можем сделать мир лучше, опираясь на основополагающие общечеловеческие ценности, светскую этику и научные данные. Сегодня я хочу предложить вам доклад не о восприятии, концепциях или «я» как таковом, а о том, к чему ведет то или иное восприятие «я». Кто-то скажет: «Да какая разница: думаю я, что “я” существует, как нечто цельное и независимое или нет, когда вся планета в огне? Так ли это важно?» На самом деле, с тем же успехом можно сказать: «Какое мне дело до искры, если весь лес пылает?» Но пожар начинается именно с одной искры, которая попадает в сухую траву, и вот уже весь лес охвачен огнем. Я хочу показать, например, именно из концепции о самосущем, неделимом, монолитном «я» возникает видение мира и других, опирающееся на весьма эгоцентричную позицию. Возьмем для примера проблемы экологии. Это сложный вопрос с политической, экономической и научной точки зрения. Конечно, мы достигли некоторого консенсуса о происходящем, но что будет дальше – случится ли страшная катастрофа или нечто менее серьезное? На этот вопрос однозначного ответа нет. В конечном итоге, все вопросы сводятся к противопоставлению эгоизма и альтруизма. Никого из присутствующих здесь уже не будет в живых через 150 лет. Лично я проживу еще лет десять, если мне повезет. И если не заботиться о будущих поколениях, не принимать в расчет их интересы, то какой смысл тревожиться об окружающей среде? Кто-то просил: «Почему я должен думать о будущих поколениях, что они для меня сделали?» Если вы заняли такую эгоистичную позицию, то никаких проблем у вас нет. Я хочу показать, как неправильное восприятие «я» ведет к подобному отношению. Мы с вами тщательно и подробно исследовали идею «я»; ее очень ясно изложили замечательные ученые-философы, выступавшие до меня. Но я хочу еще раз вкратце рассказать, как неправильное восприятие «я» ведет к эгоистичному отношению к миру, к другим, в том числе к другим видам животных. Во-первых, как часто повторяет Его Святейшество, наше «я» присутствует в каждую минуту нашей жизни. Мы говорим: я хочу есть, я замерз, я существую. Конечно, это вполне естественно, в этом нет ничего плохого, мы так устроены для того, чтобы жить в этом мире. И как мы говорили раньше, у нас есть идея личности – это подвижный непрекращающийся поток сознания, который несет в себе все отпечатки прошлого, будь то из этой жизни, а с буддийской точки зрения, и из бесконечного множества предыдущих жизней. Есть «я» в каждую минуту и есть непрерывный поток, для каждого человека свой, подобно тому, как Ганг не одно и то же, что Миссисипи, хотя нет никакого независимого объекта под названием Ганг. И есть «я» как некое построение, концепция. Мы верим, что оно цельное, в некотором роде постоянное, как вы говорили вчера. Мы чувствуем, что я в детстве и я сегодня все тот же человек, и это помогает нам сохранять ощущение целостности. Мы также верим в самосущее «я»; «я» должно существовать каким-то образом, и некоторые люди даже полагают, что это «я» и есть ядро, суть человека. Чем сильнее в нас такое восприятие, тем сильнее наш эгоцентризм: «Весь мир вращается вокруг меня, я – центр мироздания». К примеру, вы можете полагать, что какая-то страна, например, Франция – это центр мира. А центр Франции – Париж, а центр Парижа – это я. Вот таким может быть наше восприятие. Мы холим и лелеем собственное «я», стараемся ублажать его и избавиться от того, что ему угрожает, отсюда эмоции притяжения и отталкивания. Из этого возникает то, что известно в буддизме как пять основных ядов или токсинов ума – ненависть, желание или привязанность, неведение в смысле неумения различать, что принесет счастье, а что страдания; гордыня или высокомерие; зависть. Все эти эмоции приносят страдания. В целом, в грубом приближении, мы можем сказать, что это неотъемлемые характеристики эгоизма – всё для меня и только для меня. Но если мы внимательно рассмотрим этот вопрос, проведем тщательное исследование, то увидим, что концепция «я» мы связана с постоянно меняющимся потоком сознания, который все время изменяется, а также с многочисленными непостоянными и взаимозависимыми физическими совокупностям, об этом говорили вчера, не будем возвращаться к этой теме. Но если мы постигнем взаимозависимость всех явлений, то это естественным образом заставит нас с большим вниманием относиться к другим. Я не хочу страдать сам; просыпаясь поутру, я не мечтаю страдать весь день напролет. Совершенно очевидно, что ни одно живое существо не хочет страдать. В силу взаимосвязанности мы понимаем, что если нам не безразличны собственные страдания, то и страдания других не могут быть нам безразличными. Альтруизм, или щенпен, это желание, чтобы другие обрели счастье и причины для счастья. Безусловно, многие существа страдают, поэтому, когда мы встречаемся состраданием, альтруизм становится состраданием, желанием, чтобы другие освободились от страданий и причин страданий. Некоторые могут сказать, что гораздо проще стремиться к собственному счастью, думать только о себе, это гораздо легче: «Я вовсе не против, чтобы другие тоже были счастливы, но это не мое дело». Но стремление жить в собственном коконе, думать только о собственном счастье – это несостоятельная стратегия. Несостоятельная в первую очередь потому, что мысли только лишь о себе не приносят счастья уму. Они заставляют нас чувствовать себя несчастными. И, конечно, в таком состоянии ума мы делаем несчастными и других, поскольку ведем себя эгоистично. Кроме всего, такая стратегия просто не работает. Ведь она исходит из предпосылки, что человек может существовать, вовсе не соприкасаясь с окружающим миром, что неверно, и потому такая модель обречена на провал. Если взглянуть на противоположность эгоизма – заботу о других, альтруизм и сострадание, то оказывается, что это подход, при котором нет проигравших. Когда ваш ум исполнен доброты, великодушия, любви и заботы, это приносит вам наибольшее уд |